РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года город Усть-Илимск Иркутской области
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю., при секретаре судебного заседания Кудряшовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3778/2013 по заявлению Администрации Невонского муниципального образования о признании действий должностного лица незаконными,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование заявленных требований, уточненных заявлением от **.**.**** указано, что согласно протоколов «Обследования помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств» от **.**.****, от **.**.**** и от **.**.**** заинтересованным лицом ФИО1 были незаконно изъяты действующие распорядительные документы администрации Невонского муниципального образования, в том числе и о приеме-передаче имущества между муниципальными предприятиями и администрацией Невонского муниципального образования, подлежащие уничтожению, а также, уставные документы. У руководителей муниципальных предприятий были изъяты документы, изданные администрацией Невонского муниципального образования и соответственно были нарушены права и законные интересы администрации Невонского муниципального образования. Руководители муниципальных предприятий назначаются на должности администрацией Невонского муниципального образования, подотчетны и подконтрольны ей.
Отсутствие оригиналов действующих в настоящее время документов, касающихся непосредственной работы главы администрации Невонского муниципального образования и администрации Невонского муниципального образования является препятствием к реализации полномочий по решению вопросов местного значения установленных статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 6 Устава Невонского муниципального образования, так как отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность администрации Невонского муниципального образования.
В период изъятий документов у майора ФИО1 отсутствовали основания для реализации права на проведение гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий. Указанные мероприятия проводились без предъявления майором ФИО1 удостоверения личности в раскрытом виде и документа, подписанного руководителем и заверенного гербовой печатью о выемке и изъятии документов. При проведении оперативно-розыскных мероприятий майором ФИО1 были привлечены в качестве участвующих лиц работники администрации и муниципальных предприятий, несмотря на то, что Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусматривает привлечение названных лиц в качестве «участвующих». В случае, если сотруднику, осуществляющему оперативно-розыскные мероприятия необходимо фиксировать свои действия в присутствии иных лиц, то он должен действовать по правилам статьи 60 Уголовно-процессуального кодекса РФ, то есть с привлечением понятых. Таким образом, под угрозой уголовного и административного преследований со стороны ФИО1, привлеченные в качестве «участвующих лиц» работники администрации и муниципальных предприятий, удерживались после окончания рабочего дня.
Все документы изымались под угрозой уголовного преследования за неисполнение требований сотрудника ФСБ.
Изымались документы, не скрепленные, не пронумерованные и не заверенные печатью как единый документ, не подписанные главой Невонского муниципального образования за период с **.**.****, которые являются недействующими, не имеющими юридической силы и подлежащими уничтожению.
Заверенные майором ФИО1 копии документов не имеют юридической силы. С названных копий документов снять копии, заверить их подлинность и предоставить в сторонние учреждения и организации не имеет смысла, так как таковые документы будут недействующими.
Нарушены права администрации Невонского муниципального образования на судебную защиту: так как по гражданскому делу № по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Невонского муниципального образования, судом затребованы оригиналы документов: постановления главы администрации Невонского муниципального образования № и № от **.**.**** По указанному гражданскому делу постановления главы администрации Невонского муниципального образования являются доказательствами, на которые намерена ссылаться администрация Невонского муниципального образования при реализации права на судебную защиту.
Нарушаются права администрации Невонского муниципального образования на обращения в другие правоохранительные органы в связи с отсутствием подлинников документов изъятых майором ФИО1 Изъятый в МП "Ск." оригинал Устава предприятия и постановление № администрации Невонского муниципального образования, которым внесены изменения в Устав МП "Ск." необходим для осуществления уставной деятельности, основным направлением которой являются возложенные обязанности по решению вопросов местного значения, в том числе по предоставлению услуг населению в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставлению населению коммунальных ресурсов. МП "Ск." является собственностью Невонского муниципального образования. Нарушены не только права и законные интересы администрации Невонского муниципального образования, но и права № жителей поселка Невон.
В результате незаконных действий заинтересованного лица ФИО1 созданы препятствия к реализации полномочий по решению вопросов местного значения, нарушены права неопределенного круга лиц. Постановлением главы Невонского муниципального образования № от **.**.**** определено заключение договоров подряда по организации мест захоронений и по ремонту обслуживания уличного освещения п. Невон. По данным договорам ежемесячно подписываются акты выполненных работ. В любое время может возникнуть необходимость внесения изменений в постановление, а при отсутствии документа сделать это невозможно.
Заявитель просит признать действия заинтересованного лица ФИО1 по изъятию документов лично у выборного должностного лица - главы Невонского муниципального образования ФИО2 и документов администрации Невонского муниципального образования согласно протоколов «Обследования помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств» от **.**.****, от **.**.**** и от **.**.****, незаконными; обязать возвратить документы и их копии, незаконно изъятые, в том числе и для их комиссионного уничтожения в соответствии с п. 2 распоряжения главы администрации Невонского муниципального от **.**.**** №.
В судебном заседании представители заявителя глава Администрации Невонского муниципального образования ФИО2, действующий на основании прав по должности, ФИО3, действующий на оснвоании доверенности, заявленные требования поддержали. Дополнительно пояснили, что в связи с изъятием документов в полной мере осуществлять возложенные на главу муниципального образования полномочия невозможно.
Заинтересованное лицо ФИО1 по заявлению возражал, пояснив, что **.**.****, **.**.****, **.**.**** в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О Федеральной службе безопасности в РФ» было проведено гласное оперативно-розыскное мероприятие по обследованию помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств, в ходе которых были изъяты документы. Основанием для проведения ОРМ явилось наличие сведений, носящих конфиденциальный характер, не подлежащих разглашению. Поскольку сведения о возможном готовящимся или уже совершенном преступлении поступили, в соответствии с Законом «О ФСБ» он проверил поступившую информацию посредством проведения ОРМ. Участвующие лица были приглашены для отсутствия в будущем разногласий относительно проведения соблюдения процедуры ОРМ.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Совершенные в рамках оперативно-розыскной деятельности действия государственных органов и должностных лиц, если они не повлекли возбуждения уголовного дела, не могут являться предметом оспаривания в процессуальном порядке, установленном ст. 19, 125 УПК.
В данном случае сведений о возбуждении уголовного дела не представлено. Из пояснений заинтересованного лица следует, что уголовное дело до настоящего времени не возбуждено. Следовательно, оспариваемые действия подлежат проверке в рамках гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу ст.255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Из статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" следует, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из пояснений заинтересованного лица ФИО1 следует, что основанием к проведению ОРМ послужили ставшие известными сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших.
В силу ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 10, ст.12, 13 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" на органы федеральной службы безопасности возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления. Указанные органы вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Таким образом, деятельности органов федеральной службы безопасности позволяет сотрудникам ФСБ при наличии сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, совершить оперативно-розыскное мероприятие, в ходе которого произвести изъятие документов.
Специфика оперативно-розыскной деятельности состоит в том, что проверки подлежат любые, в том числе и устные заявления о противоправных деяниях, полученные из любых источников. При этом в полномочия суда в рамках гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит проверка наличия источника и обоснованности заявления о преступлении.
Из протоколов «Обследования помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств» от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, следует, что заинтересованным лицом ФИО1 проведено гласное ОРМ - «Обследование помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств».
Так, в соответствии с протоколом от **.**.**** с 15.50 часов по 17.55 часов проведено обследование нежилого помещения - кабинета начальника производства МП "Сл." по адресу: . В ходе проведения исследования произведено изъятие документов: постановлений главы Невонского муниципального образования от **.**.**** №, от **.**.**** №, Устава МП "Сл." и изменений к нему, копии договора № безвозмездного пользования муниципальным имуществом, а также документов, касающихся хозяйственной и кадровой деятельности МП "Сл.".
В соответствии с протоколом от **.**.**** с 18.00 часов по 19.05 часов проведено обследование нежилого помещения - кабинета начальника производства МП "Сл." по адресу: . В ходе проведения исследования произведено изъятие документов: постановлений главы Невонского муниципального образования от **.**.**** №, от **.**.**** №, от **.**.**** №, от **.**.**** №, Устава МП "Ск." и изменений и дополнений к нему, а также документов, касающихся хозяйственной деятельности МП "Ск."
В соответствии с протоколом от **.**.**** с 15.30 часов по 19.05 часов проведено обследование нежилого помещения кабинета главы Невонского МО по адресу: , В ходе проведения исследования произведено изъятие документов: постановлений главы Невонского муниципального образования, № шт.
В соответствии с протоколом от **.**.**** с 11.30 часов по 12.30 часов проведено обследование нежилого помещения- кабинета главного энергетика МП "Ск." по адрес: . В ходе проведения исследования произведено изъятие документов: распоряжений главы Невонского муниципального образования от **.**.**** №, от **.**.**** №, от **.**.**** №, трудовых договоров, а также копий документов.
Как видно из всех описанных протоколов обследование было произведено в присутствии участвующих лиц, которым перед началом обследования сотрудник разъяснил положения статьей 6,7,8 и 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "Об оперативно-розыскной деятельности", определяющие основания, порядок и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также предусмотренное статьей 5 указанного закона право на обжалование действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в вышестоящий орган, прокуратуру или суд, их права, ответственность, а также порядок проведения обследования.
Названные выше протоколы содержат все необходимые сведения, предусмотренные статьей 166 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а именно: 1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты; 2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; 3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, его адрес и другие данные о его личности. В протоколе описаны процессуальные действия в том порядке, в каком они производились. Протокол предъявлен для ознакомления всем участвующим лицам. При этом указанным лицам разъяснены их права делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Протокол подписан должностным лицом, осуществлявшим обследование помещений и изъятие документов, а также лицами, участвовавшими в при указанном действии.
Суд находит несостоятельными доводы заявителя о несоблюдении процедуры обследования: без предъявления сотрудником удостоверения личности в раскрытом виде и документа, подписанного руководителем и заверенного гербовой печатью о выемке и изъятии документов, а также довод заявителя, что изымались документы, не скрепленные, не пронумерованные и не заверенные печатью как единый документ, не подписанные главой Невонского муниципального образования за период с **.**.**** года, которые являются недействующими, не имеющими юридической силы и подлежащими уничтожению, суд находит не имеющим юридического значения при рассмотрении настоящего дела. Как видно из протоколов обследования лица, участвующие в проведении ОРМ, свои замечания в протоколе, относительно нарушения процедуры не высказали, хотя могли это сделать непосредственно после составления протокола. Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусмотрено совершение изъятия документов на основании документа, подписанного руководителем и заверенного гербовой печатью о выемке и изъятии документов. Статьей 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ не ограничено право сотрудника ФСБ на изъятие только подлинных или только копий документов. При этом сотрудник не обязан проверять действующие это документы или подлежащие уничтожению. Вопрос о действительности изымаемых документов на этапе их изъятия не ставится.
Довод заявителя о незаконности привлечения в качестве участвующих лиц работников администрации и муниципальных предприятий, осуществление ОРМ после окончания рабочего дня несостоятелен, поскольку в силу статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", п.21 ст.5, ч.3 ст.164, 166 УПК РФ совершение оперативно-розыскных мероприятий по общему правилу не допускается только в ночное время - промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени. Из оспариваемых протоколов видно, что оперативно-розыскные мероприятия в ночное время не осуществлялись.
Довод заявителя, что изъятие документов осуществлялось под угрозой уголовного преследования за неисполнение требований сотрудника ФСБ, не состоятелен. В силу ч.5 ст.15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены. Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Факт разъяснения действующего законодательства не может быть расценен как угроза уголовного преследования.
Довод заявителя о том, что изъятие документов является препятствием к реализации полномочий по решению вопросов местного значения, суд находит несостоятельным.
Заявителю были выданы все копии изъятых документов, заверенных в соответствии с требованиями закона - ст. 15 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ.
Оформленные в установленном порядке копии документов могут быть предъявлены и в ходе рассмотрения гражданского дела, в качестве доказательств, соответственно с приложением протокола оперативно-розыскного мероприятия, подтверждающего изъятие. Кроме того, в силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона вправе ходатайствовать об истребовании доказательств у должностных лиц, которые по запросу суда обязаны представить находящиеся в их распоряжении письменные доказательства. Таким образом, отсутствие оригинала документа у заявителя может быть восполнено в гражданском процессе законными средствами.
Изъятие подлинников документов ни в коей мере не парализует реализации полномочий по решению вопросов местного значения, поскольку органы местного самоуправления располагают копиями текстов изъятых документов, содержание изъятых документов известно.
Заявитель оспаривает действия оперуполномоченного по изъятию документов, как у главы администрации, так и в муниципальных предприятиях (что видно из приложенных протоколов).
В соответствии с нормами ст.113 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от **.**.**** N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальные предприятия являются самостоятельными юридическими лицами и обладают самостоятельной правоспособностью, в том числе самостоятельно защищают нарушенные права.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Факт изъятия документов у МП "Сл." и МП "Ск." не влияет на права и обязанности администрации. Указанные лица самостоятельные хозяйствующие субъекты. Обладающие самостоятельной гражданской дееспособностью, и в случае нарушения их прав вправе самостоятельно их защищать.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что при составлении протоколов «Обследования помещений, зданий сооружений участков местности и транспортных средств» от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, должностным лицом соблюдены все требования, предъявляемые к форме составления протокола. При проведении оперативно-розыскного мероприятия соблюдены нормы законодательства. Копии изъятых документов были направлены в Администрацию Невонского муниципального образования, что нашло свое подтверждение в судебном заседании. Нарушения прав Администрации Невонского муниципального образования не усматривается. Проведение оспариваемых оперативных мероприятий не противоречит ст. ст. 6, 7, 8, 15 Федерального закона РФ N 144 "Об оперативно-розыскной деятельности". Действия по изъятию документов соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего и права либо свободы заявителя не были нарушены.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Администрации Невонского муниципального образования о признании незаконным действия заинтересованного лица ФИО1 по изъятию документов у главы Невонского муниципального образования ФИО4 и документов администрации Невонского муниципального образования согласно протоколов «Обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» от **.**.****, **.**.****, **.**.****, незаконными; обязании возвратить документы и их копии, незаконно изъятые согласно протоколов «Обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» от **.**.****, **.**.****, **.**.****, в том числе для их комиссионного уничтожения в соответствии с п.2 распоряжения главы Администрации Невонского муниципального образования от **.**.**** №, отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись Е.Ю.Салыкина
Решение вступило в законную силу 12.02.2014
.
.
.
.
.
.
.я