38RS0№-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,
с участием истца С.Л.М.,
представителя третьего лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Б.Н,Н,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению С.Л.М. к администрации Марковского муниципального образования о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец С.Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Марковского муниципального образования, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ....2, площадью 700 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
В обоснование заявленных требований истец указала, что на основании Выписки из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок, выданной администрацией Марковского муниципального образования **/**/****, ей был предоставлен в собственность земельный участок, расположенный по адресу: ....2, площадью 700 кв.м., с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
**/**/**** Управлением Росреестра по Иркутской области ей было отказано в государственной регистрации права. В обоснование отказа указано, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, при уточнении границ земельный участок с кадастровым номером № входит в границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения: «Второй пояс зон санитарной охраны источников водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)».
В соответствии с п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность.
Однако, как указывает истец, право собственности на земельный участок у нее возникло **/**/****, согласно выписки из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок, в то время как «Второй пояс зон санитарной охраны источников водоснабжения .... (Ершовский водозабор)» установлен постановлением .... от **/**/****№-пп.
Отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельный участок, площадью 700 кв.м., лишает истца возможности реализовать свои права собственника.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами, в том числе путем признания права.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Истец С.Л.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в иске. Просила требования удовлетворить, указывая, что спорный земельный участок находится в ее фактическом владении с 1983 года.
Представитель ответчика администрации Марковского муниципального образования в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Иркутской области Б.Н,Н, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представив суду свои возражения в письменном виде.
Представитель третьего лица управления Росреестра по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, по существу заявленных требований представил письменный отзыв, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, по существу заявленных требований представил письменные пояснения, в которых просил рассматривать дело в его отсутствие.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика, третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательств в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ....2, истец С.Л.М. в подтверждение возникновения права на земельный участок представила выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участоок, выданную администрацией Марковского муниципального образования 13.11.2019.
Из представленной в материалы дела выписки из похозяйственной книги следует, что С.Л.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: ....2.
В отношении данного земельного участка по заданию истца С.Л.М. кадастровым инженером ООО «Дело» К.Е,И., подготовлен межевой план от 15.01.2020.
Исходя из системного толкования норм п. 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и пункта 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», выписка их похозяйственной книги может служить основанием для регистрации ранее возникшего прав гражданина. Между тем, исходя из указанных норм закона, следует, что сведения из похозяйственной книги являются основанием для регистрации права собственности только в случае, если запись внесена до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (29.10.2001).
Реализуя свое право по регистрации права собственности на указанный земельный участок, С.Л.М.**/**/**** через ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в Управление Росреестра по Иркутской области.
В качестве правоустанавливающего документа С.Л.М. была представлены выписка из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок от **/**/****, выданная администрацией Марковского муниципального образования.
Управлением Росреестра по Иркутской области по результатам пространственного анализа координат, содержащихся в межевом плане от 15.01.2020, подготовленном кадастровым инженером ФИО1, и представленном к учетным действиям ФИО2, было установлено, что земельный участок в заявленных границах входит в зону с особыми условиями использования территории с реестровым номером № второй пояс зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), сведения о границах которой внесены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в реестр границ 30.03.2016 в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 24.01.2011 №-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)» и установлении границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор)».
В связи с изложенным, со ссылкой на положения ч. 2 п. 14, ч. 5 ст. 27 ЗК РФ Управоение Росреестра по Иркутской области отказало С.Л.М. в государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Полагая свое право нарушенным, С.Л.М. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Так, согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в том числе в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно абз. 1 п. 1.5 СанПиН 2.**/**/****-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абз. 2 п. 1.5 СанПиН 2.**/**/****-02).
В силу п. 8 ст. 26 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от **/**/**** № 342-ФЗ до **/**/**** зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования данного Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.
Как установлено судом и объективно подтверждается материалами дела, при уточнении границ спорный земельный участок, на который истец просит признать за ней право собственности, входит в границы зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения Второй пояс зон санитарной охраны источника водоснабжения .... (Ершовский водозабор).
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от **/**/****№-пп «Об утверждении рабочего проекта «Зоны санитарной охраны источника водоснабжения .... (Ершовский водозабор)» и установлении границ и режима зон санитарной охраны источника водоснабжения .... (Ершовский водозабор)» (далее - Постановление №-пп) установлены и описаны границы зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор) в системе координат МСК 38, в том числе, границы второго пояса зон санитарной охраны Ершовского водозабора. Указанные зоны поставлены на государственный кадастровый учет как зоны с особыми условиями использования территории в 2016 году.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С.Л.М. о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку данный земельный участок входит в пределы границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения г. Иркутска (Ершовский водозабор), следовательно, является ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Между тем, стороной истца не представлено доказательств того, что спорный земельный участок находится за пределами границ второго пояса зон санитарной охраны источника водоснабжения .... (Ершовский водозабор), и, как следствие, не ограничен в обороте, может быть предоставлен ей на праве собственности. Напротив, сторона истца в ходе рассмотрения дела по существу не оспаривала факт нахождения испрашиваемого земельного участка в пределах границ санитарной охраны второго пояса Ершовского водозабора.
Доводы истца о том, что земельный участок находится в ее фактическом владении длительный период времени, в том числе еще до постановки на государственный кадастровый учет зон с особыми условиями использования территории, суд оценивает критически, как не имеющие правового значения по делу.
В данном случае С.Л.М. не лишена возможности оформить спорный земельный участок на праве аренды.
Следует также отметить, что настоящий иск С.Л.М. заявлен к ненадлежащему ответчику. В силу пункта 10.1 статьи .... от **/**/****№-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», ст. 3 Закона Иркутской области от **/**/****№-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Иркутской области и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от **/**/****№-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, в силу закона, именно Министерство имущественных отношений Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области по распоряжению земельными участками, находящимися на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области государственная собственность на которые не разграничена. Орган местного самоуправления – в данном случае администрация Марковского муниципального образования такими полномочиями не обладает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований С.Л.М. к администрации Марковского муниципального образования о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 13 октября 2021 года.
Судья: О.В. Недбаевская