РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2013 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Центрального района г.о.Тольятти ФИО1,
при секретаре Тормозовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО2 об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы г.о.Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, обратившись в суд с названным заявлением, указал, что решением Думы г.о.Тольятти от 19.06.2013 года на 08.09.2013 года назначены выборы депутатов Думы г.о.Тольятти 6 созыва. 05.07.2013 года в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 14 ФИО2 подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти, а также документы, подтверждающие изложенные в заявлении сведения о кандидате. На момент выдвижения ФИО2 временно не работал, о чем указал в заявлении о согласии баллотироваться. Полагая, что такого указания достаточно, заявитель не приложил к заявлению документы, подтверждающие статус временно не работающего. 11.07.2013 года в 16 часов 10 минут заявителем получено извещение окружной избирательной комиссии о следующих недостатках заявления о согласии баллотироваться: не предоставлена копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы и службе, о занимаемой должности (роде занятий); в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах в графе «доходы» не указан источник выплаты дохода; в форме сведений о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сберегательного банка ПРФ неверно указано наименование избирательной комиссии. 11.07.2013 года в 17 часов 50 минут заявителем были представлены уточнения сведений о кандидате, в том числе копия трудовой книжки, подтверждающая род занятий ФИО2 – временно неработающий. Решением № 50/1 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 от 15.07.2013 года ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти в связи с непредставлением одновременно с заявлением о согласии баллотироваться копии документа, подтверждающего род занятий кандидата. Просит отменить оспариваемое решение и обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы г.о.Тольятти 6 созыва зарегистрировать ФИО2, выдвинутого избирательным объединением в качестве кандидата в депутаты Думы г.о.Тольятти 6 созыва по одномандатному избирательному округу № 14, обратив решение к немедленному исполнению.
Заявитель ФИО2 и его представитель, действующая по устному ходатайству, в судебном заседании поддержали доводы заявления и дополнили, что ФИО2 своевременно воспользовался своим правом на уточнение и дополнение сведений о кандидате, предоставив избирательной комиссии копию трудовой книжки.
Представители Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.о.Тольятти ФИО6 и ФИО7, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с заявлением не согласились, пояснив, что в силу ч. 3 ст. 33 Закона Самарской области от 08.06.2006 года «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» кандидат к заявлению о согласии баллотироваться обязан приложить документы, подтверждающие сведения о кандидате, изложенные в заявлении. ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться указал, что он временно не работает, однако не приложил к заявлению документ, подтверждающий род занятий кандидата: копию трудовой книжки. В данном случае копия трудовой книжки является документом, необходимым для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. 11.07.2013 года заявителем дополнительно представлен названный документ, однако пунктом 1 Разъяснения порядка применения пункта 1.1, подпунктов «В.1», «В2» пункта 24, подпунктов «Б1», «Б2» пункта 25, подпунктов «З», «И» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», утвержденного Постановлением ЦИК РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата. Такие документы могут быть представлены исключительно одновременно с заявлением о согласии баллотироваться.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление является необоснованным, суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В силу пункта 2 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 3 статьи 33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, по единому избирательному округу в составе списка кандидатов с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 38 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии.
Согласно подпункту «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Судом установлено, что решением Думы г.о.Тольятти № 1233 от 19.06.2013 года, опубликованным 21.06.2013 года, на 08.09.2013 года назначены выборы депутатов Думы г.о.Тольятти 6 созыва.
05.07.2013 года ФИО2 обратился в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы г.о.Тольятти 6 созыва с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти, сообщив о себе, в том числе следующие сведения: род занятий – временно неработающий, и приобщив к заявлению следующие документы: копию паспорта; копию документа, подтверждающего сведения об образовании; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; документ, подтверждающий сведения о принадлежности кандидата к политической партии либо иному общественному объединению и его статус в нем, официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; решение избирательного объединения о выдвижении кандидата; сведения о кратком наименовании избирательного объединения для использования в избирательных документах.
Согласно подтверждению от 05.07.2013 года (16 часов 01 минута) ФИО2 не подавались документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения о роде занятий (временно неработающий).
В 16 часов 10 минут 11.07.2013 года ФИО2 письменно уведомлен о том, что в представленных им документах отсутствует копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об основном месте работы и службе, о занимаемой должности (роде занятий); в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах в графе «доходы» не указан источник выплаты дохода; в форме сведений о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сберегательного банка ПРФ неверно указано наименование избирательной комиссии.
11.07.2013 года в 17 часов 50 минут ФИО2 подано заявление о внесении уточнений в представленные им документы на выдвижение, а также дополнительно представлена копия трудовой книжки заявителя.
Решением № 50/1 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 от 15.07.2013 года ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (непредставление одновременно с заявлением о согласии баллотироваться копии документа, подтверждающего род занятий кандидата).
Не согласившись с принятым решением, ФИО2 полагает достаточным указания в заявлении о согласии баллотироваться на род занятий - временно неработающий – без подтверждения соответствующими документами.
Между тем с указанными доводами согласиться нельзя, поскольку в силу п. 57 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» род занятий – документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Доводы заявителя об отсутствии законодательного закрепления обязанности кандидата подтверждать статус неработающего лица, в данном случае временно неработающего, основаны на неверном толковании норм права, поскольку по смыслу пункта 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, статус неработающего кандидата характеризует его род занятий, а, следовательно, требует документального подтверждения.
Таким образом, в силу положений ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» приложение к заявлению о согласии баллотироваться копии документа о роде занятий кандидата является обязательным, а отсутствие указанного документа влечет отказ в регистрации в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, подпунктом 3 пункта 9 ст. 38 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
Доводы ФИО2 о том, что закон не запрещает представлять копии документов, не приложенных к заявлению о согласии баллотироваться, позднее, в течение срока, установленного для выдвижения кандидатов, не могут быть признаны справедливыми.
Так, в соответствии с п. 1.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2.2 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Анализ приведенной правовой нормы позволяет сделать вывод о праве кандидата вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению, а также о праве на замену представленного документа в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Таким образом, право на представление дополнительно копий документов, которые не были приложены к заявлению о согласии баллотироваться, позднее даты уведомления о выдвижении кандидата указанной нормой закона не предусмотрено.
Поскольку заявителю отказано в регистрации в связи с отсутствием документа (копии трудовой книжки), у избирательной комиссии отсутствовала обязанность уведомления ФИО2 о недостающих документах. По мнению суда, положения п. 1.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 2.2 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» применяются в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов. Иное толкование закона лишает какого-либо значения законодательно закрепленное требование предоставления для регистрации соответствующих документов.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 года № 203/1272-4 утверждено Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов «В.1», «В2» пункта 24, подпунктов «Б1», «Б2» пункта 25, подпунктов «З», «И» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно пункту 1 названного Разъяснения ответственность за представление документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение. Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В силу пункта 13 ст. 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Следовательно, Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23.03.2007 года № регулирует спорные правоотношения, поскольку в силу закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обладает правом нормотворческой деятельности по опросам единообразного применения Федерального закона, принятые ею правовые акты являются обязательными для исполнения.
Анализ названного Разъяснения также дает основания полагать, что законом не предусмотрено право дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов. По мнению суда, кандидат наделен лишь правом заменить представленный документ, если он оформлен с нарушением закона.
Заслуживают внимания и доводы представителей Территориальной избирательной комиссии Центрального района г.о.Тольятти, согласно которым дополнения и уточнения были представлены заявителем после истечения срока, установленного для выдвижения кандидатов.
Так, согласно ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 15 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона Самарской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования» выдвижение кандидатов производится в течение 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных (многомандатных) избирательных округов.
Согласно материалам дела копия трудовой книжки была представлена заявителем в избирательную комиссию 11.07.2013 года, то есть за пределами срока, установленного для выдвижения кандидатов (10.07.2013 года).
Анализируя обстоятельства дела, суд приходит к выводу о правомерности отказа ФИО2 в регистрации кандидатом в депутаты Думы г.о.Тольятти 6 созыва на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 94-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий: