Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
06 сентября 2013 года г. Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре Рощупкиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Омска в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Регионторг», Обществу с ограниченной ответственностью «Бинго-Бум» о признании деятельности противоречащей требованиям законодательства, прекращении незаконной деятельности,
установил:
Прокурор города Омска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, интересов РФ с иском к ООО «Регионторг», ООО «Бинго-Бум» о признании деятельности противоречащей требованиям законодательства, приостановлении деятельности. В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой г. Омска проверки выявлены существенные нарушения требований соблюдения законодательства о лотереях. Проверкой установлено, что в арендованных помещениях по адресам: <адрес> и <адрес> ООО «Регионторг» на основании агентских договоров с ООО «Бинго-Бум» осуществляет деятельность по проведению Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум». В помещениях, в которых проводится лотерея «Бинго-Бум», установлено электронное оборудование, предназначенное для вывода приобретенного лотерейного билета на монитор и фиксации чисел, выпадающих в пневматическом лототроне. Розыгрыш призового фонда проводится регулярными тиражами в соответствии с графиком, установленным организатором лотереи единовременно среди всех лотерейных билетов, реализованных и зарегистрированных к моменту проведения тиража. Длительность тиража составляет 22 часа (тираж начинается с 9 часов утра текущих суток и заканчивается в 7 часов утра следующих суток по московскому времени). Каждый тираж состоит примерно из 110 туров продолжительностью 8-10 минут с перерывами между турами 3-5 минут. Участник лотереи может самостоятельно определить, в каком из туров тиража разыграть билет. Участник лотереи имеет возможность выбрать размер ставки (стоимость лотерейных билетов разных серий: 250 руб., 500 руб., 1 000 руб., 2 000 руб., 3 000 руб.), количество приобретенных билетов (используемое оборудование позволяет отображать на мониторе процесс розыгрыша неограниченного количества лотерейных билетов одновременно), а также возможность выбора конкретного тура, в котором он желает разыграть уже приобретенный лотерейный билет (билеты). Для осуществления игры лотерейный билет подносится игроком к специальному сканеру, находящемуся на игровом столе рядом с монитором, после чего билет отображается на мониторе. Затем на мониторе в режиме реального времени отображается процедура розыгрыша лотерейного билета, в котором компьютером отмечаются выпадающие в пневматическом лототроне числа (70 из 90). Одновременно процесс игры посредством спутникового телевизионного вещания демонстрируется на телеэкранах, установленных в центре игрового зала. Незамедлительно после окончания игрового тура на мониторе отображается информация о выигрыше либо о проигрыше билета. Использование понятия «тур» не предусмотрено законодательством о лотереях, в связи с чем, окончание каждого такого «тура» должно рассматриваться в качестве самостоятельного розыгрыша призового фонда лотереи, поскольку выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши определяются по результатам каждого конкретного «тура». При проведении лотереи «Бинго-Бум» розыгрыш призового фонда происходит в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи, однако использование компьютерного оборудования Условиями проведения лотереи не предусмотрено. На момент начала каждого из «туров» определить размер денежных средств, предназначенных для выплаты, не представляется возможным. Призовой фонд лотереи «Бинго-Бум» формируется в процессе розыгрыша тиража, лотерейные билеты на участие в розыгрыше в конкретном тираже распространяются после начала розыгрыша призового фонда тиража. На лотерейных билетах «Бинго-Бум» не указываются место и время проведения тиража. Участие в данном виде лотереи формирует в человеке ощущение азарта. Кроме того, сама визуальная обстановка в помещениях характерна для игорных заведений. Возможность выбора «тура», в котором будет разыгран приобретенный билет, а также возможность розыгрыша в рамках одного «тура» неограниченного количества билетов, вариативность размера ставки создают иллюзию влияния участника лотереи на результаты розыгрыша, провоцируют у него азарт и желание выиграть значительные денежные средства, а также вернуть затраты, израсходованные на лотерейные билеты, не принесшие выигрыша. Вышеуказанные нарушения законодательства о лотереях в совокупности с иными факторами, по мнению истца, преобразуют процесс участия в лотерее в азартную игру. Просит признать деятельность, осуществляемую ООО «Регионторг» и ООО «Бинго-Бум» в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес> противоречащей требованиям ФЗ от 11 ноября 2003 г. №138-ФЗ «О лотереях», признать деятельность ответчиков по указанным адресам азартной, обязать ответчиков приостановить деятельность.
В ходе рассмотрения дела по существу представителем прокуратуры г. Омска за подписью и.о. прокурора г. Омска представлено уточненное исковое заявление, согласно которому истец просит признать деятельность, осуществляемую ООО «Регионторг» и ООО «Бинго-Бум» под видом Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» в нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> деятельностью по организации и проведению азартных игр и противоречащей требованиям федерального законодательства, в том числе законодательства о лотереях, а также просит обязать ответчиков прекратить указанную деятельность.
В процессе рассмотрения дела, с учетом мнения сторон, к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная налоговая служба России.
В судебном заседании помощник прокурора г. Омска Умрихин П.Г. исковые требования по изложенным в иске доводам с учетом уточнений поддержал. Пояснил, что допускаемые при проведении ответчиками лотереи: разделение тиража на «туры», не предусмотренные действующим законодательством, розыгрыш призового фонда чаще, чем раз в 12 часов, проведение розыгрыша в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, объединенного сетью электросвязи, невозможность определения размера призового фонда в силу его формирования в процессе розыгрыша тиража, распространение билетов на участие в тираже после начала розыгрыша призового фонда тиража, отсутствие указания на лотерейных билетах о времени и месте розыгрыша, возможность многократного участия в розыгрыше призового фонда лотереи в течение 22 часов, что создает эффект азарта и желания повторного участия, в совокупности преобразуют процессе участия в лотерее в азартную игру, что свидетельствует о нарушениях ответчиками законодательства о лотереях и Условий проведения Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум». Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Регионторг» ФИО1, действующий на основании доверенности (л.д.131), в судебном заседании исковые требования не признал. Считает, что деятельность ООО «Регионторг», ООО «Бинго-Бум» соответствует действующему законодательству и Условиям проведения лотереи, на основании выданного ФНС России разрешения, которое никем не оспаривалось и не отменено. Полагает, что доводы истца о проведении азартных игр под видом лотереи опровергаются вынесенными ранее судебными актами о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснял, что ООО «Регионторг» на основании агентского договора по поручению и за счет ООО «Бинго Бум» продает лотерейные билеты, организует прямую трансляцию проведения розыгрышей телепрограммы «Бинго – ТВ» и организует выплату розыгрышей победителям. Тираж лотереи составляет 22 часа и проводится не чаще, чем каждые 12 часов. Тур сам по себе не является тиражом. Призовой фонд лотереи формируется от выручки реализуемых лотерейных биллетов за предыдущие тиражи и на момент тиража уже сформирован, в течение тиража не меняется. Лотерея проходит в режиме реального времени, розыгрыш транслируется в прямом эфире, при этом тиражная комиссия находится в г. Москве. Данные о месте и времени проведения лотереи ООО «Регионторг» проставляются на билетах штампами. Пояснил, что используемое оборудование представляет собой лототрон, кроме того имеется телевизор и терминал, через который возможно зарегистрировать билет. Однако участник лотереи может приобрести билет и нигде его не регистрировать, результаты розыгрыша узнать впоследствии. Также пояснил, что в помещении по <адрес> ООО «Регионторг» деятельность более не ведет, собственником помещения ответчик не является, договор аренды расторгнут. Представлен письменный отзыв на иск (л.д.1-4 том 2).
Представитель ответчика ООО «Бинго-Бум» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежаще, в том числе, с учетом уточнения иска (л.д. 10 т.3), просит дело рассмотреть без его участия, представлен письменный отзыв на иск (л.д.76-86 том 2). Из указанного отзыва следует, что ООО «Регионторг» осуществляет свою деятельность по указанным в исковом заявлении адресам на основании заключённых с ООО «Бинго-Бум» агентских договоров, самостоятельно не организует и не проводит Всероссийскую негосударственную лотерею «Бинго-Бум», а является исключительно распространителем билетов указанной лотереи. Лотерейное оборудование, используемое для проведения лотереи (лототрон), находится по месту нахождения организатора - ООО «Бинго-Бум». Проверочные действия, оформленные указанными в иске документами, произведены в отсутствие представителя ООО «Регионторг». Согласно п. 16.1.6 Условий проведения Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум», розыгрыш призового фонда тиража разделён на туры, количество и длительность которых определяются Организатором, при этом в рамках каждого из туров из лототрона извлекаются шары в количестве, необходимом для выявления победителя Бинго до 70 хода включительно». Действующим законодательством не даётся определения понятий «тираж» и «тур», однако отсутствует и запрет на использование подобной структуры розыгрыша призового фонда. При этом в ходе каждого тура тиража осуществляется исключительно розыгрыш призового фонда тиража, не распространяются лотерейные билеты, не осуществляется регистрация лотерейных билетов, не выплачиваются выигрыши. Таким образом, тур не отвечает признакам тиража и не является таковым. Используемое ответчиком лотерейное оборудование обеспечивает розыгрыш призового фонда с периодичностью не чаще одного раза в 12 часов и периодичность проведения тиражей лотереи полностью соответствует требованиям Закона о лотереях.
При заключении договора между организатором лотереи «Бинго-Бум» и её участником обмен документами (т.е. выдача лотерейного билета) производится не с помощью электронной связи или сети «Интернет», а посредством личного взаимодействия участника лотереи с кассиром лотерейного клуба. По сети «Интернет» осуществляется обмен не документами, а только информацией о номере лотерейного билета участника лотереи, а также трансляция розыгрыша тиража, что, в соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о лотереях, не является признаком лотереи, проводимой в режиме реального времени.
Упоминаемое истцом компьютерное оборудование (компьютеры («тонкий клиент-сервер»), мониторы, ресивер, столы со встроенными сканерами лотерейных билетов) не является лотерейным. Сами по себе мониторы, устройства «тонкий клиент» и прочее компьютерное оборудование не определяют выигравших участников лотереи, они только фиксируют участие лотерейного билета в данном конкретном тиража и информируют участника лотереи о ходе розыгрыша, то есть предназначены исключительно для удобства участника лотереи.
Призовой фонд текущего тиража формируется из выручки от реализации лотерейных билетов, реализованных в ходе предыдущего тиража, и к моменту начала розыгрыша текущего тиража полностью сформирован. Лотерейные билеты, реализуемые в ходе текущего тиража, формируют призовой фонд уже не на текущий, а на следующий (завтрашний) тираж.
Доводы о формировании при участии в лотерее у человека ощущения азарта, иллюзии влияния на результаты розыгрыша, не основаны на нормах закона, и являются лишь субъективным мнением истца. Нанесение на лотерейный билет штампа с указанием на место распространения лотерейных билетов и на номер тиража/тура не противоречит требованиям Закона РФ «О лотереях» и не ухудшает защитных свойств лотерейного билета.
Также в исковом заявлении не указано ни одно из нарушений ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Все якобы выявленные прокурорской проверкой нарушения рассматриваются как нарушения ФЗ «О лотереях», то есть деятельность ответчика рассматривается именно как лотерея, но проводимая с нарушением требования Закона о лотереях. Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона об азартных играх указывает, что «действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей». Таким образом, при квалификации деятельности ответчика истцом применяет два взаимоисключающих друг друга Федеральных закона, что недопустимо. Просит в иске отказать.
В судебном заседании представители третьего лица УФНС по Омской области ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей (л.д. 128, 129 том 1), требования прокурора г. Омска с учетом уточнений поддержали. Ранее в судебном заседании поясняли, что была произведена проверка Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» по указанным в иске адресам. В результате проверки были выявлен нарушения ФЗ «О лотереях», а также Условий проведения лотереи. В ходе розыгрыша лотереи используется дополнительное оборудование, не предусмотренное Условиями, которое предоставляет возможность проводить розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, что в соответствии с требованиями закона вправе осуществлять только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Периодичность розыгрыша призового фонда тиражей фактически составляет 2 часа, что чаще предусмотренного законом. Реализация лотерейных билетов на участие в тираже в нарушение требований законодательства осуществляется весь период его проведения. Кроме того, фактически неизвестно, где расположен лототрон, в месте проведения лотереи не действует тиражная комиссия, в нарушение Условий проведения лотереи на лотерейном билете не указано время проведения тиража. Представлен письменный отзыв на иск (л.д. 221-223 том 1).
Представитель третьего лица ФНС России в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях», лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бинго-Бум» Федеральной налоговой службой России выдано разрешение на проведение Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» на территории РФ (л.д.63 том 1). Срок действия разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», организатором Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» является ООО «Бинго-Бум».
ДД.ММ.ГГГГ разработаны Условия проведения Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» (далее - Условия проведения лотереи), которые утверждены Федеральной налоговой службой Российской Федерации (л.д. 130-163; 198-225 (с приложениями) том 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О лотереях» условия лотереи должны включать в себя, в том числе описание концепции лотереи, права и обязанности участников лотереи, организационно-технологическое описание лотереи.
Определение видов лотерей в зависимости от технологии ее проведения установлено п. 6 ст. 3 Федерального закона «О лотереях», согласно которому к технологии проведения лотереи в обычном режиме отнесены этапы проведения лотерей: сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи.
В соответствии с представленными Условиями проведения Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «БингоБум» указанная лотерея проводится в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда осуществляется поэтапно (п.2.5. Условий).
Судом установлено, что ООО «Регионторг» является юридическим лицом, в соответствии с Уставом целью которого является извлечение прибыли за счет осуществления предпринимательской деятельности и удовлетворения общественных потребностей в предоставляемых Обществом товарах и услугах. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом (л.д.69-76 том 1).
Между ООО «Бинго-Бум» и ООО «Регионторг» заключены агентские договоры № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ООО «Регионторг» обязуется за вознаграждение по поручению, за счет и от имени ООО «Бинго-Бум», организатора лотереи, совершать действия по продаже лотерейных билетов в месте реализации, а также осуществлять от имени и за счет принципала все необходимые действия в целях проведения лотереи, а именно: заключать договоры на участие в лотерее, посредством приобретения участником лотерейного билета, от имени принципала, с лицами, которые отвечают требованиям условий лотереи, а также совершать действия, необходимые для признания их участниками лотереи согласно условиям лотереи; организации прямой трансляции проведения розыгрышей телеканала «Бинго-ТВ», организации выплаты выигрышей победителям лотереи согласно положениям настоящего договора и Условиям лотереи (л.д. 77-84, 95-101 том 1).
ООО «Регионторг» обязуется обеспечивать проведение лотереи в качестве оператора лотереи в соответствии с действующим законодательством РФ, настоящим договором и Условиями лотереи (п.3.1.1. агентского договора). В соответствии с п. 1.1.3 договора Оператор лотереи - организация, заключившая с организатором лотереи договор на проведение лотереи от его имени по его поручению
Согласно п. 1.1.10 указанных договоров место реализации лотерейных билетов – помещение, принадлежащее агенту на праве собственности или ином законном основании и используемое им в целях исполнения поручения, данного принципалом в рамках настоящего договора.
Местом реализации лотерейных билетов по агентскому договору № определено помещение по адресу <адрес>, занимаемое ООО «Регионторг» на основании договора аренды с ООО «Рантье» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85-90 том 1); по договору №-помещение по адресу <адрес>, занимаемое ООО «Регионторг» на основании договора аренды с ИП К.В.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.102-110 том 1). При этом, согласно договорам аренды, указанные помещения предполагается использовать арендатором под пункты приема ставок.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Омска проведена проверка соблюдения законодательства о лотереях, а также законодательства о государственном регулировании деятельности по проведению азартных игр при осуществлении ООО «Регионторг» деятельности по проведению Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум». В ходе проверки установлено, что в помещениях, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес> деятельность по проведению Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» осуществляется с нарушениями требований федерального законодательства и Условий проведения лотереи.
Судом установлено, что нежилые помещения, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес> находятся в пользовании ООО «Регионторг» на основании договоров аренды. При этом доводы представителя ответчика о прекращении использования помещения по адресу <адрес> не нашли в судебном заседании безусловного подтверждения, поскольку суду не представлено достоверных доказательств расторжения договора аренды указанного помещения, а также акта приема-передачи помещения арендодателю.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи, представляющие собой распространение партии лотерейных билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату, передачу или предоставление выигрышей.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона «О лотереях» лотерейное оборудование должно обеспечивать розыгрыш призового фонда тиражной лотереи не чаще чем один раз в двенадцать часов.
Согласно ст. 17 закона установлено, что призовой фонд лотереи образуется или за счет выручки от проведения лотереи, или за счет организатора стимулирующей лотереи. Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.
Статьей 18 вышеуказанного закона установлены требования к проведению розыгрыша призового фонда тиражной лотереи.
Средства призового фонда тиражной лотереи должны разыгрываться полностью в пределах тиража, к которому относится этот призовой фонд, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, установленным условиями тиражной лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда тиражной лотереи из одного тиража в другой тираж не допускается.
Таким образом, розыгрыш отдельного тиража тиражной лотереи может проводится один раз в двенадцать часов. При этом призовой фонд должен быть сформирован до проведения розыгрыша тиража из денежных средств, полученных от распространения лотерейных билетов конкретного тиража лотереи и разыгран полностью единовременно.
Согласно п. 16.1.1 Условий проведения лотереи, розыгрыш призового фонда проводится отдельными тиражами в виде розыгрыша призовых фондов тиражей в сроки и по датам согласно графику, утвержденному организатором, единовременно среди всех участников посредством розыгрыша между всеми уникальными номерами, зарегистрированными в базе данных тиража к моменту проведения тиража.
В п. 16.1.6 Условий проведения лотереи указано, что розыгрыш призового фонда тиража разделен на туры, количество и длительность которых определяются организатором, при этом в рамках каждого из туров из лототрона извлекаются шары в количестве, необходимом для выявления Победителя «Бинго» до70 хода включительно.
Согласно утвержденному графику проведения лотереи (л.д.164 т.2), розыгрыш призового фонда Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» проводится отдельными тиражами, розыгрыш призового фонда проводится ежедневно с 09:00 до 07:00 утра, длительность тиража составляет 22 часа, розыгрыш призового фонда тиража разделен на туры, длительность каждого тура равна 5 минутам, туры проводятся в течение всего тиража (длительности тиража - 22 часа) с техническим перерывом 5 минут.
Таким образом, судом установлено, что розыгрыш призового фонда тиражной лотереи осуществляется ООО «Регионторг» не единовременно, а раз в 5 минут множественными турами, то есть лотерейное оборудование, находящееся в помещениях ООО «Регионторг», не обеспечивает розыгрыш призового фонда с периодичностью не чаще одного раза в 12 часов, поскольку выигрыш участника лотереи, отображается на экране монитора непосредственно после каждого сыгранного тура, то есть до розыгрыша всего тиража.
Факт возможности получения участником лотереи выигрыша после каждого тура представителем ответчика в судебном заседании не оспаривается.
При этом, как установлено проверкой, во время розыгрыша лотереи до начала соответствующего тура ООО «Регионторг» осуществляет в пределах проводимого розыгрыша тиража реализацию лотерейных билетов, которые активируются на соответствующем оборудовании, установленном в зале во время проведения розыгрыша призового фонда. Таким образом, находящийся в розыгрыше призовой фонд конкретного тиража до проведения данного тиража не сформирован, вследствие чего является неопределенным, абстрактным. Фактически ООО «Регионторг» многократно в течение одного тиража осуществляет розыгрыш несформированного призового фонда лотереи. Призовой фонд текущего тиража лотереи в установленном законом порядке не образуется, и пополняется в режиме реального времени за счет выручки от распространяемых лотерейных билетов.
Иными словами, посетитель клуба, приобретая лотерейный билет, путем внесения определенной платы в кассу за него, не владеет информацией о размере разыгрываемого призового фонда, на который он может рассчитывать при признании его победителем, что повышает риск утраты денежных средств от участия, в связи с чем участники лотереи, приобретшие лотерейные билеты в конце соответствующего тиража (перед 100 - 110 туром), ставятся в неравное положение перед участниками лотереи, приобретшими лотерейные билеты в начале текущего тиража, и ставшими участниками розыгрыша призового фонда в полном объеме, тогда как игрок, приобретший билет в конце розыгрыша призового фонда тиража, разыгрывает оставшуюся часть призового фонда.
Таким образом, установлено, что в нарушение ч. 6 ст. 20 Федерального закона «О лотереях» выплата выигрышей осуществляется непосредственно после проведения тура розыгрыша тиража лотереи, в то время как розыгрыш самого тиража еще не завершен. В связи с этим, доводы ответчика о том, что призовой фонд тиража сформирован, судом также признаются несостоятельными.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О лотереях», для розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия. Тиражной комиссией осуществляются следующие функции:1) проведение розыгрыша призового фонда тиража тиражной лотереи;2) подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.
В нарушение указанного требования, как установлено судом, в помещениях ООО «Регионторг» по адресам: <адрес>; <адрес> тиражная комиссия не действует. Доводы представителя ответчика о том, что при проведении Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» действует единая тиражная комиссия, расположенная в г. Москве, суд признает несостоятельными, поскольку невозможно с достоверностью определить наличие указанной тиражной комиссии при розыгрыше каждого конкретного тиража (тура), результаты проведения тиража соответствующим актом комиссии не подтверждаются, протоколы тиражной комиссии по результатам каждого тура не заполняются, результаты тура не публикуются; доказательств иного ответчиком не представлено.
Кроме того, в нарушение положений ст. 12 Федерального закона «О лотереях», как следует из материалов проверки, на лотерейных билетах, реализуемых ООО «Регионторг» по указанным адресам, не указываются дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (л.д. 228 т.1).
В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика, что в помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, деятельность по проведению лотереи «Бинго-Бум» осуществляется с использованием специального оборудования: компьютеров («тонкий клиент-сервер»), подключенных к сети Интернет, мониторов, ресиверов, ТВ-модуляторов, ж/к телевизоров, столов со встроенными сканерами лотерейных билетов, что не предусмотрено Условиями лотереи и не соответствует требованиям к лотерейному оборудованию.
Как следует из материалов проверки, порядок проведения розыгрыша в помещениях ООО «Регионторг» следующий: участник лотереи приобретает в кассе лотерейный билет, подносит его к сканеру, тем самым регистрируя свое участие в конкретном туре тиража, используемый компьютер в режиме реального времени передает информацию о регистрации номера билета по сети Интернет, после чего билет регистрируется и на мониторе в режиме реального времени отображается процесс розыгрыша, по окончании которого на мониторах отображается информация о результате выигрыша, который можно получить в кассе ООО «Регионторг» непосредственно после розыгрыша конкретного тура тиража.
Согласно п. 16.1.4 Условий проведения лотерей «Бинго-Бум» розыгрыш проводится с помощью Лототрона и комплекта из 90 шаров, каждый из которых имеет свой неповторяющийся номер от 1 до 90.
В соответствии с п. 14 ст. 2 ФЗ от 11 марта 2003 года № 138 ФЗ «О лотереях» лотерея может проводиться с использованием лотерейного оборудования, специально изготовленного и используемого для проведения лотереи, или оснащенного лотерейными программами.
Применение лотерейного билета, лототрона и шаров относится в соответствии с подп. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О лотереях» к организационно-технологическому описанию лотереи.
Однако, условиями проведения Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» наличие и использование компьютеров, сканеров, мониторов, ж/к телевизоров и информационно-телекоммуникационной сети (интернет) для участия в лотерее не предусмотрено.
Главными отличиями лотерейных и игровых автоматов являются их предназначение и фактическое использование.
Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются: прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша.
Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
В отличие от игрового автомата, на лотерейном оборудовании нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Под игровым автоматом понимается игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (п. 18 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов ООО «Бинго-Бум» как организатор Всероссийской негосударственной тиражной лотереи разрешение на проведение лотереи с использованием компьютеров, мониторов, ж/к телевизоров, сканеров и информационно-телекоммуникационной сети (Интернет) в установленном законом порядке не получало.
В связи с чем, применение указанного оборудования и средств электронной связи (Интернет) относится в соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 8 Федерального закона «О лотереях» к организационно-технологическому описанию лотереи, и в соответствии с ч. 3 настоящей статьи организатор лотереи обязан получить соответствующее разрешение на проведение лотереи.
Соответственно, применение ООО «Регионторг» при проведении под видом розыгрыша лотереи «Бинго - Бум» компьютеров, мониторов, ж/к телевизоров, сканеров и средств информационно-телекоммуникационной сети (интернет), свидетельствует о нарушении ответчиком Условий проведения лотереи.
Представленное ответчиком заключение специалиста Центра независимой комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий № от ДД.ММ.ГГГГ, судом не может быть принято во внимание, поскольку предметом рассмотрения данного спора является вопрос, используется ли данное оборудование в качестве лотерейного, а не является ли оно игровым.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники. В силу ч. 1 ст. 15 данного Закона, использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства в Российской Федерации.
Как следует из п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» связь - это технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи для обеспечения функционирования сетей связи.
Из представленных в дело документов следует, что правилами, действующими у ответчика, установлен момент регистрации участия в лотерее путем сканирования лотерейного билета при помощи установленного оборудования. Для регистрации необходимо использовать сеть Интернета. Таким образом, сканер и Интернет используется организатором для заключения соглашения с участниками лотереи для участия в конкретном туре тиража.
Как уже было указано выше, согласно п. 18 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ игровой автомат представляет собой игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование) используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом, устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников, что свидетельствует о том, что требование о наличии в игровом автомате устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, отсутствует.
Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу, утвержденные Приказом Госстандарта России от 24 января 2000 года № 22, также не предусматривают обязательного наличия в игровом автомате вышеуказанных устройств.
Игровой автомат без устройств приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.
Игрок имеет возможность самостоятельно выбрать размер ставки (стоимость лотерейных билетов разных серий: 250 руб., 500 руб., 1000 руб., 2000 руб., 3000 руб. согласно п. 13.1 Условий проведения лотереи), количество приобретенных билетов, а также возможность выбора конкретного тура, в котором он захочет разыграть свой билет. А многократный в течение 22 часов процесс розыгрыша призового фонда в режиме реального времени с использованием компьютерного оборудования обуславливает наличие возможности и желание незамедлительно принять повторное участие как в случае негативного, так и положительного исхода.
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
При этом под выигрышем понимаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание все обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиками фактически осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр под видом Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» лотерея в зависимости от технологии ее проведения подразделяется на лотерею, проводимую:
1) в режиме реального времени, если договор об участии в лотерее заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи и позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны договора и с помощью которого проводятся розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, фиксация и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту такой информации от утраты, хищения, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных подобных действий и несанкционированного доступа к сети электросвязи;
2) в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда лотереи осуществляются поэтапно.
Пунктом 2 Условий проведения всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» предусмотрено, что указанная лотерея проводятся в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда осуществляется поэтапно.
Вместе с тем, приведенный выше алгоритм реализации лотереи свидетельствует об организации ответчиком азартных игр под видом лотереи, проводимой в режиме реального времени, поскольку при проведении лотерей «Бинго-Бум» имеет место обмен документов путем передачи информации между сторонами договора посредством электронной или иной связи, использование лотерейного оборудования, которое объединено сетью электросвязи как для обмена документами, так и для розыгрыша призового фонда, фиксации и передачи информации о результатах такого розыгрыша.
Таким образом, данный розыгрыш не отвечает признакам лотереи, проводимой в обычном режиме, поскольку выигрыш не может быть определен на стадии изготовления лотерейных билетов или иной форме, а определяется в ходе розыгрыша, с учетом числа билетов, зарегистрированных к моменту проведения конкретного тура, без участия организатора либо оператора лотереи, что присуще игровому оборудованию, определенному в п. 4 Закона об азартных играх, и, соответственно, исключает поэтапность проведения лотереи.
Суд учитывает, что вопреки требованиям ст. ст. 2, 3, 7 вышеназванного закона игра в помещениях ООО «Регионторг» проводится в режиме реального времени по мере внесения денежных средств в кассу и получения лотерейных билетов, а не единовременно между всеми участниками розыгрыша тиража.
Вместе с тем, по вопросу организации юридическими лицами азартных игр под видом стимулирующих лотерей на сертифицированном лотерейном оборудовании необходимо отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона «О лотереях» проведение лотереи в режиме реального времени с использованием лотерейного оборудования, объединенного сетью электросвязи, осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, организация юридическими лицами лотерей в режиме реального времени запрещена, что свидетельствует о нарушении ответчиками требований законодательства.
Несоблюдение данного закона со стороны ответчиков нарушает интересы Российской Федерации, осуществляющей государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр, путем нарушения норм действующего законодательства, устанавливающих порядок осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон.
Также, действия ответчиков нарушают права неопределенного круга лиц, чьи имущественные интересы могут быть ущемлены в результате незаконной деятельности, путем ухудшения имущественного положения граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ООО «Регионторг» в арендованных помещениях по адресам: <адрес> <адрес> под видом лотереи «Бинго-Бум» осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр, поскольку участник фактически передает денежные средства организатору игры с целью совершить игру на игровом оборудовании, расположенном в помещении, то есть заключает соглашение о возможности выигрыша, основанное на риске утраты внесенной денежной суммы, что является признаком азартной игры.
Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» устанавливает жесткие требования к организаторам игр, местам их проведения и условиям выдачи разрешений (лицензий) на организацию и проведение азартных игр.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр (за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах) допустимо лишь лицами, отвечающими требованиям к организаторам азартных игр, установленным в ст. 6 этого Закона, и только на территории игорных зон, перечисленных в ст. 9 этого Закона, при наличии специального разрешения органа управления соответствующей игорной зоной.
На территории Омской области создание игорных зон законом не предусмотрено, а приведенная выше деятельность указанным выше условиям не отвечает, поскольку осуществляется без соответствующего разрешения и вне игорных зон, перечисленных в статье 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», поэтому она подлежит прекращению.
Доводы представителя ответчика, что тираж разделен на туры и в такой последовательности проводятся туры одного тиража, нельзя признать состоятельными, поскольку положениями Федерального закона от 11 марта 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» не предусмотрено проведение тиража путем деления на туры, при котором окончание каждого «тура» имеет характер самостоятельного розыгрыша призового фонда, поскольку включает в себя непосредственно этапы розыгрыша, в том числе: распространение лотерейных билетов, их регистрацию на специальном оборудовании, непосредственно розыгрыш, определение победителя тура и выплату ему выигрыша.
Из п. 16.1.6 Условий проведения лотереи, на которое ссылается ответчик (л.д. 146 т.2), не следует, что деление тиража на туры, количество и длительность которых определяется Организатором, предусматривает возможность получения выигрыша после каждого тура тиража. В связи с чем, также несостоятельна ссылка ответчика на ответ ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ООО «Бинго-Бум» от ДД.ММ.ГГГГ, так как фактически ФНС России подтверждает соответствие условий лотереи, изложенных в запросе, утвержденным ФНС России Условиям проведения лотереи (л.д. 229,230 т.2).
Доводы ответчиков о том, что проведение проверки производилось с нарушениями, без привлечения представителя организатора лотереи на выводы суда не влияют, поскольку сам факт проведения проверки деятельности ООО «Регионторг», осуществляемой по адресам: <адрес> и <адрес> имел место, что представителем ответчика не оспаривается.
Предоставленная ответчиком судебная практика не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора г. Омска, поскольку вынесенные судебные решения не содержат сведений об обстоятельствах проведения ответчиком лотереи по адресам: <адрес>; <адрес>; факт нарушений со стороны ответчика положений ФЗ «О лотереях» нашел свое подтверждение в ходе разбирательства по делу.
Представленные ответчиком в материалы дела: постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № и решение по жалобе на указанное постановление, вынесенное Центральным районным судом г. Омска ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Регионторг» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 К РФ о АП, не имеют для рассмотрения данного гражданского дела преюдициально значения. При этом факт прекращения производства по делу об административном правонарушении сам по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения гражданского иска.
Данный вывод также подтверждается позицией Верховного Суда РФ, следующей из постановления Верховного Суда РФ от 05 февраля 2013 года № 38-АД13-1, на которое, в качестве возражений, ссылается представитель ответчика.
Так, как указал Верховный Суд РФ, если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 К РФ о АП. В соответствии с частью 1 статьи 14.1.1 К РФ о АП административным правонарушением признаётся организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи. Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется нарушением требований Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Однако согласно материалам рассматриваемого дела деятельность лица, указанного в качестве правонарушителя, и ООО «Бинго-Бум» регулируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях», а действие Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность бирж (часть 2 статьи 1 названного Федерального закона в редакции, действовавшей на 24 февраля 2012 г.). Кроме того, Верховный суд РФ указал, что в данном случае также не имелось оснований для привлечения лица к административной ответственности по ст. 14.27 К РФ о АП, так как указанной статьей предусмотрена административная ответственность за нарушения законодательства о лотереях, а именно: за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления (часть 1), за несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также их направление на иные цели, чем те, которые предусмотрены законодательством о лотереях (часть 2), за отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи (часть 3). При этом указанные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и судебных решениях нарушения требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. № 138-Ф3 «О лотереях» при проведении Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго- Бум» не образуют составов административных правонарушений, предусмотренных статьёй 14.27 К РФ о АП.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать деятельность Общества с ограниченной ответственностью «Регионторг» и Общества с ограниченной ответственностью «Бинго-Бум» по организации азартных игр, осуществляемую под видом Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» по адресам: <адрес> и <адрес>, противоречащей требованиям федерального законодательства.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Регионторг» и Общество с ограниченной ответственностью «Бинго-Бум» прекратить осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр под видом Всероссийской негосударственной тиражной лотереи «Бинго-Бум» по адресам: <адрес> и <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Регионторг» и Общества с ограниченной ответственностью «Бинго-Бум» госпошлину в доход бюджета города Омска в сумме 4 000 руб., по 2 000 (две тысячи) руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.Н. Попова