ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3773/13 от 04.12.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

2-3773/13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Томск 04 декабря 2013 г.

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Ткаченко И.А.

при секретаре Лысовой В.А.,

с участием:

представителя заявителя Григоряна А.Г. – Лаптева Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,

представителя администрации г. Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна АГ об оспаривании бездействия администрации г. Томска по непринятию решения по заявлению об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для строительства,

установил:

Григорян А.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации г. Томска по непринятию решения по его заявлению об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для строительства, по адресу <адрес>, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности принять решение о формировании земельного участка. В обоснование заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, площадью ... кв.м., расположенного в зоне П-3 для предприятия автосервиса, с приложением всех требуемых документов. Ответа на свое заявление до настоящего времени не получил. Просил признать незаконным бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии решения по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, просил о рассмотрении заявления в свое отсутствие, что в соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявление по доводам в нем изложенным, дополнительно указал, что ответ администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ не расценивается заявителем как решение положительное или отрицательное, что подтверждает бездействие администрации г. Томска.

Представитель администрации г. Томска считал, что бездействия администрации в данном случае нет, определенные действия по заявлению Григоряна А.Г. администрацией г. Томска были выполнены. Его обращение было рассмотрено комиссией администрации по вопросам предоставления земельных участков, согласно выводам которой, в настоящий момент решить вопрос об образовании и предоставлении истребуемого земельного участка невозможно, поскольку отсутствуют планировка территории, межевание, не определены границы земельных участков. Истребуемый заявителем земельный участок на данный момент не сформирован. К рассмотрению данного вопроса можно будет вернуться после утверждения плана территории. Просил отказать в удовлетворении заявления.

Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009 № 2 (в ред. от 09.02.2012):

- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций,

- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению,

- к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как установлено статьей 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес> площадью ... кв.м. для предприятия автосервиса.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрации г. Томска за подписью председателя комиссии по вопросам предоставления земельный участков К, заявитель проинформирован о том, что его обращение рассмотрено. Кроме того, в данном письме заявителю сообщается, что земельный участок по адресу: <адрес> расположен на территории, где отсутствует проект планировки территории, проект межевания, т.е. не определено устойчивое развитие территории: не определены красные линии, обозначающие границы территорий общего пользования, границы линейных объектов. В связи с чем формирование и предоставление земельного участка по указному адресу будет осуществляться после разработки и утверждения документации по планировке соответствующей территории. Вопрос о предоставлении либо не предоставлении земельного участка в указанном письме не разрешался.

Тем самым, заявитель проинформирован о характеристиках местности, в которой расположен испрашиваемый земельный участок, а также о возможных дальнейших действиях администрации по формированию и предоставлению земельного участка по указанному адресу.

Правовой статус, основные задачи и функции, а также порядок работы и основные требования к делопроизводству комиссии по вопросам предоставления земельных участков определяется Регламентом работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков, утвержденного постановлением администрации г. Томска №240-р от 30.03.2012 (далее Регламент), (пункт 1.1).

Согласно п.2.2 Регламента основными функциями Комиссии являются предварительное рассмотрение и решение вопросов, возникающих в связи с поступлением в администрацию Города Томска следующих заявлений физических и юридических лиц:

- заявлений о выборе земельных участков для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта;

- заявлений о предоставлении земельных участков для строительства без предварительного согласования места размещения объекта;

- заявлений о предоставлении земельных участков для размещения временных (некапитальных) объектов;

- заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с Регламентом работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным постановлением администрации Города Томска от 29.11.2010 N 1272;

- заявлений о предоставлении земельных участков для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества.

По результатам рассмотрения указанных вопросов Комиссия направляет рекомендации Мэру Города Томска по принятию наиболее оптимальных решений.

Если иное не установлено настоящим пунктом, протокол заседания Комиссии оформляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в администрации Города Томска, утвержденной постановлением администрации города Томска от 15.01.2009 N 10, подписывается секретарем Комиссии и председателем Комиссии и утверждается Мэром Города Томска.

Пунктом 1 распоряжения администрации Города Томска от 28.11.2013 N р1221 "О внесении изменений в распоряжение администрации Города Томска от 30.03.2012 N р240 "О регламенте работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков", внесены изменения в пункт 4.2 Регламента работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков, утвержденного распоряжением администрации Города Томска от 30.03.2012 N р240, указанный пункт изложен в следующей редакции: "Если иное не установлено настоящим пунктом, протокол заседания Комиссии оформляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в администрации Города Томска, утвержденной постановлением администрации города Томска от 15.01.2009 N 10, подписывается секретарем Комиссии и председателем Комиссии и утверждается Мэром Города Томска. Протокол заседания Комиссии, в котором содержатся только предложения по вопросам, указанным в пунктах 2.3 и (или) 2.4 настоящего Регламента, оформляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в администрации Города Томска, утвержденной постановлением администрации города Томска от 15.01.2009 N 10, подписывается секретарем Комиссии и председателем Комиссии и утверждается первым заместителем Мэра Города Томска."

Протоколом комиссии по вопросам предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрено заявление Григоряна А.Г. .

Таким образом, решение о предоставлении Григоряну А.Г. либо отказе в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> площадью ... кв.м. для предприятия автосервиса, мэром г. Томска не принято, письмо администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ отказом, либо положительным решением по заявлению не является, поскольку носит информационный характер.

Из анализа представленных доказательств следует, что администрацией г. Томска в месячный срок какого-либо решения о предоставлении либо об отказе в представлении земельного участка по обращению Григоряна А.Г. не принято, в связи с чем имеет место незаконное бездействие администрации г. Томска.

Результатом рассмотрения заявления гражданина в случае признания заявления обоснованным является решение, которым суд обязывает орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина (ч. 1 ст. 258 ГПК РФ).

Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.

Согласно пп. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.

В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст.ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.

Суд учитывает, что решение органа местного самоуправления по заявлению Григоряна А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Поскольку решение данного вопроса относится к исключительной компетенции администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае нарушенное право заявителя может быть восстановлено путем возложения обязанности на администрацию г. Томска рассмотреть заявление в установленном порядке в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199, 256 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Григоряна АГ об оспаривании бездействия администрации г. Томска по непринятию решения по заявлению об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для строительства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Томска, выразившееся в непринятии решения по заявлению Григоряна АГ от ДД.ММ.ГГГГ об образовании и предоставлении в собственность земельного участка площадью ... кв.м по адресу (условно) <адрес> для строительства предприятия автосервиса.

Обязать администрацию г. Томска в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление Григоряна АГ от ДД.ММ.ГГГГ и принять в установленном законом порядке решение по указанному заявлению.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: