ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-377/18 от 03.12.2018 Нижнеомского районного суда (Омская область)

Гражданское дело № 2-377/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2018 года село Нижняя Омка

Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Смолиной Т.М. при секретаре Доминиковой Т.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Нижнеомский коммунальник» о возложении обязанности обеспечить нормативный неснижаемый запас резервного топлива в центральной котельной <адрес>

у с т а н о в и л :

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что по состоянию на 01.11.2018 г. теплоснабжающей организацией МУП «Нижнеомский коммунальник» на центральной котельной <адрес> не обеспечен нормативный неснижаемый запас резервного жидкого топлива – мазута, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц – жителей <адрес>, на получение коммунальных услуг надлежащего качества в полном объеме. Просит суд обязать ответчика в срок до 01.01.2019 г. обеспечить нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) на центральной котельной <адрес> в размере не менее 83 тонн, установленном распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области № 74-Р от 14.06.2018 г..

В судебном заседании ст.помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Шаульская О.В. поддержала требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. В дополнение пояснила, что нормативный неснижаемый запас резервного топлива должен быть обеспечен на период отопительного сезона 2018 – 2019 годов.

Представитель ответчика МУП «Нижнеомский коммунальник» ФИО1, действующая на основании доверенности, иск признала, представила письменный отзыв, согласно которому на сегодняшний день нормативный запас резервного топлива на центральной котельной <адрес> вместо 83 тонн составляет 68 тонн, вместе с тем, данного количества мазута достаточно для обеспечения работы котельной в течение 4 суток. Просила установить срок для исполнения требований прокурора до 01.07.2019 года, ссылаясь на снижение стоимости мазута по окончании отопительного сезона, освободить ответчика от оплаты государственной пошлины в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.

Представитель администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, ФИО2 полагала доводы ответчика заслуживающими внимания, полагала возможным установить срок до 01.07.2019 года для обеспечения нормативного неснижаемого запаса резервного топлива (мазута) на центральной котельной <адрес>

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, оценив собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с п.п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно ч.1 ст.6 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Указанные полномочия на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч.1.1 ст.6 ФЗ «О теплоснабжении»).

В силу п.5 ст.20 указанного Федерального закона проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны, в том числе обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п. «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

В соответствии с п.4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Приказом Министерства энергетики РФ от 10.08.2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии). В силу п.2, п.3, п.4, п.10, п.11, п.12 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ. Для котельных, работающих на газе, ННЗТ устанавливается по резервному топливу. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Установлено, что МУП «Нижнеомский коммунальник» является теплоснабжающей организацией на территории Нижнеомского района Омской области. Согласно своему Уставу МУП «Нижнеомский коммунальник» осуществляет производство, передачу, распределение пара и горячей воды, деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей (п.2.2 Устава). Распоряжением Региональной энергетической комиссии Омской области № 74-Р от 14.06.2018 г. утвержден общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии муниципального унитарного предприятия «Нижнеомский коммунальник» на 2019 год. Неснижаемый запас топлива (мазута) для центральной котельной <адрес> установлен в размере 83 тонн. Как видно из акта Омского филиала ФГБУ «РЭА» Минэнерго России от 24.07.2018 г. проверки состояния резервного топливного хозяйства и наличия резервного топлива на центральной котельной в <адрес>, принадлежащей МУП «Нижнеомский коммунальник», котельная не обеспечена резервным топливом на текущий год. По информации директора МУП «Нижнеомский коммунальник» от 24.10.2018 г., количество резервного топлива на центральной котельной <адрес> по состоянию на указанную дату составляет 68 тонн, оставшиеся 15 тонн не завезены в связи с отсутствием средств у предприятия. Согласно отзыву на исковое заявление и пояснениям представителя ответчика в судебном заседании на сегодняшний день количество резервного топлива в центральной котельной осталось без изменений. При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности обеспечить неснижаемый запас резервного топлива на центральной котельной <адрес> в количестве 83 тонн. Суду представлен письменный расчет неснижаемого нормативного запаса топлива МУП «Нижнеомский коммунальник» на 2018-2020 г.г., выполненный уполномоченным органом в сфере теплоснабжения, не согласиться с которым не имеется оснований. Приведенные выше положения закона делают невозможным предоставление ответчику срока для исполнения требований прокурора до 01.07.2019 года, поскольку предприятие обязано поддерживать неснижаемый нормативный запас резервного топлива в период отопительного сезона в целях обеспечения потребностей в теплоснабжении населения. Срок, предложенный прокурором, - до 01.01.2019 г., представляется разумным и достаточным. В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии с п.2 ст.333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса. Ответчик МУП «Нижнеомский коммунальник» не относится к категории лиц, подлежащих освобождению от уплаты государственной пошлины, вместе с тем, принимая во внимание характер рассмотренного спора, имущественное положение ответчика, являющегося муниципальным предприятием, суд находит возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МУП «Нижнеомский коммунальник».На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судр е ш и л : Исковые требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятие «Нижнеомский коммунальник» в срок до 01.01.2019 года обеспечить на центральной котельной <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, нормативный неснижаемый запас резервного топлива (мазута) в количестве 83 тонн на период отопительного сезона 2018 – 2019 г.г..

Взыскать с ответчика МУП «Нижнеомский коммунальник» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.

Судья

Копия верна

Судья Секретарь

Решение в окончательной форме изготовлено 3 декабря 2018 года