Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
23 августа 2013 года г.Астрахань
Кировский районный суд г.Астрахани в составе:
Судьи Хасановой М.М.
При секретаре Сундутовой С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заедании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области. В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом 3 группы – ликвидатором ЧЭАС, с 1987 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет льготу по обеспечению жильем. В 2007 году ему предложили стать участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
28 февраля 2007 года он написал заявление о включении его с составом семьи 3 человека в указанную подпрограмму. На момент написания заявления он со своей семьей имел в собственности квартиру по 1/3 доли по <адрес> общей площадью 40 кв. метров. Ввиду того, что у сына своя семья, а у него своя, ему хотелось проживать отдельно от семьи сына. 14 июня 2007 года он с супругой оформили договор дарения своих долей в квартире сыну, а 27 июня 2007 года им было вновь подано заявление о включении его в подпрограмму, как не имеющего постоянного жилья для проживания с составом семьи 2 человека. 6 сентября 2007 года ему было предложено подписать обязательство о снятии с регистрационного учета в жилом помещении.
14 июня 2013 года состоялось заседание рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», решением которой ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что 14 июня 2007 года он и его супруга подарили свои доли в квартире сыну после написания заявления о включении в состав участников программы от 28 февраля 2007 года. Считает данное решение незаконным, поскольку он имеет право на получение социальных выплат, удостоверяемых сертификатом как участник ЧАЭС, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, просит признать решение рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» незаконным и обязать выдать ему государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку заявителем были ухудшены имеющиеся у него ранее жилищные условия, то есть, нарушены условия подпрограммы, предусмотренные п.16.2 и п.16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153.
Представитель жилищного управления администрации г.Астрахани в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежаще, причина неявки неизвестна, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствии.
Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы гражданского дела, материалы учетного дела в отношении ФИО1, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с 7 июля 1987 года ФИО1 состоял на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека.
Кроме того, он является инвалидом 3 группы и участником ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС.
28 февраля 2007 года он обратился к заместителю мэра города Астрахани с заявлением (рапортом), в котором просил включить его в сосав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» как участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и нуждающемся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека - он и супруга. С условиями участия в подпрограмме он был ознакомлен.
14 июня 2013 года на заседании рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата по тем основаниям, что им были нарушены условия участия в подпрограмме, установленные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 - «подарил жилье сыну 14 июня 2007 года, после написания заявления о включении в состав участников подпрограммы от 28 февраля 2007 года».
Как следует из материалов учетного дела, ФИО1, ФИО2 и ФИО3 являлись собственниками по 1/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес> «а», <адрес>.
На основании договора дарения от 14 июня 2007 года, ФИО1 и ФИО2 – супруга, подарили принадлежащие им доли в указанной квартире сыну - ФИО3.
Таким образом, после подачи заявления о включении ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы», он и его супруга, распорядились принадлежащим им ранее жилым помещением.
Суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с Положением «О рабочей группе по работе с гражданами - участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением минстроя Астраханской области от 10 декабря 2012 года №40, рабочая группа по работе с гражданами - участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», создается в целях обеспечения коллегиальности и гласности при решении вопросов о включении граждан в список граждан-получателей государственного жилищного сертификата в текущем году, о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.
Рабочая группа является коллегиальным органом, способствующим в рамках реализации в Астраханской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» улучшению жилищных условий граждан, подвергшихся воздействию радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним лиц, граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальных выплат) в муниципальных образованиях Астраханской области.
Рабочая группа в пределах своей компетенции имеет право: осуществлять проверку правомерности включения граждан в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году; формировать списки граждан-получателей сертификатов в текущем году; при формировании списка граждан-получателей сертификатов в текущем году осуществлять проверку документов (личных дел) граждан, включенных в списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, представленных органами местного самоуправления Астраханской области на соответствие требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153; на основании действующих нормативных правовых актов принимать решение о выдаче гражданам - участникам подпрограммы сертификатов, об отказе в выдаче гражданам - участникам подпрограммы сертификатов либо в выдаче сертификатов на другой состав семьи.Исходя из исследованных материалов дела, рабочая группа в рамках возложенных на нее полномочий рассмотрела вопрос о выдаче (отказе в выдаче) м ФИО1 государственного жилищного сертификата.
В соответствии со ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Из Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 следует, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (п.5).
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
В случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм (п.16.2).
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится (16.3).
Как следует из установленных обстоятельств дела, заявитель и его супруга распорядились принадлежащими им долями в квартире 14 июня 2007 года, тогда как вопрос о выдаче жилищного сертификата рассматривался 14 июня 2013 года, то есть по истечению пяти лет с момента отчуждения имущества, предусмотренных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года.
Таким образом, с учетом норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что формулировка решения рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» от 14 июня 2013 года в части отказа в выдачи государственного жилищного сертификата ФИО1 является необоснованной, поскольку указанные основания для отказа в выдаче жилищного сертификата ФИО1 применимы быть не могут.
Разрешая требования заявителя об обязании выдать ему государственный жилищный сертификат, суд приходит к выводу, что эти требования удовлетворения не подлежат, поскольку исходя из пояснений свидетеля ФИО4, в связи с тем, что заявитель и его супруга распорядились принадлежащими им на праве собственности долями в жилом помещении, но продолжают проживать в нем и являются членами семьи собственника жилого помещения, то размер выделяемой субсидии должен определяться исходя из площади жилого помещения, или при наличии согласия заявителя о передачи жилого помещения в муниципальную собственность. До настоящего времени заявитель не выразил своего согласия на передачу жилого помещения в муниципальную собственность.
Таким образом, в настоящее время необходимо вновь рассмотреть вопрос на рабочей группе по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» о возможности выдачи ФИО1 государственного жилищного сертификата как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с учетом новых обстоятельств, которые не были предметом рассмотрения комиссией 14 июня 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить в части.
Признать незаконным решение рабочей группы по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» от 14 июня 2013 года в части отказа в выдачи государственного жилищного сертификата ФИО1.
Обязать рабочую группу по работе с гражданами-участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы» повторно рассмотреть вопрос о возможности выдачи ФИО1 государственного жилищного сертификата как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: М.М. Хасанова
Копия верна: судья: М.М. Хасанова