ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3773/18 от 02.01.2019 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2-3773/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Крапко В.В.,

при секретаре Самойловой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г.Симферополя Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ГУП Республики Крым «Вода Крыма» о понуждении совершить действия,-

УСТАНОВИЛ:

в июле 2019 года заместитель прокурора г.Симферополя Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором просил суд возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность организовать выполнение работ по текущему ремонту сетей водоснабжения <адрес>, <адрес>; текущий ремонт зданий и сооружений ВОС «Партизакнский гидроузел»; ремонт производственной базы по <адрес> на общую сумму 6411,996 тыс. рублей.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлены нарушения в деятельности ГУП Республики Крым «Вода Крыма» – не исполнены в полном объеме мероприятия, запланированные производственными программами ГУП Республики Крым «Вода Крыма» в сфере водоотведения и водоснабжения, утвержденные приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

В свою очередь, неисполнение производственной программы приведет к ущемлению прав потребителей на своевременное получение коммунальных услуг, надлежащего качества и в полном объеме, поскольку не проведение предусмотренных программой ремонтных работ может привести к возникновению аварийной ситуации на объектах водоснабжения и водоотведения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, пояснив, что прокурором не указано факта нарушения каких-либо прав иных лиц. Также не указано, что нарушило предприятие, и что послужло основанием к обращению в суд с настоящим иском. Дополнительно пояснили суду, что по итогам предоставленных отчетов ГУП РК «Вода Крыма» о выполнении производственной программы за 2018 г. в Госкомцен будет осуществлено изъятие денежных средств в части неисполненных мероприятий не ранее декабря 2019 года.

В части пересчета тарифов для населения, указали, что таковые будут иметь место не ранее декабря 2019 года.

Также просили суд отложить рассмотрением настоящее гражданское дело с целью дополнительной подготовки к судебному заседанию, в том числе и по мотивам внутренней организации предприятия, послужившей причиной к невозможности своевременной подготовки к судебному заседанию, и получении процессуальной позиции третьего лица.

В удовлетворении заявленного ходатайства судом было отказано по тем мотивам, что внутренняя структура предприятия не может служить основанием к восстановлению и продлению установленных судом процессуальных сроков. Так копию определения суда с требованием о предоставлении возражений и имеющихся доказательств в их подтверждение до ДД.ММ.ГГГГ, стороной ответчика получено ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание стороной ответчика предоставлено обоснованное письменное возражение. Каких-либо ходатайств об истребовании доказательств в предоставлении которых у ответчика имелись трудности, стороной ответчика заявлено не было.

Третье лицо также заблаговременно было извещено о дате и времени судебного заседание, однако самостоятельно сочло необходимым распорядится своими процессуальными правами, путем неявки в судебное заседание и не предоставления каких-либо ходатайств. Суд не может обязать третье лицо не заявляющее самостоятельных требований к исполнению своих процессуальных прав.

Суть пояснений ответчиков сводится к необоснованности иска по мотивам того, что в декабре 2019 года третьим лицом будет принято соответствующее решение по расходованию денежных средств, что исключает, по мнению предприятия возможность и необходимость судебного контроля по иску прокурора, ранее инициировавшего проверку, их деятельности в рамках производственной программы.

Заслушав пояснения сторона и исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что Проведенной прокурорской проверкой установлено, что приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждена производственная программа в сфере водоснабжения и водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» на 2018 г.

В связи с чем ответчик в 2018 г. в сфере водоснабжения должен был выполнить мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию объектов водоснабжения на общую сумму 17031,005 тыс. руб., в сфере водоотведения 3198,85 тыс. руб., однако согласно пояснениям ответчика затраты предприятия на проведение соответствующих мероприятий в 2018 г. в сфере водоснабжения составили 10619,009 тыс. руб. (62,35 %), в сфере водоотведения 3301,26 тыс. руб. (103,2 %).

Таким образом, ответчиком не понесены расходы, связанные с выполнением в 2018 г. производственных программ в размере 6411,996 тыс. рублей, учтенные при утверждении предприятию тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2018 г.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что прокуратурой города в рамках надзорной деятельности проведена проверка в жилищно-коммунальной сфере в части разработки реализации ГУП РК «Вода Крыма» производственных программ, что не противоречит полномочиям прокурора, предоставленным Федеральным законом N 2201-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре РФ".

Производственная программа ГУП РК «Вода Крыма» в сфере водоснабжения на 2018 год включает в себя перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, что подтверждается материалами дела.

Между тем, как установлено, в 2018 году тарифы ответчиком не пересматривались.

В п. 2 ч. 12 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ, установлено, что дополнительные средства, полученные организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в результате снижения затрат вследствие повышения эффективности деятельности этой организации, остаются в ее распоряжении в течение пяти лет. Сокращение затрат организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, не является основанием для досрочного пересмотра тарифов этой организации. Перечень указанных затрат определяется в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.

Цель государственной политики в сфере водоснабжения (водоотведения) определена в обеспечении доступности водоснабжения (водоотведения) для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение) соотносится с необходимостью повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды.

Согласно положениям ч. 5 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регламентируют обязательное правило расчета тарифов в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом расходов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), необходимых для реализации инвестиционной и производственной программ, а также целевых показателей деятельности таких организаций.

Пунктом 1 ч. 3 ст. 41 указанного закона предусмотрено, что производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.

Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.

Регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса самостоятельно разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГУП РК «Вода Крыма» нарушило запланированный производственной программой комплекс мероприятий, не исполнило в полном объеме указанные мероприятия, в связи с чем, суд пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика по невыполнению запланированных мероприятий.

Факт невыполнения в полном объеме мероприятий производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2018 г. ответчик не отрицал. Дополнительно пояснив, что в настоящий момент таковые работы частично производятся.

Запланированное выполнение мероприятий производственной программы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2018 год утверждены и включены в тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения.

Ответчик собирает платежи с потребителей за холодное водоснабжение и водоотведение в <адрес>, в том числе посредством взыскания задолженностей по платежам в судебном порядке.

Установив, что финансовые затраты на неосуществленные ответчиком мероприятия были включены в тариф по водоснабжению, водоотведению, обслуживаемых ГУП РК «Вода Крыма», вместе с тем не были израсходованы на мероприятия по производственной программе, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязательства на выполнение мероприятий производственной программы.

Доводы ответчика относительно того, что денежные средства были перераспределены на иные объекты требующие ремонта являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по выполнению мероприятий, которые были включены в производственную программу.

Как следует из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации в функции организации ВКХ входят, в том числе, содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; организация капитального и планово-предупредительных ремонтов. При этом в задачи технической эксплуатации сети входят планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы (перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке), обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.

При этом отсутствие дополнительного финансирования на цели надлежащего функционирования водопроводных сетей и выполнения производственной программы, а также неполное израсходование предоставленных средств, при установленном факте включения в действующий тариф составляющей части, предусмотренной к исполнению плановой производственной программы, не может служить основанием для отказа в обеспечении противоаварийной эксплуатации соответствующих сетей.

По мнению суда, в данном случае, непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по ремонту спорных участков сетей и объектов может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, и как следствие, невозможности обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения населения муниципального образования, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей города в жилищно-коммунальной сфере, в связи с чем возражения ответчика несостоятельны.

Доводы ответчика относительно того, что по итогам предоставленных отчетов ГУП РК «Вода Крыма» о выполнении производственной программы за 2018 г. в Госкомцен будет осуществлено изъятие денежных средств в части неисполненных мероприятий, суд не может принять как обоснованные, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по выполнению мероприятий, которые были включены в производственную программу.

При таких обстоятельствах, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 300,00 руб. в доход государства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 11, 12, 55, 56, 98, 194, 195, 197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,-

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить.

Возложить на ГУП Республики Крым «Вода Крыма» обязанность организовать выполнение работ, запланированных в 2018 году в сфере водоснабжения: по текущему ремонту сетей водоснабжения <адрес>, <адрес>; текущий ремонт зданий и сооружений ВОС «Партизакнский гидроузел»; ремонт производственной базы по <адрес> в пределах суммы 6411,996 тыс. рублей.

Взыскать с ГУП РК «Вода Крыма» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: Крапко В.В.