ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3778/18 от 26.11.2018 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2–3778/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2018 года г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе судьи Кравченко Ю.Б., при секретаре Трубицыной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амбурцевой Татьяны Дмитриевны к ООО «Городская энергосбытовая компания» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора электроснабжения, соглашения о документообороте, о понуждении считать заключенным договор в редакции, указанной в протоколе разногласий от (дата)

УСТАНОВИЛ:

Истец Амбурцева Т.Д. обратилась в суд с иском к ООО «Городская энергосбытовая компания» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора электроснабжения, соглашения о документообороте, о понуждении считать заключенным договор в редакции, указанной в протоколе разногласий от (дата)., ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежит нежилое помещение в МКД по адресу: <адрес>. На ее просьбу заключить договор энергоснабжения ООО «ГЭСК» выдало ей проект договора от (дата) и проект соглашения о документообороте в электронном виде к проекту договора. Однако данные проекты не соответствуют требованиям законодательства в данной области гражданских правоотношений – Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года и законодательству в области электроснабжения. Из проекта договора усматривается, что он предусмотрен для потребителя отдельно стоящего здания, тогда как нежилое помещение находится в многоквартирном жилом доме. В п.1.1 проекта договора отсутствует указание на точку поставки электроэнергии, а вместе этого указан индивидуальный прибор учета, а п.2.3.8 договора на истца возложена обязанность осуществлять эксплуатацию энергопринимающих устройств, которое ей на праве собственности не принадлежит. Ответчик не вправе возлагать на нее обязанность определить границу балансовой принадлежности, так как границей является энергопринимающее устройство, являющееся общим имуществом многоквартирного дома, обязанность нести ответственность за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства в границах балансовой принадлежности данных объектов, поскольку их обслуживает управляющая компания. В письме от (дата). ответчик предложил истцу переоформить акт разграничения балансовой принадлежности с сетевой организацией АО «ЛГЭК», что в силу закона является ничтожным предложением, поскольку процедура повторного технологического присоединения не предусматривается действующими нормативно-правовыми документами. В направленном ответчику протоколе-разногласий ею было предложено изложить проект договора в другой редакции, которая соответствует требованиям Правил № 354 от 06.05.2011г. Указала, что она является потребителем коммунальной услуги – электроэнергии в многоквартирном доме. Поставка коммунальной услуги осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства РФ об электроснабжении, а в случае его несоответствия указанным положениям закона, договор считается заключенным на условиях предусмотренных законодательством РФ об электроснабжении и Правилами № 354. Ответчик указал в проекте договора срок предоставления коммунальной услуги только на 1 год, что является незаконным. Ответчик в нарушение п.п.1, 18 Правил № 354 не указал свое правое положение как «исполнитель» или «ресурсоснабжающая организация», а именовал себя как «гарантирующий поставщик». Договор должен включать в себя указанные в п.19,20,21 Правил № 354 информацию. Истцом ответчику был предан протокол разногласий к проекту договора, в котором она просила в установленный срок его рассмотреть и в случае отказа в его удовлетворении, просила считать заключенным договор на условиях, указанных в п.19 Правил, поскольку п.18 п.23 Правил не содержит указание на обязательное заключение договора в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией для собственника нежилого помещения. Однако в 30 –дневный срок со дня его получения она не была извещена о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий с указанием соответствующих причин. Поскольку проект договора не соответствует форме и содержанию в соответствии с п.23 Правил, не содержит информацию, указанную в пп. в,г.д.з,л,с п.19 Правил № 354, то является незаконным и нарушает ее права. Проект договора обязывает истца содержать общее имущество многоквартирного дома - внутридомовые инженерные системы, а также обязывает и исполнять те работы, которые выполняет управляющая компания по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Также ею ответчику было сообщено об отказе в заключении соглашения о документообороте в электронном виде к проекту договора от (дата)., поскольку на физическое лицо Правилами № 354 не возложена такая обязанность. Просила урегулировать разногласия, возникшие между истцом и ответчиком при заключении договора от (дата)., соглашения о документообороте в электронном виде и считать заключенным договор в редакции, указанной в протоколе разногласий от (дата)., предложенной истцом.

В судебное заседание истец Амбурцева Т.Д. не явилась, извещена надлежаще и своевременно, в предыдущем судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Городская энергосбытовая компания» Григорян М.Г. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях. Дополнительно указал, что истец как владелец нежилого помещения относится к категории «иных потребителей», в связи с чем к отношениям между сторонами Правила № 354 в данном случае не применимы. Проект договора энергоснабжения размещен на официальной странице компании в сети Интернет, он согласован с Управлением энергетики и тарифов Липецкой области, Федеральной антимонопольной службой по Липецкой области, и един для всех потребителей.

Суд, выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Такое исключение из общего правила свободы договора установлено в ст. 445 ГК РФ согласно которой в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 445 ГК РФ, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Обязанность заключить договор в обязательном порядке предусмотрена нормами ГК РФ в отношении публичных договоров, которым является спорный договор энергоснабжения.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п.2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 N 35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

Статья 3 ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком признает коммерческую организацию, обязанную в соответствии с Законом об электроэнергетике или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию; потребителями электрической энергии - лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Статья 38 ФЗ «Об электроэнергетике» о гарантиях надежного обеспечения потребителей электрической энергией определяет, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (пункт 1). В отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями. Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным (пункт 5).

Следовательно, Законом об электроэнергетике установлено, что любые договоры между гарантирующим поставщиком и потребителем, касающиеся обеспечения потребителя электрической энергией, в том числе включающие условие об оказании ему услуги по передаче электрической энергии самостоятельно или через привлеченных третьих лиц, являются публичными.

Согласно пункту 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Абзацем 5 указанного пункта 28 предусмотрено, что для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Таким образом, в данном случае действующее законодательство предписывает обязательное заключение договора на оказание услуг по передаче электроэнергии для гарантирующего поставщика.

На основании вышеизложенного, обязанность энергоснабжающей организации по заключению договора о предоставлении энергоресурса является следствием правовой природы отношений сторон, определяющих статус такого договора, как публичного.

В указанных обстоятельствах материально-правовое отношение должно быть установлено в любом случае. При этом значимость имеет не только установление надлежащего субъектного состава лиц, между которыми такое отношение должно быть оформлено путем заключения сделки, так и ее условия в той части, которая может быть согласована в связи с особенностями предоставления энергоресурса и не противоречащая обязательным требованиям подзаконных актов, регламентирующих содержание условий договора.

В силу п.33 Основных положений, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком заключается в простой письменной форме, если иное не установлено настоящим документом.

Гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на розничном рынке.

Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.

Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) настоящему документу.

Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.

При этом потребитель (покупатель) в части тех условий договора, которые включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения, вправе выбрать тот вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю), который он считает для себя наиболее приемлемым.

При несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия настоящему документу либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого в соответствии с настоящим документом может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях (далее - протокол разногласий к проекту договора).

В связи с тем, что обязанность разработки формы договора возложена на гарантирующего поставщика, все пункты договора, по которым стороны пришли к соглашению в досудебном порядке, признаются согласованными в редакции разработанной гарантирующим поставщиком формы.

Судом установлено, что истцу Амбурцевой Т.Д. принадлежит на праве собственности встроенное нежилое помещение <адрес>

Истец обратилась к ответчику с просьбой о заключении договора энергоснабжения.

(дата). ООО «Городская энергосбытовая компания» направило в адрес истца Амбурцевой Т.Д. договор энергоснабжения от (дата). с перечнем точек поставки, коммерческих приборов учета и алгоритма расчета за потребленную электрическую энергию, соглашение о документообороте в электронном виде к Договору электроснабжения, акт о технической готовности к документообороту электронными документами.

Указанный договор полностью соответствует официальной форме договора размещенной и опубликованной на странице ООО «Городская энергосбытовая компания» в сети Интернет www.lesk.ru.

Не согласившись с представленным проектом договора энергоснабжения, истец (дата). представила ответчику протокол разногласий к указанному договору, основанный на нормах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

В ответ на данный протокол разногласий ООО «Городская энергосбытовая компания» (дата). направило в адрес Амбурцевой Т.Д. сообщение, согласно которому разъяснило, что договор от (дата). соответствует Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденным постановлением Правительств № 442 от 04.05.2012г., а ссылка на Правила № 354 от 06.05.2011г. является некорректной, повторно направив договор энергоснабжения от (дата). с приложением.

С данными рекомендациями истец также не согласилась, что и послужило основанием для обращения в суд с иском об урегулировании разногласий при заключении договора.

Разрешая по существу заявленные исковые требования суд исходит из следующего.

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения(п.1 ст.422 ГК РФ).

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Разделом 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 определены правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями(покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Согласно п.70 вышеуказанных Основных положений, собственник нежилого помещения в многоквартирном доме заключает в соответствии с настоящим документом договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, за исключением случая, когда собственник нежилого помещения в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов приобретает коммунальную услугу по энергоснабжению у исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.

В п.34 Основных положений закреплено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 настоящего документа, следующие документы:

подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) или протокол разногласий к проекту договора, форма которого размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа (предоставляется по желанию заявителя);

правоустанавливающие и иные документы заявителя (свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя, свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление от имени заявителя, - выписка из протокола (решения, приказа) о назначении на должность руководителя или доверенность на подписание договора, если договор подписывает не руководитель, копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность, если заявителем выступает индивидуальный предприниматель или гражданин);

документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора, либо протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов этих систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который подтверждает, что заявитель является победителем такого конкурса;

документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);

документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);

документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);

иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).

При этом, документами, подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, в отношении которых подано заявление о заключении договора, являются акт о технологическом присоединении, составленный и подписанный потребителем и сетевой организацией, к чьим сетям (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя, и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей.

Документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию.

Документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя(п.36).

Согласно п.39 Основных положений, в течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора согласно настоящему документу, если при этом заявителем не представлен проект договора, указанный в абзаце втором пункта 34 и абзаце втором пункта 35 настоящего документа, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют указанные в пункте 32 настоящего документа основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 33 настоящего документа.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о соблюдении ООО «ГЭСК» вышеприведенных требований закона, выразившихся в направлении Амбурцевой Т.Д. договора энергоснабжения от (дата).

Из анализа текста вышеуказанного договора энергоснабжения следует, что он по своему содержанию соответствует предъявляемым Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, к указанным договорам требованиям.

Согласно п. 1 ст. 26 ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологичное присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

(дата). между ООО «ЛГЭК» и ФИО5 (предыдущий собственник нежилого помещения) заключен договор технологического присоединения энергопринимающих устройств, по условиям которого был оформлен акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

Согласно п. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Учитывая изложенное выше, рекомендации ООО «ГЭСК» о переоформлении акта разграничения балансовой принадлежности с сетевой организацией АО «ЛГЭК», правомерны.

В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической, тепловой энергии в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 Федеральная служба по тарифам (ФСТ РФ) утверждает методические указания по формированию групп потребителей электроэнергии. Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004г. №20Э/2 утверждены методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электроэнергию на розничном рынке.

В соответствии с п.27 данных Методических указаний определены тарифные группы потребителей электроэнергии, а именно: базовые потребители; население; прочие потребители; организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.

К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым энергия поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утвержден Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам)

Из анализа вышеприведенных правовых актов следует, что пользователь нежилого помещения, потребляющий электроэнергию не для коммунально-бытовых нужд, не относится к категории потребителей «население» и к потребителям, приравненным к «населению», в связи с чем при расчетах гарантирующими поставщиками по отношению к нему применяются нерегулируемые цены на электрическую энергию.

Порядок осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность), в том числе при продаже по нерегулируемым ценам, предусмотрен п.4 Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442.

Объемы электрической энергии, поставляемые по регулируемым и нерегулируемым ценам, нерегулируемые цены, а также стоимость отклонений определяются поставщиком в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с п.1 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011№ 1179, нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) на розничных рынках электрической энергии на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, определяются и применяются гарантирующими поставщиками в рамках предельных уровней (ставок предельных уровней), рассчитываемых в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - основные положения функционирования розничных рынков) и настоящими Правилами. Нерегулируемые цены (ставки нерегулируемых цен) применяются к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) у гарантирующего поставщика, из которых исключены фактические объемы покупки в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и приравненными к нему категориями потребителей (далее - объемы покупки по нерегулируемой цене).

Согласно абз.4 п.2 Правил № 1179, в случае заключения между потребителем (покупателем) и гарантирующим поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии по формулам (30 - 32) и применяются гарантирующим поставщиком к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) по указанному договору.

Предельные уровни нерегулируемых цен, рассчитанные с учетом указанных в настоящем пункте особенностей, а также нерегулируемые цены доводятся до сведения покупателей (потребителей) в счетах на оплату электрической энергии (мощности) или иным способом по согласованию сторон. Значения предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитываемые гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящими Правилами, определяются с точностью до 2 знаков после запятой методом математического округления (п.2 Правил).

Таким образом, именно поставщик электрической энергии наделен полномочиями на самостоятельное проведение расчета нерегулируемых цен на электрическую энергию в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами № 1179 от 29.12.2011г.

Учитывая совокупность всех вышеприведенных норм права, суд находит доводы Амбурцевой Т.Д. о необходимости заключения договора энергоснабжения на основании положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Амбурцевой Татьяны Дмитриевны к ООО «Городская энергосбытовая компания» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора электроснабжения, соглашения о документообороте, требовании считать заключенным договор в редакции, указанной в протоколе разногласий от (дата). – отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.

Судья Ю.Б. Кравченко

Мотивированное решение в силу норм ч.2 ст.108 ГПК РФ составлено 03.12.2018г.