Дело № 2-3774/2021
(УИД: 27RS0001-01-2021-004286-76)
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Голиковой А.В., при помощнике судьи Кугук К.В., с участием помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры – Метелкина А.Ю., представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющего обязанности Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
установил:
истец - исполняющий обязанности Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику ОАО «РЖД», указав, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя регионального отделения Всероссийской организации детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями о недоступности железнодорожных вокзалов для инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД», а именно: в нарушение требований к обеспечению доступности для инвалидов железнодорожного вокзала станции Совгавань-сортировочная, в том числе п. 4.4, п.5.2, п.5.3, п.6.1, п.6.2.4, п.6.5 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» один вход в здание вокзала (со стороны <адрес>) за счет завышенных порогов не приспособлен для инвалидов-колясочников. В здании вокзала отсутствуют низкорасположенные телефоны с функцией регулирования громкости, индукционные системы, мнемосхемы, таблички Брайля установлены не в полном объеме (отсутствуют на входе, перед туалетом). Окно билетной кассы не приспособлено для инвалида-колясочника, в здании вокзала места для инвалидов не обозначены. На территории вокзала отсутствует парковка для инвалидов, на платформе отсутствует тактильная плитка. В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого разработан план мероприятий по обеспечению средствами адаптации для маломобильных пассажиров на железнодорожном вокзале Советская Гавань-сортировочная со сроком исполнения до 2022, 2023 и 2035 г.<адрес>, что указанные нарушения создают препятствия для людей с ограниченными возможностями, пользующимися услугами железнодорожного транспорта, длительное неисполнение указанных требований будет нарушать права лиц с ограниченными возможностями на свободу передвижения и социальную интеграцию и улучшение качества жизни. Указывает, что за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг на железнодорожном вокзале <адрес>-сортировочная, Дальневосточным территориальным отделом государственного железнодорожного надзора МТУ по ДФО по результатам рассмотрения постановления Ванинского транспортного прокурора ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Просит возложить обязанность на ОАО «РЖД» в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить условия доступности для пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», а именно:
Оборудовать здание вокзала низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости;
Оборудовать здание вокзала индукционными системами, мнемосхемами;
Установить таблички Брайля на входе в здание вокзала и перед туалетом;
Оборудовать в здании вокзала окно билетной кассы на высоте 0,8 м от уровня пола;
В здании вокзала обозначить места для инвалидов;
Оборудовать на территории вокзала парковку для инвалидов;
Оборудовать платформу вдоль краев, для пассажиров с дефектами зрения предупредительными тактильными полосами;
Оборудовать порог при входе в здание вокзала для инвалидов-колясочников, установив высоту порога или перепад высот не более 0,014 м.
В судебном заседании помощник Хабаровского транспортного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям в иске, просил исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, согласно которым ответчик полагает, что требование об обеспечении доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, построенных до ДД.ММ.ГГГГ, является необоснованным, поскольку в силу ч.3 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов» положения ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Включение «СНиП 35-01-2001. Актуализированная редакция СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не может отменить положения о применении требований статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам и средствам. В соответствии с техническим паспортом на здание вокзала станции Совгавань-сортировочная, данное здание построено в 1969 году. Доказательств осуществления реконструкции спорного вокзала истцом не представлено. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной и инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, либо когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч.8 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Таким образом, указанными федеральным законом и подзаконными актами установлены гарантии для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе в объекты транспортной инфраструктуры, построенные, реконструированные или модернизированные ранее ДД.ММ.ГГГГ. До проведения реконструкции объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» принимает согласованные с общественными объединениями инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. ОАО «РЖД» принимаются следующие меры: разработаны с учетом финансовых возможностей компании и согласованы с общественными объединениями инвалидов программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; на объекты инфраструктуры составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, которые согласовываются с общественными объединениями инвалидов и предусматривают сроки адаптации объектов инфраструктуры либо графики предоставления паспортов доступности; распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом». Указанный порядок разработан в целях формирования в ОАО «РЖД» условий для исполнения требований законодательства по обеспечению условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов железнодорожной инфраструктуры. Регламентировано осуществление приема заявки на обслуживание маломобильного пассажира, оказание помощи при сопровождении инвалида, его посадке, высадке из поезда, определены ответственные лица и их обязанности; в ОАО «РЖД» создан и функционирует Центр содействия мобильности, операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней, осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи; распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№р утвержден стандарт «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию маломобильных пассажиров», которым определены основные методические подходы к работе по обслуживанию маломобильных граждан на железнодорожном транспорте, согласно которому на руководителей вокзалов (станций) возложена обязанность по оказанию ситуативной помощи на вокзалах (станциях). Всероссийской общество инвалидов, Всероссийское общество глухих, Всероссийское ордена трудового Красного знамени общество слепых предоставили ОАО «РЖД» письменные согласования вышеуказанных мероприятий по обеспечению доступности инвалидам объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры. Полагает, что ответчиком соблюдены требования ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реализуется комплекс мер по созданию условий для инвалидов и обеспечению их доступа к объектам транспортной железнодорожной инфраструктуры, который согласован со стороны общественных организаций инвалидов, что является достаточным для окончания полной адаптации объектов железнодорожного транспорта. В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» полная адаптация объектов железнодорожного транспорта планируется к 2030 году. На сегодняшний день в отношении объекта пассажирской инфраструктуры для приспособления здания вокзала на станции Совгавань-сортировочный для нужд инвалидов проведены следующие работы: нанесена разметка парковки для инвалидов вокзала станции Совгавань-сортировочная; заказаны знаки и пиктограммы места отдыха и ожидания; в целях противоэпидемиологических мероприятий проведено дистанционное обучение и инструктирование работников ответчика по обслуживанию пассажиров из числа инвалидов в системе дистанционного обучения ОАО «РЖД». Оборудование пассажирской платформы тактильной шуц-линией и понижение прилавка билетной кассы включено в текущий ремонт 2022 года.
В судебное заседание представитель третьего лица не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещался надлежащим образом.
На основании исследованных доказательств: пояснений лиц, участвующих в деле, письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц
В силу положений ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательств ст. ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации запрещен, если законом не предусмотрена такая возможность.
В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Согласно ч.3 ст.2 и ч.1 ст.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального или иного назначения является одним из основных принципов регулирования градостроительной деятельности, включая строительство, реконструкцию и ремонт зданий и сооружений, а также их эксплуатацию.
Согласно п.38 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, при соблюдении требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в обязательном порядке должны соблюдаться свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно п.5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, владельцы инфраструктуры обеспечивают беспрепятственный вход на вокзалы и выход из них самостоятельно или с помощью персонала и вспомогательных средств; возможность самостоятельного или с помощью персонала и вспомогательных средств передвижения по территории вокзала, пассажирским платформам в целях доступа к месту предоставления услуг; информирование пассажиров из числа инвалидов о наличии выделенных для пассажиров из числа инвалидов парковок; информирование пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие нарушения функций зрения, с использованием табличек, выполненных рельефно-точеным шрифтом Брайля, размещаемых перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, с указанием назначения помещения и времени предоставления услуг; оборудование вокзалов низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, индукционными системами, видеотерминалами с возможностью связи с диспетчерской службой для глухих.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ванинской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению председателя регионального отделения Всероссийской организации детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями о недоступности железнодорожных вокзалов для инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств ОАО «РЖД», а именно: в нарушение требований к обеспечению доступности для инвалидов железнодорожного вокзала станции Совгавань-сортировочная, в том числе п. 4.4, п.5.2, п.5.3, п.6.1, п.6.2.4, п.6.5 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» один вход в здание вокзала (со стороны <адрес>) за счет завышенных порогов не приспособлен для инвалидов-колясочников. В здании вокзала отсутствуют низкорасположенные телефоны с функцией регулирования громкости, индукционные системы, мнемосхемы, таблички Брайля установлены не в полном объеме (отсутствуют на входе, перед туалетом). Окно билетной кассы не приспособлено для инвалида-колясочника, в здании вокзала места для инвалидов не обозначены. На территории вокзала отсутствует парковка для инвалидов, на платформе отсутствует тактильная плитка, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями ДД.ММ.ГГГГ начальнику Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» внесено представление, по результатам рассмотрения которого разработан план мероприятий по обеспечению средствами адаптации для маломобильных пассажиров на железнодорожном вокзале Советская Гавань-сортировочная со сроком исполнения до 2022, 2023 и 2035 г.г.
Постановлением главного инспектора Дальневосточного территориального отдела государственного железнодорожного надзора МТУ по ДФО № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, и.о. Ванинского транспортного прокурора ссылается на то, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения создают препятствия для людей с ограниченными возможностями, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Длительное неисполнение указанных требований будет нарушать права лиц с ограниченными возможностями на свободу передвижения и социальную интеграцию и улучшение качества жизни.
Изучив представленные доказательства с учетом исследованных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования и.о. Ванинского транспортного прокурора заявлены обоснованно.
Доводы представителя ответчика о том, что нормы закона, на которые ссылается истец, применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам, отклоняются судом в связи с неверным толкованием ответчиком норм права.
Действующее законодательство предусматривает обустройство здания железнодорожного вокзала пандусами, местами для инвалидных колясок, тактильными средствами и устройствами для пассажиров с пониженным слухом. Ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства здания железнодорожного вокзала станции Совгавань-сортировочная указанными средствами.
При этом указание норм закона на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд признает заявленные прокурором исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности Ванинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить условия доступности для пассажиров из числа инвалидов на железнодорожном вокзале станции Совгавань-сортировочная Дальневосточной дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД», а именно:
- оборудовать здание вокзала низкорасположенными телефонами с функцией регулировки громкости;
- оборудовать здание вокзала индукционными системами, мнемосхемами;
- установить таблички Брайля на входе в здание вокзала и перед туалетом;
- оборудовать в здании вокзала окно билетной кассы на высоте 0,8 м. от уровня пола;
- в здании вокзала обозначить места для инвалидов;
- оборудовать платформу вдоль краев для пассажиров с дефектами зрения предупредительными тактильными полосами;
- оборудовать порог при входе в здание вокзала для инвалидов-колясочников, установив высоту порога или перепад высот не более 0,014м.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в бюджет городского округа «Город Хабаровск» в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 27.09. 2021 года
Судья: Голикова А.В.