ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3774/20 от 16.11.2020 Невского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3774/2020

УИД 78RS0015-01-2020-002059-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 16 ноября 2020 года

Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Игумновой Е.Ю.,

при секретаре Алексеевой К.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,

установил:

истец обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> указывая, что является пользователем земельного участка, предоставленного ему как члену СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», имеет право на передачу ему спорного земельного участка в собственность бесплатно, т.к. СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» создано до вступления в силу 23.04.1998 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях».

Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме.

Третьи лица администрация Невского района Санкт-Петербурга, Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, Комитет по градостроительству и архитектуре и Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в суд не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.

Согласно справке СНТ, выписке из протокола от 20 октября 2019 года собрания членов СНТ и членской книжке истец с ДД.ММ.ГГГГ является членом СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», находящегося по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, и имеет в пользовании земельный участок (том I л.д. 24, 44, 45).

Спорный земельный участок находится в границах земельного участка, предоставленного данному СНТ по адресу: <адрес> от 31.03.1997г. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27 февраля 2019г., СНТ «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» зарегистрировано в качестве юридического лица 12 января 1976г.

28 января 2020 г. истец обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о передаче в собственность бесплатно спорного земельного участка для ведения садоводства (том I л.д. 46). Ответом ответчика от 18 февраля 2020 г. № в удовлетворении данного заявления истца отказано (том I л.д. 49-51).

Решением исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 12 января 1976г. Исполкому Невского райсовета разрешено оформление договоров на временное землепользование в отношении ранее занятой предприятиями и организациями, в т.ч. 6-ому Деревообрабатывающему заводу Ленметростроя на ст. Усть-Славянка, для садоводческих товариществ земли согласно приложению с условием освобождения в случае отвода указанных земель для государственных и общественных надобностей без компенсации стоимости строений и насаждений.

Решением исполкома Невского районного Совета народных депутатов от 10 апреля 1980г. перерегистрирован Устав садоводческого товарищества Лесопромышленного комбината Ленметростроя, принятый общим собранием 20 сентября 1979г. (протокол N 4).

Согласно акту от 08 октября 1993г., составленному малым государственным предприятием «ИНВЕРЖИЛКОМ» исполкома Невского района Совета народных депутатов г. Ленинграда, по результатам технической инвентаризации земельных участков товарищества, расположенного по адресу: <адрес> фактическая площадь земельного участка товарищества определена в 121069,9кв.м.

Согласно данным межевого плана, подготовленного 19 сентября 2016г. ООО «РусКомПроект», фактическая площадь спорного земельного участка на день разрешения спора судом – 880 кв.м. (том I л.д. 28-41).

На основании письма председателя садоводства от 09 декабря 1996г. о продлении договора аренды земельного участка, заключенного 19 декабря 1995г. между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и садоводством «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», комиссия по распоряжению объектами недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга приняла решение (протокол от 14 февраля 1997г.), в соответствии с которым администрация Невского района г. Санкт-Петербурга издала распоряжение от 27 февраля 1997 года «О продлении аренды земельного участка садоводческому товариществу «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя».

В соответствии с указанным распоряжением аренда земельного участка площадью 121 070 кв.м., соответствующей площади индивидуальных земельных участков членов садоводства «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» по инвентарным планам, составленным в октябре 1993г., продлена на один год.

На основании данного распоряжения 31 марта 1997г. между Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (арендодатель) и садоводством (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью 121070,0кв.м., расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Пунктом 4.3.10 договора предусмотрена передача участка арендодателю по истечении срока действия договора (27 февраля 1998 года) в состоянии и качестве не хуже первоначального. Разделом 6 данного договора предусмотрено продление договора на неопределенный срок, если до окончания срока действия договора ни одна из сторон не предупредит другую о его прекращении.

23 апреля 1998г. вступил в силу Закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" пункт 3 статьи 28 которого предоставлял гражданам право на приватизацию в индивидуальном порядке закрепленных за ними садовых, огородных или дачных участков, в том числе предоставленных по договорам аренды или на праве срочного пользования.

В дальнейшем на основании решения комиссии по распоряжению объектами недвижимости Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (протокол от 4 июня 1998 года) территориальным управлением Невского административного района г. Санкт-Петербурга было издано распоряжение от 11 июня 1998 года "О продлении договора аренды земельного участка садоводческому товариществу "Лесопромышленный комбинат Ленметростроя», в соответствии с которым аренда земельного участка площадью 121070,0 кв.м. продлена сроком на один год.

На основании распоряжения от 11 июня 1998г. Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и садоводством «Лесопромышленный комбинат Ленметростроя» 26 июня 1998г. был заключен договор аренды названного земельного участка с установлением срока действия договора до 11 июня 1999г., пунктом 6.1 предусмотрено продление договора на неопределенный срок, если ни одна из сторон не уведомит другую о прекращении договора.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, наличие которой предусмотрено пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018), отсутствует. В связи с отсутствием доказательств осуществления формирования, государственного кадастрового учета земельного участка, земельный участок не является индивидуально-определенной вещью, в связи с чем рассматриваемый спор не может являться спором о праве в отношении такого земельного участка и требования о признании права в отношении такого земельного участка не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Основания и порядок возникновения прав на землю определен главой 5 ЗК РФ.

Статьей 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что право собственности возникает на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположено здание, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, помещения в здании; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Доказательства соблюдения истцом установленного порядка для приобретения права собственности на земельный участок, отсутствуют.

Предъявленные требования направлены на получение земли в собственность без соблюдения административных процедур, тем самым подменяя компетенцию органов исполнительной власти судом.

Ранее положениями пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» были урегулированы особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям.

На момент обращения истца с заявлением о приобретении земельного участка в собственность бесплатно указанная статья утратила силу (с 01.03.2015), при рассмотрении заявленного спора подлежат применению нормы Закона № 137-ФЗ.

Одновременно с признанием положений главы VI (статьи 28 - 31) Закона № 66-ФЗ утратившими силу (п. 6 ст. 6 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), законодателем в развитие правового регулирования соответствующих правоотношений внесены изменения, в частности в Закон № 137-ФЗ (статья 3 дополнена пунктами 2.7 - 2.10), и в Закон № 66-ФЗ (статья 14 «Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства», статья 32 «Общие требования к организации и застройке территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения» изложены в новой редакции).

Как указано в пункте 2.7 статьи 3 Закона № 137-ФЗ, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.

В то же время из материалов дела не следует соблюдение всех перечисленных условий в рассматриваемом случае.

Норма закона № 137-ФЗ указывает на то, что земельный участок должен быть предназначен для ведения садоводства.

В Санкт-Петербурге и применительно к рассматриваемому случаю предназначение территории и расположенных на такой территории земельных участков определяется: документами территориального планирования (ранее - Генеральным планом Ленинграда и Ленинградской области, утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.1987, а в настоящее время Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга); документом градостроительного зонирования (ранее - Закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 № 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», а в настоящее время постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»); документацией по планировке территории (ранее - решение Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 27.07.1976 № 566 «Проектом детальной планировки жилого района «Рыбацкое», а в настоящее время постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2018 № 992 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной проектируемой магистралью 1, береговой линией р. Невы, границей базисного квартала 7231 Б, Шлиссельбургским шоссе, Советским пр., проектируемой магистралью 3, проектируемой магистралью 2, береговой линией р. Славянки, в Невском районе».

Таким образом, территория, в пределах которой расположен спорный земельный участок, ранее действовавшими и действующими в настоящее время документами территориального планирования документами градостроительного зонирования для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства не предназначалась ранее и не предназначена в настоящее время.

В связи с этим на основании договора аренды земельный участок был предоставлен СНТ во временное пользование, с определенным условием, предусматривающим по окончании договора аренды освобождение земельного участка, передачу земельного участка арендодателю. Таким образом, настоящее условие исключало возможность получения садоводами права собственности на земельные участки.

Также в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие образование (в буквальном смысле положений главы 1.1 ЗК РФ «Образование земельных участков», пункта 3 статьи 14 Закона № 66-ФЗ) спорного земельного участка из земельного участка, предоставленного для ведения садоводства, огородничества, а также распределение истцу как члену СНТ спорного земельного участка как образованного из земель, выделенных СНТ.

Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулировались как ранее действовавшим Законом № 66-ФЗ, так и иными нормативными правовыми актами. В частности, земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, названный федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации (п.1. ст.З Закона № 66-ФЗ).

Статьями 13-14 Закона № 66-ФЗ было установлено, что обязанность органов местного самоуправления обеспечивать по месту жительства граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками осуществлялась в соответствии с ЗК РФ с учетом особенностей, установленных данным федеральным законом.

Также, в силу статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 14 Закона № 66-ФЗ (в редакции от 23.06.2014) было установлено, что земельные участки, из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению образуются в соответствии с проектом межевания территории и только после этого предоставляются членам такого объединения в собственность и аренду без проведения торгов в порядке, установленном ЗК РФ.

Согласно части 1 статьи 32 ранее действовавшего Закона № 66-ФЗ (в редакции от 23.06.2014) раздел земельного участка, предоставленного соответствующему объединению, осуществлялся на основании проекта планировки и проекта межевания территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Таким образом, территория, в пределах которой расположен спорный земельный участок, ранее действовавшими и действующими в настоящее время документами территориального планирования документами градостроительного зонирования для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства не предназначалась ранее и не предназначена в настоящее время.

Аналогичная части 1 статьи 32 ранее действовавшего Закона № 66-ФЗ норма установлена частью 4 статьи 23 Закона № 217-ФЗ, в соответствии с которой в целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, осуществляется подготовка документации по планировке территории».

Установленный ЗК РФ порядок предоставления земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей огородничества, садоводства и ведения дачного хозяйства предусматривает, что образование и предоставление таких земельных участков осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания, документами территориального планирования, градостроительного зонирования, документацией по планировке территории (ст. 11.3, ст.11.9, ст.11.10 ЗКРФ).

Проект межевания территории СНТ разработан не был.

При этом при наличии ограничений, установленных земельным и градостроительным законодательством, а также документами территориального планирования, градостроительного зонирования, указанное право не может быть реализовано.

Из статьи 85 ЗК РФ следует, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использоваться указанными лицами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и 2 ст. 37 ГрК РФ).

В соответствии с положениями части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и реализации решений.

В соответствии с утвержденным решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся от 27.07.1976 № 566 «Проектом детальной планировки жилого района «Рыбацкое» (далее - Решение № 566) территория, на которой находятся используемые членами СНТ участки, отнесена к зоне «Спорт городского значения» и предусматривает размещение городского спортивного комплекса, детской поликлиники, а также пробивку магистрали районного значения. Таким образом, указанная территория предназначалась для размещения социальных объектов и не планировалась для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Размещение садоводств и огородничества указанный проект детальной планировки не предусматривает (Решение № 566 размещено в государственной информационной системе Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью (раздел 5 «Документация по планировке территории), а также размещено в сети Интернет и правовой информационной системе «Кодекс»). Поскольку Решение № 566 не отменено, то оно действует в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе в части, не противоречащей действующему в настоящее время Постановлению № 992.

Принятым позднее и утвержденным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.12.1987 Генеральным планом Ленинграда и <адрес>, указанная территория относилась к функциональной зоне «Зелень существующая» и также не предназначалась для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 Генеральным планом Санкт-Петербурга территория относится к функциональным зонам «Д» (зона многофункциональной общественно-деловой застройки) и «Р2» (зона зеленых насаждений общего и ограниченного пользования), не предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Утвержденными Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 № 524 Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга территория относится к территориальным зонам «ТД» и «ТР2», для которых размещение садоводства, огородничества не входит в перечень основных или условно разрешенных видов использования данной территории.

Утвержденная Постановлением № 992 документация по планировке территории подготовлена в соответствии с требованиями части 10 статьи 45 ГрК РФ с учетом Генерального плана Санкт-Петербурга, Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, отраслевых схем развития и размещения на территории Санкт-Петербурга объектов здравоохранения, образования, коммунальной и транспортной инфраструктур. Проект планировки и межевания территории также не предусматривает территории для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

При наличии проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с ГрК РФ, формирование земельного участка осуществляется в соответствии с таким проектом межевания, что исключает возможность формирования земельного участка в границах СНТ согласно схеме расположения земельного участка, земельный участок в таком случае подлежит постановке на государственный кадастровый учет, исходя из границ, отраженных в проекте межевания территории.

В проекте планировки с проектом межевания территории отсутствуют земельные участки в испрашиваемых членами СНТ границах.

Так, подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что самостоятельным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

До внесения изменений в документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования, утвержденную в установленном порядке документацию по планировке территории возможность постановки земельных участков на кадастровый учет действующим законодательством исключается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 3КРФ.

Согласно пункту 2.8 статьи 3 Закона № 137-ФЗ представление гражданином -членом садоводства схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации.

В пункте 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.

До утверждения проекта планировки с проектом межевания территории, образование земельных участков возможно было исключительно после подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Схема расположения земельного участка должна соответствовать требованиям статьи 11.10 ЗК РФ и приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

Порядок подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и требования к ее содержанию предусмотрены статьей 11.10 ЗК РФ.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в согласовании схемы расположения земельного участка, к числу которых относится несоответствие схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, а именно, несоответствие схемы утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки (п.4 требований, утв. Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762).

Несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении участка, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ).

Вместе с тем, пунктом 4 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 25.12.2015 № 879-174 «О перечне оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» установлено, что одним из оснований для отказа в утверждении схемы является отсутствие в государственных информационных системах Санкт-Петербурга сведений, позволяющих установить соответствие точности и методов определения координат характерных точек границ образуемого земельного участка (образуемых земельных участков), приведенных в схеме расположения, требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, установленным органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Указанные сведения ответчику не были предоставлены.

Как следует из искового заявления, истец полагает, что земельный участок площадью 121 070 кв.м, ранее переданный СНТ по договору аренды на основании распоряжения <адрес> Санкт-Петербурга от 27.02.1997 № 453-р "О продлении аренды земельного участка СНТ Лесопромышленный комбинат Ленметростроя" (далее - Распоряжение), соответствует по площади индивидуальных земельных участков членов СНТ.

Однако, из содержания Распоряжения не следует, что земельный участок, предоставленный в аренду, соответствует территории, в пределах которой расположен спорный земельный участок.

Согласно пункту 4 статьи 14 Закона № 66-ФЗ после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона № 66-ФЗ (в редакции до 01.03.2015), устанавливающей общие требования к организации и застройке территории садоводческого некоммерческого объединения, некоммерческое объединение как юридическое лицо, вправе приступать к обустройству выделенного ему земельного участка после выдачи документов, удостоверяющих право такого объединения на земельный участок (после составления проекта организации и застройки такого объединения).

Разработка проектов организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленным земельным и градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки, системой государственных строительных нормативов и правил. Проект организации и застройки территории некоммерческого объединения составляется на основании ходатайства его правления с обязательным приложением материалов топографической съемки, архитектурно-планировочного задания, а также технических условий инженерного обеспечения территории такого объединения; проект подлежит утверждению органом местного самоуправления, на территории которого выделен земельный участок.

После утверждения проекта организации и застройки территории земельный участок подлежит разделу в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 ЗК РФ в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения, а образованные земельные участки предоставляются в собственность членам такого объединения. Аналогичная позиция об организации территории садоводческого некоммерческого объединения о разделе земельного участка, предоставленного соответствующему объединению на основании проекта организации и застройки территории, а после 01.01.2020 на основании проекта планировки и межевания территории изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.10.2011 № , от 21.12.2015 №

Действующее с 1 марта 2015 года земельное законодательство для целей образования садовых, огородных и дачных земельных участков, а также для застройки территории таких объединений предусматривает необходимость разработки проектов планировки территории и проектов межевания территории, предусмотренных ГрК РФ. При этом, до 1 января 2020 года раздел земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, допускается в соответствии проектом организации и застройки данной территории; утверждение проекта планировки и проекта межевания данной территории для целей раздела до 01.01.2015 не требуется.

По сведениям, изложенным в письме Комитета по градостроительству и архитектуры Санкт-Петербурга от 28.02.07 , в настоящее время имеет место расширение хаотично застроенной и планировочно не организованной территории СНТ "Лесопромышленный комбинат Ленметростроя", образованной в результате самозахвата территории в нарушение действующего законодательства без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов (по состоянию на 2006 год, территория, занимаемая садоводством, составила 278920 кв.м, в то время как по договору аренды было предоставлено 121070 кв.м). Более того, по сведениям региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», в границах территории, занимаемой садоводством, расположен водный объект - пруд б/н, площадью 2020 кв.м.

В материалы дела не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок истца был предоставлен в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

С учетом вышеперечисленных норм действующего законодательства предусмотренное Законом № 137-ФЗ право на приобретение в собственность земельного участка, предоставленного садоводству, не является безусловным. Указанное право может быть реализовано при условии соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства. При наличии ограничений, установленных земельным и градостроительным законодательством, а также документами территориального планирования и градостроительного зонирования, документацией по планировке и межевания территории, указанное право реализовано быть не может.

Принимая во внимание, что образование (постановка на кадастровый учет) нового земельного участка в испрашиваемых истцом границах для целей ведения садоводства и огородничества противоречит положениям Генерального плана Санкт-Петербурга, Правил землепользования и застройки, а также утвержденной документации по планировке территории, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Кроме того, поскольку истец является членом СНТ с 2019 года и в 2020 году ему СНТ выделен земельный участок, то есть после прекращения договора аренды, то СНТ не вправе было передавать истцу земельный участок.

Также иск не подлежит удовлетворению в части требования об указании, что решение суда по настоящему делу является основанием для постановки на кадастровый учет указанного земельного участка.

Согласно п. 53 Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах. возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации.

В силу ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что для осуществления действий по постановке на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган межевой план.

На основании изложенного суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 55, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Невский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2020 г.