Дело № 2-3771/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд г. Златоуста Челябинской области в составе:
председательствующего Руновой Т.Д.,
при секретаре Мельниковой А.В.,
с участием помощника прокурора г.Златоуста Козловой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Златоуста в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ИП ФИО1), в котором просит:
признать незаконным бездействие ИП ФИО1 по разработке и утверждению правил внутреннего контроля; назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления; непостановке на учет в уполномоченном органе; ненадлежащей идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей; непроведению проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
обязать ИП ФИО1 совершить действия по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: осуществить постановку на учет в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу; разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления; назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления; предоставлять в уполномоченный орган установленную Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» необходимую информацию.
В обоснование своих требований Прокурор г. Златоуста указал, что при проверке исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлен факт неисполнения ИП ФИО1 требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ответчика является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31). В связи с этим, на ИП ФИО1 распространяется действие Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Вместе с тем, в нарушение требований вышеуказанного Федерального закона ИП ФИО1 правила внутреннего контроля не разработаны, должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначено, идентификация клиентов надлежащим образом не проводится, постановка на учет в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу, не осуществлена, доступ к информации в отношении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, через личный кабинет на официальном сайте не получен. Ответчиком не исполняется законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В судебном заседании помощник прокурора г.Златоуста Козлова С.Г. на удовлетворении заявленных требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.
Согласно ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судом были предприняты все возможные в данном случае меры, предусмотренные ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела в целях предоставления ей возможности ознакомиться с материалами дела и эффективно участвовать в рассмотрении дела, не злоупотребляя при этом своими процессуальными правами. Однако, предпринятые судом для извещения ответчика меры результатов не дали.
Так, согласно адресной справки (л.д.29), ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>
Направленные по указанному адресу заказные письма, содержащие информацию о датах и месте проведения судебных заседаний, возвратились в суд за истечением срока хранения (л.д. 30,36).
В связи с тем, что заказные письма доставлялись по месту регистрации ответчика, а сведениями об ином месте жительства ответчика суд не располагает, учитывая, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также положений пп. "c" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, указывающего на то, что уголовные, гражданские дела, дела об административных правонарушениях должны рассматриваться без неоправданной задержки, в строгом соответствии с правилами судопроизводства, важной составляющей которых являются сроки рассмотрения дел, суд приходит к выводу об извещении ответчика и рассмотрении настоящего спора в его отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу (далее МРУ Росфинмониторинга по УФО) в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело в его отсутствие, полагает требования прокурора г.Златоуста правомерными, подлежащими удовлетворению (л.д. 31, 33, 34).
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Федеральный закон от 07.08.2001 года № 115-ФЗ) закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии со ст. 5 Закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Из представленных Прокурором г.Златоуста документов следует, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности ИП ФИО1 является деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД 68.31) (л.д. 13, 39-40).
Согласно подп. 10 п.5 Указа Президента РФ от 13.06.2012 N 808 (ред. от 08.03.2016) "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу" Росфинмониторинг ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
ФИО2 Правительства РФ от 27.01.2014 года № утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
В соответствии с п.2 указанного Постановления постановке на учет в территориальном органе подлежат индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (п.2).
При этом в соответствии с п.3 и п.4 Постановления постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг. Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - карта).
Согласно перечню организаций и индивидуальных предпринимателей ИП ФИО1 не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинг по УФО (л.д. 8).
Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Требования к правилам внутреннего контроля установлены постановлением Правительства РФ N 667 от 30.06.2012 года "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Указанные Требования регламентируют содержание правил внутреннего контроля (перечень программ).
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утверждены ФИО2 Правительства РФ от 29.05.2014 N 492.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе, идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя; документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами; не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
ФИО2 Правительства РФ от 19.03.2014 N 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, которым определен порядок представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации и документов, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Положением о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее Положение), утвержденным приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 года № 59, установлены требования к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Согласно п. 2.1. указанного Положения идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска;
обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации. С целью установления порядка формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - перечень), и доведения перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей ФИО2 Правительства РФ от 06.08.2015 года № 804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 21 вышеуказанных Правил доведение информации, о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
Из акта проверки соблюдения законодательства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правила внутреннего контроля ИП ФИО1 не разработаны, должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначено, идентификация клиентов надлежащим образом не проводится, постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга по УФО не осуществлена, доступ к информации в отношении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, через личный кабинет на официальном сайте не получен, проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не проводится (л.д. 9-10).
Из объяснений ИП ФИО1, данных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период осуществления предпринимательской деятельности ею совершено 5 сделок купли – продажи недвижимого имущества с участием физических лиц – граждан Российской Федерации. Правила внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, ею не разрабатывались, ответственное лицо не назначалось. В Управление Росфинмониторинга она не обращалась, доступа к перечню лиц, причастных к экстремисткой деятельности или терроризму, она не имеет. Проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) имущества она не проводила (л.д. 11, 12).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что правила внутреннего контроля ИП ФИО1 не разработаны, должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не назначено; идентификация клиентов надлежащим образом не проводится; постановка на учет в МРУ Росфинмониторинга по УФО не осуществлена, доступ к информации в отношении организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, через личный кабинет на официальном сайте не получен; проверка наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не проводится.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения не позволяют обеспечивать контроль со стороны государства за легальностью деятельности ИП ФИО1 в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма. Противоправное бездействие ИП ФИО1 создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, основных прав и свобод человека и гражданина, угрозу совершения террористических актов и иных проявлений терроризма.
На основании изложенного, суд полагает подлежащими удовлетворению требования прокурора г. Златоуста о признании незаконным бездействие ИП ФИО1 по разработке и утверждению правил внутреннего контроля, назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления; непостановке на учет в уполномоченном органе; ненадлежащей идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей; непроведению проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и считает возможным возложить на ИП ФИО1 обязанность совершить действия по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: осуществить постановку на учет в Межрегиональное управление Росифинмониторинга по Уральскому Федеральному округу; разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления; назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления.
Вместе с тем, требования прокурора г. Златоуста о возложении на ответчика обязанности по предоставлению в уполномоченный орган установленной Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» необходимой информации, суд полагает, заявлены преждевременно, поскольку последующее исполнение ответчиком указанной обязанности, по сути, поставлено в зависимость от результатов идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из требований законодательства и соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает установить срок для исполнения требований – в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Златоустовского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Златоуста в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 по разработке и утверждению правил внутреннего контроля; назначению специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления; непостановке на учет в уполномоченном органе, ненадлежащей идентификации клиентов, представителей клиентов и выгодоприобретателей; непроведению проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия по исполнению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно: осуществить постановку на учет в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по Уральскому Федеральному округу; разработать правила внутреннего контроля и программы его осуществления; назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета Златоустовского городского округа в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Златоустовский городской суд.
Председательствующий Т.Д. Рунова