Дело № 2-377/13г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2013 года с. Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Хачирова Л.В.
при секретаре судебного заседания Гусейновой З.Р.,
с участием:
помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Гриднева М.М.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края ФИО1, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Фалеева В.В., в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг (в порядке ст. 45 ГПК РФ),
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края Фалеев В.В. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Новоселицкий районный суд с иском к администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что, прокуратурой Новоселицкого района проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, а также законодательства о противодействии коррупции.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об ор_ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ № 210) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государ_ственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст. 29 ФЗ № 210 административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры му_ниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 30.07.2012 администрация поселения должна была разработать и утвердить обязательные и необходимые административ_ные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а информация о них включить в реестр муниципальных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 перечни услуг, которые являются необхо_димыми и обязательными для предоставления государственных и муници_пальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предостав_ляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципаль_ные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении преду_смотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 3 Федерального Закона Российской Фе_дерации от 25.12.2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273), противодействие коррупции в Российской Федерации ос_новывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; публичность и от_крытость деятельности государственных органов и органов местного само_управления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Пунктом 2 статьи 6 ФЗ № 273 предусмотрено, что профилактика кор_рупции осуществляется путем применения следующих основных мер: анти_коррупционная экспертиза правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закон РФ от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172), основными принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведе_ния антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 172, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) про_водится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответст_вии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном норма_тивными правовыми актами соответствующих федеральных органов испол_нительной власти, иных государственных органов и организаций, органов го_сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Рос_сийской Федерации.
Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: осуществ_ление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Проверкой установлено, что на 28.08.2013 года администрацией муни_ципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края разработано и утверждено 14 административных рег_ламентов по предоставлению муниципальных услуг, именно: предоставление муниципальной услуги по выдаче населению справок, выписок из похозяйственных книг юридическим и физическим лицам; предоставление муници_пальной услуги по «предоставлению информации об очередности предостав_ления жилых помещений на условиях социального найма на территории му_ниципального образования Журавского сельсовета»; предоставление муни_ципальной услуги «прием заявлений, документов, а также постановка граж_дан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; предоставление муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на террито_рии муниципального образования Журавского сельсовета»; предоставление муниципальной услуги «приобретение земельных участков из земель сель_скохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственно_сти муниципального образования Журавского сельсовета, для создания фер_мерского хозяйства и осуществления его деятельности»; предоставления му_ниципальной услуги «предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению»; предоставление муниципальной услуги «принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение»; предоставление архивным отделом администрации му_ниципального образования муниципальной услуги «выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей»; предоставление муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласова_нии проектов границ земельных участков»; предоставление муниципальной услуги «изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства»; предоставление муниципальной ус_луги «предоставление информации об объектах недвижимого имущества, на_ходящихся в муниципальной собственности предназначенных для сдачи в аренду»; предоставление муниципальной услуги «выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строи_тельства»; предоставление муниципальной услуги «подготовка и выдача раз_решений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию»; пре_доставление муниципальной услуги «предоставление информации об объек_тах культурного наследия регионального или местного значения, находящих_ся на территории муниципального образования Журавского сельсовета и включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 29, ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 администрацией муни_ципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района до настоящего времени не разработаны и не утверждены все необходимые и обязательные административные регламенты о предоставлении муниципаль_ных услуг, а именно: выдача градостроительного плана земельного участка; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящем_ся в муниципальной собственности; присвоение адреса объекту недвижимо_сти; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципаль_ного образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на произ_водство земляных работ; предоставление земельных участков в собствен_ность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищно_го строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и не размещены в информационно - телекоммуника_ционной сети «Интернет» на едином портале государственных и муници_пальных нужд.
В нарушение ст. ст. 2, 3 ФЗ № 172, ст.ст. 2,6 ФЗ № 273, антикоррупци_онная экспертиза проектов перечня нормативных правовых актов, а также принятых нормативных правовых актов - административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг проводилась не по всем регламентам, мониторинг изменений законодательства не осуществлялся.
Выявленные нарушения требований законодательства о предоставле_нии муниципальных услуг, о противодействии коррупции стали возможны вследствие бездействия должностных лиц администрации Журавского сель_совета Новоселицкого района, что ведет к нарушению прав и интересов не_определенного круга лиц, имеющих право на получение в администрации муниципального образования Журавского сельсовета муниципальных услуг.
Также, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения натерритории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, по результатам которой 26.10.2012 года было внесено представление об устра_нении нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг в адрес главы администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края, однако указанные нарушения не были устранены в полном объеме.
Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края Фалеев В.В. просит:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг. Обязать администрацию муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить все необходимые административные регламенты для предоставления муници_пальных услуг, а именно: выдача градостроительного плана земельного уча_стка; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конст_рукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, на_ходящемся в муниципальной собственности; присвоение адреса объекту не_движимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муни_ципального образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; предоставление земельных участков в собст_венность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жи_лищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в гра_ницах муниципального образования и подготовить на них заключения. В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Гриднев М.М. требования, изложенные в заявлении поддержал и просил суд удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края ФИО1, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, чьи полномочия проверены судом, исковые требования прокурора признал в полном объеме и не возражал в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев оригиналы документов в судебном заседания, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Судом установлено, что, прокуратурой Новоселицкого района проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, а также законодательства о противодействии коррупции.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об ор_ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ № 210) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государ_ственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст. 29 ФЗ № 210 административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры му_ниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 30.07.2012 администрация поселения должна была разработать и утвердить обязательные и необходимые административ_ные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а информация о них включить в реестр муниципальных услуг.
Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 перечни услуг, которые являются необхо_димыми и обязательными для предоставления государственных и муници_пальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предостав_ляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципаль_ные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении преду_смотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 3 Федерального Закона Российской Фе_дерации от 25.12.2008 года № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ № 273), противодействие коррупции в Российской Федерации ос_новывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; публичность и от_крытость деятельности государственных органов и органов местного само_управления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Пунктом 2 статьи 6 ФЗ № 273 предусмотрено, что профилактика кор_рупции осуществляется путем применения следующих основных мер: анти_коррупционная экспертиза правовых актов.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закон РФ от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172), основными принципам организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведе_ния антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 172, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) про_водится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответст_вии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном норма_тивными правовыми актами соответствующих федеральных органов испол_нительной власти, иных государственных органов и организаций, органов го_сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Рос_сийской Федерации.
Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: осуществ_ление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Проверкой установлено, что на 28.08.2013 года администрацией муни_ципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края разработано и утверждено 14 административных рег_ламентов по предоставлению муниципальных услуг, именно: предоставление муниципальной услуги по выдаче населению справок, выписок из похозяйственных книг юридическим и физическим лицам; предоставление муници_пальной услуги по «предоставлению информации об очередности предостав_ления жилых помещений на условиях социального найма на территории му_ниципального образования Журавского сельсовета»; предоставление муни_ципальной услуги «прием заявлений, документов, а также постановка граж_дан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; предоставление муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на террито_рии муниципального образования Журавского сельсовета»; предоставление муниципальной услуги «приобретение земельных участков из земель сель_скохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственно_сти муниципального образования Журавского сельсовета, для создания фер_мерского хозяйства и осуществления его деятельности»; предоставления му_ниципальной услуги «предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению»; предоставление муниципальной услуги «принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение»; предоставление архивным отделом администрации му_ниципального образования муниципальной услуги «выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей»; предоставление муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласова_нии проектов границ земельных участков»; предоставление муниципальной услуги «изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства»; предоставление муниципальной ус_луги «предоставление информации об объектах недвижимого имущества, на_ходящихся в муниципальной собственности предназначенных для сдачи в аренду»; предоставление муниципальной услуги «выдача разрешений на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строи_тельства»; предоставление муниципальной услуги «подготовка и выдача раз_решений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию»; пре_доставление муниципальной услуги «предоставление информации об объек_тах культурного наследия регионального или местного значения, находящих_ся на территории муниципального образования Журавского сельсовета и включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
В нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 29, ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 администрацией муни_ципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района до настоящего времени не разработаны и не утверждены все необходимые и обязательные административные регламенты о предоставлении муниципаль_ных услуг, а именно: выдача градостроительного плана земельного участка; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящем_ся в муниципальной собственности; присвоение адреса объекту недвижимо_сти; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципаль_ного образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на произ_водство земляных работ; предоставление земельных участков в собствен_ность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищно_го строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и не размещены в информационно - телекоммуника_ционной сети «Интернет» на едином портале государственных и муници_пальных нужд.
В нарушение ст. ст. 2, 3 ФЗ № 172, ст.ст. 2,6 ФЗ № 273, антикоррупци_онная экспертиза проектов перечня нормативных правовых актов, а также принятых нормативных правовых актов - административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг проводилась не по всем регламентам, мониторинг изменений законодательства не осуществлялся.
Выявленные нарушения требований законодательства о предоставле_нии муниципальных услуг, о противодействии коррупции стали возможны вследствие бездействия должностных лиц администрации Журавского сель_совета Новоселицкого района, что ведет к нарушению прав и интересов не_определенного круга лиц, имеющих право на получение в администрации муниципального образования Журавского сельсовета муниципальных услуг.
Также, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения натерритории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, по результатам которой 26.10.2012 года было внесено представление об устра_нении нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг в адрес главы администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края, однако указанные нарушения не были устранены в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Фалеева В.В., в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг - удовлетворить.
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг.
Обязать администрацию муниципального образования Журавского сельсовета Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить все необходимые административные регламенты для предоставления муници_пальных услуг, а именно: выдача градостроительного плана земельного уча_стка; заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конст_рукции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, на_ходящемся в муниципальной собственности; присвоение адреса объекту не_движимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муни_ципального образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; предоставление земельных участков в собст_венность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жи_лищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в гра_ницах муниципального образования и подготовить на них заключения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоселицкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Л.В. Хачирова