ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3774 от 20.07.2011 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

2-3774/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года г. Курган

Курганский городской суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Булатова П.Г.

при секретаре Воробьёве В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Кургана к МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана», Администрации г. Кургана, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Кургана, ООО «Управляющая организация «Риск ЖЭУ» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Кургана обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также Плотниковой З.Н. к Администрации г. Кургана, МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана» о возложении обязанности по организации работ, финансированию данных работ. Впоследствии исковые требования были изменены, к МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана», Администрации г. Кургана, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Кургана, ООО «Управляющая организация «Риск ЖЭУ» были предъявлены требования о возложении обязанности организации работ, их финансированию, приведении контейнерных площадок в соответствии с требованиями нормативов. В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по жалобе гр. Плотниковой Зи­наиды Николаевны. В ходе проверки установлено, что Плотникова Зинаида Николаевна про­живает в частном доме в г. Кургане по ул. Бородина, 4«б». Дорога по ул. Боро­дина в г. Кургане не соответствует требованиям действующих нормативных до­кументов и создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям. Участок дороги на подъезде к домам №№ 2«б», 4«б» по ул. Бородина, по которому осуществляется проезд авто­транспорта, находится в неудовлетворительном состоянии. Так, согласно акта Госинспектора ОГИБДД УВД по г. Кургану от 24.04.2010 года на участке дороги по ул. Бородина (от дома № 1 до ул.Гайдара) выявлены следующие недостатки: 1) наружное искусственное освещение только по нечетной стороне улицы; 2) отсутствие тротуаров; 3) напротив дома № 14 на проезжей части выбоина длиной 3,5 м, шириной 1,5 м, глубиной до 5 см; 4) на­против дома № 27 на проезжей части выбоина длиной 1,5 м, шириной 1 м, глу­биной до 3 см; 5) отсутствие бордюрного камня по краям проезжей части. Грязь по краям проезжей части. Ссылается на статьи 41, 43 Конституции РФ которые предусматривают, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование. Статья 16 Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относит создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского ок­руга, для ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в гра­ницах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация оказа­ния на территории городского округа скорой медицинской помощи. Указывает, что в соответствии со ст.ст. 3, 5 Федерального закона «О безопасности дорожно­го движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в до­рожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности до­рожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движе­ния» (далее - Закон), проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответст­вия дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным прави­лам, стандартам техническим правилам и другим нормативным докумен­там возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого на­ходятся дороги. В соответствии с ч.3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных до­рогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными ор­ганами местного самоуправления. В силу ст.ст. 17, 18 данного Закона содержа­ние и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требова­ниями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движе­ния транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно п.п.3.1.1, 3.1.2, 3.2.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ № 221 от 11.10.1993 (далее - ГОСТ Р 50597-93), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транс­портных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по глубине 0,05 м, а обочины и разделительные полосы, не отделенные от про­езжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. Поясняет, что в нарушение вышеуказанных требований на участке дороги по ул. Боро­дина (от дома № 1 до ул. Гайдара) имеются выбоины (напротив дома № 27 и на­против дома № 14). В силу п.21 ч. 1 ст. 14, п.27 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов. В целях реализации данных норм закона решением Курганской городской Ду­мы № 174 от 20.06.2006 г. утверждено Положение об организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов города Кур­гана (далее Положение). Согласно ст.3 Положения к полномочиям Администра­ции города Кургана относятся: определение приоритетных направлений разви­тия, разработки и обеспечения реализации программ перспективного развития предприятий, обеспечивающих в границах города Кургана освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов; осуществление контроля за деятельностью специализированных предприятий, обеспечивающих в границах города Кургана освещение улиц и установку указателей с названия­ми улиц и номерами домов; контроль за техническим обслуживанием, ремонтом и строительством сетей уличного освещения; разработка и утверждение графика включения и отключения уличного освещения в городе Кургане, а также лимит потребления электроэнергии по уличному освещению на территории города; контроль за отключением и включением светильников уличного освещения; оп­ределение количества точек уличного освещения на основании перечня сетей уличного освещения города Кургана, в котором указано количество светильни­ков, расположенных на улицах, и установленная мощность; инвентаризация су­ществующих сетей уличного освещения на территории города Кургана; осуще­ствление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст.4 Положения организация уличного освещения включает в себя расчет освещенности, выбор светильников, опор, их шага, рас­становки и конструктивного исполнения, которые устанавливаются схемой раз­вития и реконструкции городских электрических сетей с учетом типовых реше­ний; включение наружного освещения улиц и дорог согласно Инструкции по проектированию наружного освещения городов, поселков и сельских населен­ных пунктов (СН541-82 Госгражданстроя). Согласно п. 7.28 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проек­тировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий. В соответствии с п.4.11 Положения Администрация города Кургана либо уполномоченный орган ежегодно формирует муниципальный заказ на содержа­ние уличного освещения. Финансовое обеспечение организации уличного осве­щения осуществляется за счет средств бюджета города Кургана, допускается привлечение инвестиций и других источников финансирования, предусмотрен­ных действующим законодательством. Постановлением Администрации города Кургана № 6414 от 15.07.2009 года утвержден Административный регламент организации освещения улиц го­рода Кургана. Исполнение функции по организа­ции освещения улиц города Кургана возложено на соответствующий Департамент. В результате проверочных мероприятий выявлено, что наружное искусст­венное освещение дороги по улице Бородина (от дома № 1 до ул. Гайдара) в на­рушение п.4.6, п.п.4.6.3 ГОСТ Р 50597-93, согласно которых доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, обеспечено не в полном объеме. В данном случае уста­новлено, что действующие светильники имеются лишь только по нечетной сто­роне улицы. С другой стороны светильники имеются, но не работают, что явля­ется нарушением норм закона. Делает вывод о том, что в нарушение вышеуказанных норм закона Департаментом не организовано освещение на отмеченном участке дороги. В нарушение п.2.9 СНиП 2.07.01-89* у дороги по ул.Бородина отсутст­вуют тротуары. Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности до­рога по ул. Бородина г. Кургана находится в муниципальной собственности. В соответствии со ст.ст.5.37 Устава муниципального образования города Кургана, обязанность по организации содержания, финансирования автомо­бильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа возложена на Администрацию города Кургана. В целях удовлетворения потребностей Администрации, иных юридиче­ских и физических лиц в благоустройстве города Кургана Администрацией города Кургана учреждено МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустрой­ства города Кургана». Согласно информации, полученной из Администрации города Кургана, автомобильная дорога по ул. Бородина города Кургана передана МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» по договору на организацию контроля и надзора за техническим состоянием авто­мобильных дорог местного значения, мостов и путепроводов, коллекторов и во­достоков ливневой канализации, расположенных на территории города Кургана. В соответствии с Уставом муниципального учреждения «Управление до­рожного хозяйства и благоустройства города Кургана», основными задачами «Управления» являются: обеспечение сохранности и раз­вития автомобильных дорог города Кургана, улучшения их технического со­стояния; организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог, до­рожных сооружений и благоустройства города Кургана. «Управление», в соответствии с возложенными на него задачами, осуще­ствляет функции Заказчика и от имени муниципального образования города Кургана заключение муниципальных контрактов по содержанию и ремонту проезжей части дорог, тротуаров; принимает участие в подготовке заключений по проектно — технической документации, связанной с ремонтом, строительст­вом и реконструкцией автомобильных дорог города Кургана. В связи с чем, МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» обязано организовать работы по содержанию и ремонту авто­мобильной дороги по ул. Бородина (от дома № 1 до ул. Гайдара): 1) восстано­вить асфальтовое покрытие путем устранения выбоины напротив домов № 14 и № 27 по ул. Челябинской, 2) обустроить тротуары. Администрация города Кур­гана, в свою очередь, обязана профинансировать выполнение данных работ. Как установлено прокурорской проверкой, Администрацией города Кур­гана и МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Курга­на» не принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения на участке дороги по ул. Бородина, а также улучшения ее технического состоя­ния, не выделяются денежные средства на содержание и ремонт указанной до­роги и приведение дорожного покрытия в соответствие с требованиями, уста­новленными ГОСТ Р 50597-93, что создает угрозу для возникновения дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, нарушает права граждан по обеспечению безопасности дорожного движения. Также, согласно акта проверки состояния участка дороги на подъезде к дому № 4«б» по ул. Бородина, проведенной специалистом Управления государ­ственного автодорожного надзора по Курганской области 29.04.2010 года, до­рожное покрытие на прилегающей территории отсутствует, колея в грунтовом покрытии до 10 см, что не допускается ГОСТ Р 50597-93; двор и прилегающая территория затоплены фекальными стоками, что не допускается санитарными нормами; стоки и дождевая вода стекает с территории дома № 32 по ул. Челябинской к участку по ул. Бородина, что не допускается СНиП 2.07.01-89. Постоянные утечки из септиков, расположенных во дворе дома № 32 по ул. Че­лябинской вызваны несвоевременной вывозкой фекальных стоков коммуналь­ными службами. В соответствии с актом Госинспектора ОГИБДД УВД по г. Кургану от 27.04.2010 г. подъезд к дому № 4 «б» по ул.Бородина, дворовая территория домов № 2«б» по ул.Бородина, № 32 по. ул.Челябинской в г.Кургане в неудовлетвори­тельном состоянии: 1)грунтовое покрытие подъезда к дому № 4 «б» по ул.Бородина без выраженных геометрических параметров; 2) по дворовой тер­ритории вдоль дома № 4 «б» осуществляется проезд автотранспорта для вывоза мусора и откачки септиков; 3) во дворе вышеуказанных домов расположены 2 выхода из септиков. Из одного происходит выход фекальных вод в сторону му­сорных баков. Как установлено, на участке дороги вдоль дома № 4 «б» по ул. Бородина осуществляется проезд автотранспорта для вывоза мусора и откачки септиков. При этом дорожное покрытие на данной территории отсутствует, грунтовое по­крытие без видимых геометрических параметров, имеется колея в грунтовом покрытии до 10 см. С учетом того, что на данной дворовой территории распо­ложены два септика, из которых происходит выход фекальных вод, расположе­ны мусорные баки, к которым постоянно проезжает автотранспорт, дорога на данном участке в крайне неудовлетворительном состоянии. Истица, проживая в доме № 4 «б» по ул. Бородина, являясь инвалидом 2 группы, вынуждена само­стоятельно заниматься подсыпкой грунта. По ее неоднократным обращениям в Администрацию города Кургана никаких мер не принято. Кроме того, по результатам дополнительно проведенной проверки уста­новлено, что вдоль домов № 2-Б и 4-Б по ул. Бородина проходит полоса город­ской территории шириной от 4 до 5 метров, по которой осуществляется подъезд к дому № 46 по ул. Бородина. Оставшаяся придомовая территория дома № 32 по ул. Челябинской и указанная городская территория находятся в неудовлетво­рительном санитарно-гигиеническом состоянии, а именно: придомовая терри­тория подтоплена, контейнеры переполнены бытовыми отходами, наблюдается скопление бытовых отходов на территории контейнерной площадки. Кроме то­го, расстояние от контейнерной площадки до жилого дома по адресу ул. Челя­бинская, 32 менее 20 м, что не соответствует требованиям п. 2 ст. 21 ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.2, 2.1.1, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территории на­селенных мест»; п.п. 2.11, 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». В силу п.4.5 Правил благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Кургане, утвержденных решением Курганской го­родской Думы № 4 от 21.01.2004 г., площадки для установки контейнеров и других мусоросборников должны быть с асфальтовым или бетонным по­крытием, иметь удобный подъезд для спецавтотранспорта с учетом разво­рота. В соответствии с п. 3.1 решения Курганской городской Думы от 21.01.2004г. № 4 «Об утверждении Правил благоустройства, организации убор­ки и обеспечения чистоты и порядка в г. Кургане» должностные лица предпри­ятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других организаций, независимо от их организационно-правовой формы, дея­тельность которых связана со строительством, ремонтом, содержанием, обслу­живанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных се­тей и коммуникаций обеспечивают: оборудование контейнерных площадок и установку контейнеров для сбо­ра твердых бытовых отходов и другого мусора, размещаемых в соответст­вии с действующими нормами и требованиями на специально отведенных площадках, соблюдение режимов их уборки, мытья и дезинфекции; регулярную уборку придомовой территории и прилегающей территории общего пользования в соответствии с санитарными требованиями и пра­вилами; надлежащее содержание и ремонт контейнерных площадок. Согласно п.п. 4.1, 4.2, 4.4 вышеуказанного решения ответственность и контроль за сбором ТБО в контейнеры и другие мусоросборники, содержанием мусоросборников в исправном состоянии и уборкой площадок возлагаются на организации по обслуживанию жилищного фонда. Организации по обслужива­нию жилищного фонда обязаны осуществлять контроль за выполнением графи­ка удаления отходов и не допускать переполнения контейнеров, бункеров-накопителей и других мусоросборников. Контейнеры устанавливаются на спе­циально оборудованных площадках. Места размещения площадок и количество мусоросборников должны быть согласованы управляющей организацией с со­ответствующим органом, осуществляющим контроль за соблюдением санитар­ных норм и правил, Управлением архитектуры, специализированной организа­цией, предприятием по вывозу ТБО. В соответствии с п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиНа 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора быто­вых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бе­тонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными на­саждениями по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. В соответствии с актами об оказании услуг ООО «Управляющая органи­зация «Риск ЖЭУ» является обслуживающей организацией для домов по ул. Бо­родина, 26, ул. Челябинская, 32. Согласно договора № 1А на оказание транс­портных услуг по вывозу жидких бытовых отходов от 10.06.2010 г. ООО «Кур­ган Транс» оказывает транспортные услуги по вывозу жидких бытовых отходов из многоквартирных домов, канализированных в септик, находящихся в управ­лении ООО «УО «Риск ЖЭУ». Руководствуясь п. 2.1, 2.2. указанного договора ООО «УО «Риск ЖЭУ» обязано обеспечить подъездные пути на своей террито­рии в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время бесперебойное и безопасное движение и маневрирование транспортных средств. Услуги оказы­ваются в сроки, установленные графиком вывоза жидких бытовых отходов. На основании вышеуказанных обстоятельств, поскольку ООО «УО «Риск ЖЭУ» является обслуживающей организацией, соответственно на данное пред­приятие должна быть возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов по указанному адресу, также обязанность по обеспечению подъездных путей в исправном состоянии, гаран­тирующих в любое время бесперебойное и безопасное движение и маневриро­вание транспортных средств и не допускать переполнения контейнеров.

Просил суд обязать МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» организовать работы по приведению состояния дороги по ул. Бородина в г. Кургане, тротуаров (от дома № 1 до ул. Гайдара) в соответствие со стандартами, техническими нормами, установленными п.п.3.1.1., 3.1.2., 3.2.1, 4.6, 4.6.3 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п.2.9 СНиП 2.07.01-89* «Планировка и застройка городских и сельских поселений» путем устране­ния выбоин на проезжей части напротив домов № 14 и № 27 по ул. Бородина в городе Кургане, обустройства тротуаров, обязать Департамент городского хозяйства Администрации города Кургана организовать работы по освещению улицы Бородина (от дома № 1 до ул.Гайдара): организовать состав­ление проектной документации, определить подрядную организацию для вы­полнения работ по установке действующих светильников, работающих в вечер­нем и ночном режимах, доля которых должна составлять не менее 95 % от об­щего количества светильников, установленных на указанной улице по четной стороне; обязать Администрацию города Кургана профинансировать проведение работ по приведению состояния дороги по ул.Бородина в г.Кургане, тротуаров (от дома № 1 до ул.Гайдара) в соответствие со стандартами, техническими нор­мами, установленными п.п.3.1.1., 3.1.2., 3.2.1, 4.6, 4.6.3 Государственного стан­дарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безо­пасности дорожного движения», п.2.9 СНиП 2.07.01-89* «Планировка и за­стройка городских и сельских поселений» путем устранения выбоин напротив домов № 14 и № 27 по ул.Бородина в городе Кургане, обустройства тротуаров, работы по освещению улицы Бородина (от дома № 1 до ул.Гайдара), а именно по составлению проектной документации, выполнению работ по установке дей­ствующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, доля ко­торых должна составлять не менее 95 % от общего количества светильников, установленных на указанной улице по четной стороне; обязать ООО «УО «Риск ЖЭУ» привести контейнерные площадки, расположенные на придомовой территории дома по ул. Челябинской, 32 в соот­ветствии с требованиями СанПиНа 2.1.2.2645-10, Правилами благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка, а именно: произвести перенос контейнерной площадки, согласовав ее размещение и количество мусоросборников с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской об­ласти, Управлением архитектуры, предприятием по вывозу ТБО - ООО «Кур­ган Транс», оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отхо­дов по указанному адресу путем установки бетонного или асфальтового покры­тия, обеспечить подъездной путь к септикам и мусоросборникам на указан­ной территории в исправном состоянии, обеспечивающем в любое время безо­пасное движение и маневрирование (разворот) транспортных средств, обязать ООО «УО «Риск ЖЭУ» обеспечить ежедневный, бесперебойный и своевременный вывоз жидких и твердых бытовых отходов из септика и мусо­росборников, расположенных на вышеуказанной придомовой территории.

В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, на заявленных требованиях настаивала, обоснование иска оставила прежним.

Истица Плотникова З.Н. в судебном заседании иск поддержала. Указала, что в настоящее время самостоятельно произвела подсыпку грунта, установила заграждения возле дома для ограничения проезда грузовых автомобилей.

Представитель ответчиков Администрации г. Кургана и Департамента городского хозяйства Администрации г. Кургана в судебном заседании возражала против иска в связи с его необоснованностью. Требование о возложении обязанности выделить денежные средства полагает не соответствующим Бюджетному кодексу РФ и Федеральному закону от 21 июля 2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Представитель ответчика МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» также возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что в настоящее время техническое задание на работы по замене ламп на участке дороги по ул. Бородина выполнено, замена ламп накаливания произведена.

Представитель ответчика ООО «Управляющая организация «Риск ЖЭУ» в судебном заседании пояснил, что откачка септиков производится своевременно, перенос контейнерной площадки невозможен. Против иска возражал. Указал, что подрядчик ООО «КурганТранс» в настоящее время производит вывоз мусора не по ул. Бородина, а осуществляет подъезд со стороны ул. Челябинской.

Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Представители третьих лиц Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области, МУ «АТИ» в судебное заседание не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении иска в их отсутствие.

Представители третьих лиц ГИБДД УВД по г. Кургану, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кургана в судебное заседание не явились.

Третье лицо Бакланова Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, о причинах неявки суд не уведомила.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Плотникова З.Н. является собственником доли жилого дома по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Бородина, д. 4-б (свидетельство о праве собственности, л.д. 103, т. 1), проживает в нем, арендует участок земли населенных пунктов для эксплуатации и обслуживания жилого дома (договор аренды, л.д. 89, т. 1).

Прокурор утверждает, что участок дороги, являющейся объектом муниципальной собственности (л.д. 7, 8, 158-160, т. 1) у домов № 2-б и 4-б по ул. Бородина в г. Кургане не соответствует требованиям действующих нормативных актов, что нарушает права инвалида второй группы Плотниковой З.Н. и неопределенного круга лиц. Суд считает, что данный участок является именно частью автомобильной дороги, что подтверждено указанными документами (выпиской из реестра муниципальной собственности, перечнем муниципального имущества, переданного МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана»); суд критически относится к мнению директора МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» о том, что данный участок является дворовой территорией дома № 32 по ул. Челябинская (исх. № 621 от 16.06.2011 г.), поскольку это документально не подтверждено.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что к вопросам местного значения городского округа относятся (в числе прочего): дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16). Ссылку прокурора на обязанность по предоставлению транспортных услуг и первичных мер пожарной безопасности и скорой медицинской помощи суд считает не относящейся к существу предъявленного иска.

В обоснование представлен акт № 2022 Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области от 29.04.2010 г. где отражено, что дорожное покрытие на ул. Бородина, прилегающей к дому 4б в г. Кургане отсутствует, колея в грунтовом покрытии до 10 см. В качестве причины указана ошибка, допущенная при строительстве дома № 32 по ул. Челябинской. Также указано, что двор и прилегающая территория затоплены фекальными стоками.

Госинспектор ОГИБДД УВД по г. Кургану в акте от 27.04.2010 г. выявил следующие недостатки: подъезд к дому – грунтовое покрытие без выраженных геометрических параметров (л.д. 10, т. 1), в акте также от 27.04.2010 г. (л.д. 14, т. 1) отмечено, что наружное искусственное освещение только на нечетной стороне улицы, отсутствуют тротуары, напротив дома 14 на проезжей части выбоина длиной 3,5 м, шириной 1,5 м и глубиной до 5 см, напортив дома 27 на проезжей части выбоина длиной 1,5 м, шириной 1 м и глубиной до 3 см, отсутствует бордюрный камень по краям проезжей части.

Прокурор в иске ссылается на ГОСТ Р 50597-93"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности." согласно которому покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью п. 3.1.1), предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (3.1.2).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" гласит, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 12).

Представитель Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области в одном из судебных заседаний пояснил, что в число подведомственных Управлению вопросов входит контроль за дорогами федерального, но не местного значения.

Таким образом, суд делает вывод о том, что представленные в качестве доказательств акты имеют существенный порок, поскольку обследования были проведены без участия местного органа исполнительной власти.

Истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств того, что содержание участка дороги не обеспечивает безопасность дорожного движения, а также то, что он нуждается во внеочередном ремонте.

Акт сотрудника ГИБДД не содержит сведений о том, что указанные выбоины превышают допустимые по ГОСТу пределы; в судебное заседание не представлено доказательств того, что просадки, выбоины и иные повреждения затрудняют движение транспортных средств со скоростью, разрешенной Правилами дорожного движения.

Более того, Плотникова З.Н. в судебном заседании прямо утверждает, что состояние дорожного покрытия к моменту рассмотрения дела изменилось (в том числе из-за подсыпки, произведенной истицей). В каком состоянии автомобильная дорога находится сейчас, суду сведений не представлено.

Указанный ГОСТ не предполагает обязательное оборудование автомобильных дорог тротуарами, допускает наличие просто обочин, не оборудованных в том числе бордюрным камнем (п. 3.2.1). Ширина улиц и дорог в соответствии со СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), сами СНиП относятся к планированию вновь застраиваемых городских и сельских поселений.

Статьей 14 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

В силу п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Комплексный анализ упомянутых норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять приоритеты, последовательность проведения тех или иных работ, виды деятельности, цели и объемы расходования бюджетных средств. Вмешательство в вопросы местного значения возможно лишь в строго ограниченных случаях, в данном случае таковое недопустимо.

В связи с изложенным суд пришел к выводу о том, что исковые требования, предъявленные к МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства г. Кургана», касающиеся возложения обязанности устранения выбоин напротив домов № 14 и 27 по ул. Бородина и обустройства тротуаров являются необоснованными и удовлетворению не подлежат; соответственно должно быть отказано в удовлетворении требований к Администрации г. Кургана о финансировании данных работ.

Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц.

Во исполнение указанной нормы закона решением Курганской городской Думы № 174 от 20.06.2006 г. утверждено Положение об организации освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов города Кургана.

Ни один из перечисленных в иске нормативных документов не содержит обязательных предписаний по организации освещения улиц как по четной, так и по нечетной стороне.

Пункт 7.28 СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение" устанавливает, что освещение улиц, дорог и площадей с регулярным транспортным движением в городских поселениях следует проектировать исходя из нормы средней яркости усовершенствованных покрытий согласно табл. 11. Сами указанные нормы распространяются на проектирование освещения помещений вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений различного назначения, мест производства работ вне зданий, площадок промышленных и сельскохозяйственных предприятий, железнодорожных путей площадок предприятий, наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Поскольку в данном споре прокурором не представлено доказательств необходимости строительства либо реконструкции осветительной системы конкретной дороги, то требование о проектировании является необоснованным.

Фактически в иске речь идет о плановой замене осветительных ламп.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-93"Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности" доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3). Допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч (п. 4.6.4). Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5).

В судебное заседание не представлено доказательств того, что на данном участке дороги при определенной интенсивности движения невозможно частичное отключение, что доля действующих светильников составляет менее 95%, либо имеются иные виновные нарушения со стороны ответчиков.

В своем ответе МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» заместитель директора по наружному освещению филиала «КГЭС» ОАО «ЭнергоКурган» (исх. № 330 от 15.07.2011 г.) отвечает, что по ул. Бородина от дома 2 до дома 32 15.07.2011 г. произведена замена ламп накаливания.

Согласно статье 14 ГК РФ способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В данном случае требования прокурора, касающиеся возложения обязанности на ответчиков по организации работ, связанных с наружным освещением улицы Бородина и их финансированием, выходят за пределы необходимой защиты прав, безосновательны и не могут быть удовлетворены.

Помимо указанных актов, сведения о состоянии контейнерной площадки (придомовая территория д. 32 по ул. Челябинская в г. Кургане) содержатся в справке по результатам проверки Управления Роспотребнадзора по Курганской области. Указано, что проверка проведена 15.06.2011 г., установлено: придомовая территория, контейнерная площадка жилого дома и территория, прилегающая к контейнерной площадке, находятся в неудовлетворительном состоянии. А именно – придомовая территория подтоплена, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов переполнены, наблюдается скопление бытовых отходов на территории контейнерной площадки. Расстояние от контейнерной площадки до жилого дома (Челябинская, 32) менее 20 метров, что не соответствует требованиям ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряду СанПиН. Указано, что вопрос переноса контейнерной площадки для сбора ТБО в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 необходимо решать комиссионно. В своем ответе (исх. № 1268 от 16.06.2011 г.) начальник Управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области отражает, что подсыпка грунта на территории, прилегающей к дому № 4б, произведенная жительницей Плотниковой З.Н. частично перекрыла доступ фекальных и поверхностных вод к указанному дому.

Таким образом, требования прокурора о переносе контейнерной площадки, ее оборудовании, обеспечении подъездного пути и возложении обязанности бесперебойного вывоза ЖБО И ТБО неконкретны и неисполнимы. Утверждение о том, что именно эти меры приведут к восстановлению нарушенного права истицы и неопределенного круга лиц является декларативным и ничем не подтверждено; права жильцов дома 32 по ул. Челябинской не являются предметом рассмотрения, поскольку в их интересах иск не заявлялся.

На суд в состязательном процессе не могут возлагаться обязанности по собиранию доказательств, поскольку возложение обязанности на суд устанавливать действительные обстоятельства дела по собственной инициативе и вне зависимости от активности самих сторон могло бы привести к тому, что вопреки требованию о беспристрастности, он объективно действовал бы в интересах одной стороны, что недопустимо. В гражданском процессе действует презумпция, согласно которой на ответчика не может быть возложена ответственность, если истец не доказал обстоятельства, подтверждающие его требования.

Состязательная форма процесса должна обеспечить реализацию общих задач и целей гражданского судопроизводства (ст.2 ГПК), отражающих общественные потребности и интересы в охране законности и правопорядка в сфере гражданских и иных правоотношений, а это предполагает защиту судом действительно нарушенных или неправомерно оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Суду не представлено доказательств того, что указанные в иске фактические обстоятельства непосредственно нарушают права неопределенного круга лиц; все доводы, касающиеся нарушения прав, свобод и законных интересов Плотниковой З.Н. в рассматриваемом споре также носят предположительный характер. Иск в силу изложенного не обоснован и не может быть удовлетворен.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц, а также Плотниковой З.Н. к МУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства города Кургана» об устранении выбоин и возложении обязанности обустройства тротуаров по ул. Бородина в г. Кургане, к Департаменту городского хозяйства Администрации г. Кургана об организации работ по освещению улицы Бородина (составление проектной документации, определение подрядчика, установка светильников), к Администрации г. Кургана о возложении обязанности профинансировать перечисленные работы, к ООО «Управляющая организация «Риск ЖЭУ» о переносе контейнерной площадки, ее оборудовании, обеспечении подъездного пути и возложении обязанности бесперебойного вывоза отходов.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней через Курганский городской суд.

Судья Курганского

городского суда П.Г. Булатов