ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-377/18 от 25.12.2018 Лодейнопольского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-377/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лодейное Поле 25 декабря 2018 года

Лодейнопольский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Альшанниковой Л.В.

при секретаре Кабановой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасенковой Татьяны Александровны к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об установлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите жилищных прав Тарасенковой Татьяны Александровны, выразившейся в невключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда,

установил:

истец обратился в суд с иском к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, органу опеки и попечительства администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об установлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите жилищных прав Тарасенковой Татьяны Александровны, выразившейся в невключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований истец Тарасенкова Т.А. указала, что решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от *** её родители ФИО и ФИО1 были лишены родительских прав в отношении пяти несовершеннолетних детей, в том числе и в отношении неё Тарасенковой Т.А. (на тот момент Молчановой). После чего была оформлена опека органом опеки и попечительства Подпорожского района в лице администрации Подпорожского района.

С 30.08.1999 по 31.08.2001 она (Тарасенкова Т.А. (Молчанова) воспитывалась в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский Дом» г. Подпорожье.

С 01.09.2001 по 20.06.2005 обучалась на дневном отделении в профессиональном училище № 55 г. Лодейное Поле.

На основании приказа от *** была официально отнесена к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Будучи отнесенной к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период нахождения в детском доме-интернате и в профессиональном училище, ей было предоставлено полное государственное обеспечение, однако ввиду ненадлежащего выполнения обязанностей администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области по защите жилищных прав сирот в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, фактически было нарушено её право социальной поддержки, установленное законодательством РФ - она не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и не была обеспечена жилым помещением.

Будучи зарегистрированной по адресу: <адрес> она не могла вселиться и проживать там, поскольку в закрепленном за ней жилом помещении фактически проживает её мать ФИО1, которая лишена в отношении неё родительских прав. ФИО1 является собственником жилого помещения на основании договора передачи квартиры (жилого помещения) в собственность от ***. Таким образом, закрепив за ней жилое помещение, принадлежащее на праве собственности матери, лишенной родительских прав, орган опеки и попечительства нарушил право истца на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В 2003 году она (Тарасенкова Т.А. (Молчанова) устно обращалась по вопросу предоставления ей жилья в органы опеки и попечительства в лице администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области. Однако в устной форме специалист отказал ей в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ввиду того, что она (Тарасенкова Т.А.(Молчанова) обеспечена жилой площадь по месту жительства матери. Специалисту она сообщила, что мать лишена родительских прав, и совместное проживание с ней невозможно, однако, несмотря на это ей было отказано. О том, что она должна была обратиться с письменным заявлением до достижения возраста 23 лет, ей никто не разъяснял. Полагает, что это делалось умышленно, поскольку законом установлен письменный порядок обращений по данным вопросам и представитель администрации не мог этого не знать.

Тем не менее, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.

Во исполнение данных положений, а также требований жилищного законодательства Российской Федерации, ею в начале 2017 года было подано заявление в администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области о предоставлении ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако ответом отдела образования администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области от *** в предоставлении жилого помещения было отказано в связи с тем, что исполнилось более 23 лет (на момент подачи заявления 31 год).

Таким образом, гарантированная государством ей социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью не была реализована ею по уважительной причине - ввиду бездействия органов опеки и попечительства в лице администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, а также устного отказа должностных лиц.

До достижения ею 18-ти лет действия по постановке её, как лица, оставшегося без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности, должны были совершить лица, исполняющие обязанности опекуна и попечителя, чего они не сделали. Следствием этого ненадлежащего исполнения обязанностей, стала несвоевременность (или даже невозможность) постановки на учет этих лиц в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В настоящий момент иного жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности не имею. На иждивении имеет двоих несовершеннолетних детей.

Согласно п.9 ст.8 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» достижение возраста 23-х лет не является пресекательным сроком (возрастом) при реализации права на обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неисполненное жилищное право является ответственностью тех лиц, которые должны защищать интересы сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечен сектор опеки и попечительства отдела образования администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области (л.д.30).

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ленинградской области «Лодейнопольский техникум промышленных технологий (далее по тексту - ГБПОУ ЛО «ЛТПТ» (л.д.133).

Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (л.д.181).

В настоящем судебном заседании истец и её представитель Титов А.А., выступающий в защиту интересов Тарасенковой Т.А. на основании доверенности от *** исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснили, что Тарасенкова Т.А. (до брака - Молчанова) не имеет жилого помещения в собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН и договором о передаче в собственность граждан жилого помещения от 1994 года, так как договор оформлен на ФИО1, мать истца, лишенную родительских прав. В справке о регистрации ответственным нанимателем также указана ФИО1. В 2001 году родителей истца лишают родительских прав. Постановлением главы администрации Подпорожского района за Тарасенковой Т.А. (Молчановой) закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>, однако не было учтено, что с такими родителями ребенок просто не мог вместе жить. В квартире, закрепленной за истцом, проживает её мать, лишенная родительских прав, их совместное проживание невозможно. Полагают, что, несмотря на возраст, истица имеет право на однократное предоставление жилого помещения ввиду бездействия ответчиков. В частности орган опеки и попечительства администрации Подпорожского района не исполнил обязанности, возложенные на него и не принял мер по включению Тарасенковой Т.А. (Молчановой) в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В период с 01.09.2001 по 20.06.2005 Тарасенкова Т.А. (Молчанова) обучалась в профессиональном училище № 55 г. Лодейное Поле, полагают, что в данный период опекуном истца являлась администрация Лодейнопольского муниципального района, и она также ненадлежащим образом исполнила свои обязанности, выразившиеся в не включении Тарасенковой Т.А. (Молчановой) в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих, обеспечению жилыми помещениями.

Представители ответчиков - администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» ФИО2, выступающая на основании доверенности от *** и органа опеки и попечительства администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» ФИО3, выступающая на основании доверенности от ***- исковые требования не признали, представив суду соответствующий отзыв из которого следует, что в соответствии с действующим на тот период законодательством Тарасенкова Т.А. (Молчанова) не имела право на обеспечение жилым помещением, поскольку за ней было закреплено жилое помещение пригодное для проживания. Основания для предоставления вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм отсутствовали. Кроме того, необходимо учитывать, что Тарасенковой Т.А. (Молчановой) на момент обращения в суд исполнилось 33 года, что также не дает ей права получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.70-74).

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области - ФИО4, выступающая на основании доверенности от *** исковые требования не признала, представив суду соответствующий отзыв, из которого следует, что истец обеспечена жилым помещением, принадлежащим ей на праве совместной собственности по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от *** и в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит новому доказыванию. Кроме того, в соответствии с законодательством, действующим до достижения истцом возраста 23 лет, истица не имела право на обеспечение её жилым помещением, поскольку за ней было закреплено жилое помещение. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении Тарасенковой Т.А.(Молчановой) за весь период её нахождения на государственном обеспечении, то есть до окончания ею ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий» *** исполнялись отделом опеки и попечительства администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области». ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий» было местом пребывания Тарасенковой Т.А. (Молчановой) на период её обучения. Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших в период обучения истца в ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий») опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения, а не орган опеки и попечительства администрации Лодейнопольского муниципального района. С учетом изложенного, администрация Лодейнопольского муниципального района не является надлежащим ответчиком по заявленному иску (л.д.140-143).

Представитель третьего лица - сектора опеки и попечительства администрации муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области - ФИО5, выступающий на основании доверенности от ***, исковые требования не признал, представив суду соответствующий отзыв, из которого следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа до достижения ими возраста 23 лет. Истицей не представлено доказательств уважительности пропуска срока на обращение о предоставлении жилого помещения. Как не представлено доказательств ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства обязанности по защите прав несовершеннолетних, повлекшего лишение истца права на обеспечение жилым помещением (л.д.118-123).

Представитель третьего лица - ГБПОУ ЛО «ЛТПТ»- ФИО 6 выступающая на основании доверенности от ***, исковые требования не признала, пояснив, что на период обучения Тарасенковой Т.В. (Молчановой) в Лодейнопольском профессиональном училище № 55 (ныне ГБПОУ ЛО «Лодейнопольский техникум промышленных технологий) учреждение не принимало на себя обязанности опекуна или попечителя Тарасенковой Т.А. (Молчановой), поскольку обязанностью учреждения было только предоставление образовательной услуги.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 Постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия", при рассмотрении гражданских дел следует исходить из представленных истцом и ответчиком доказательств.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, обозрев материалы гражданского дела № 2-383/2017, оценив представленные доказательства согласно статье 67 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положениями части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (во всех редакциях, действующих в период с 2001 года и до достижения истцом возраста 23-х лет), установлено, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) гласит, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Из материалов дела следует, что решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от ***ФИО и ФИО1 лишены родительских прав в отношении своих пятерых детей, в том числе и в отношении Молчановой (Тарасенковой) Татьяны (л.д.10).

Согласно постановлению главы МО «Подпорожский муниципальный район» Ленинградской области от *** (л.д.132), ФИО1, *** г.р., определена в Подпорожский детский дом и за ней закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д.75).

На момент лишения родителей истца родительских прав семья Молчановых из двенадцати человек проживала по адресу: <адрес>. На основании Договора передачи жилого помещения в собственность от *** (далее Договор), данное жилое помещение было передано в общую собственность всех членов семьи, при этом к заявлению ФИО1 о приватизации квартиры и Договору была приложена справка Ф-9 от ***, где указана Молчанова (Тарасенкова) Т.А.

С 30.08.1999 г. по 14.06.2001 г. Тарасенкова (Молчанова) Т.А. являлась воспитанником детского дома Подпорожье.

14.06.2001 г. истец окончила среднюю общеобразовательную школу № 3 в г. Подпорожье.

С 01.09.2001 г. по 23.06.2005 г. истец обучалась на дневном отделении в ПУ № 55 г. Лодейное Поле, во время обучения находилась на полном государственном обеспечении. *** на основании приказа по училищу она была отнесена к категории детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С сентября 2010 г. по февраль 2015 г. она обучалась в Ленинградском государственном университете имени А.С.Пушкина г. Санкт - Петербург.

*** Тарасенковой Т.А. исполнилось 23 г.

Судом установлено и сторонами не оспорено, что до наступления возраста 23-х лет Тарасенкова (Молчанова) Т.А. не обращалась в органы опеки и попечительства по месту жительства в администрацию Подпорожского района Ленинградской области с заявлением о включении её в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений в Подпорожском муниципальном районе.

***ФИО1 зарегистрировала брак с ФИО7, от брака имеет двоих детей: <данные изъяты> (л.д.13-14).

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Областного закона Ленинградской области N 47-оз от 17 июня 2011 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области" органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны: формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа данной категории граждан (п. 16 ст. 3 Областного закона).

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Из материалов дела следует, что Тарасенкова Т.А. (Молчанова) к моменту обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, достигла возраста 32 лет.

Тарасенкова Т.А. (Молчанова), будучи зарегистрированной по адресу: <адрес> до 03.09.2015 с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением и постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений не обращалась.

03.09.2015 г. Тарасенкова Т.А. снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, и зарегистрировалась по адресу: <адрес> жилое помещение, принадлежащее на праве собственности - 1/6 доля в праве общей долевой собственности её мужу ФИО7

В 2017 году Тарасенкова Т.А. (Молчанова) обратилась в администрацию МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области с заявлением о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений в Лодейнопольском муниципальном районе.

На обращение Тарасенковой (Молчановой) Т.А. о включении её в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений в Лодейнопольском муниципальном районе, администрацией МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области принято постановление от *** об отказе во включении в Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма специализированных жилых помещений в Лодейнопольском муниципальном районе в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На момент обращения в органы опеки Тарасенковой Т.А. 31 год (л.д.15 -16 дела № 2-383/2017).

Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от ***, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда (апелляционное определение от ***) исковые требования Тарасенковой Татьяны Александровны к администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение оставлены без удовлетворения.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что Тарасенкова Т.А. (Молчанова) хоть и относится к категории лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако при отсутствии уважительных причин пропустила срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обратившись в компетентный орган с заявлением о включении её в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по достижении возраста 31 год.

При рассмотрении настоящего дела истцовой стороной также не представлено доказательств того, что по достижении совершеннолетия истец была ограничена в реализации права на обеспечение жилой площади в порядке, установленном частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из материалов дела следует, что функции опекуна Тарасенковой Т.А.

(Молчановой) до достижения ею возраста 23-х лет исполнял орган опеки и попечительства администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области».

Доказательств возложения обязанностей опекуна Тарасенковой Т.А. на орган опеки и попечительства администрации МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области суду не представлено.

В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцовой стороной не представлено доказательств бездействия ответчиков.

Факт ненадлежащего выполнения ответчиками обязанностей по защите жилищных прав Тарасенковой Т.А. (Молчановой), выразившейся в невключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, судом не установлен.

Опрошенные свидетели ФИО8 и ФИО9 также не представили суду сведений, свидетельствующих о бездействии ответчиков при реализации прав Тарасенковой Т.А. (Молчановой) на жилое помещение.

Свидетель ФИО8, преподаватель профессионального училища № 55, пояснила, что знает Тарасенкову Т.А. (Молчанову) как ученицу и может её охарактеризовать только с положительной стороны. С её слов знает о том, что за ней было закреплено жилое помещение по адресу родителей. В 2003 году по просьбе ФИО1 ходила с ней в отдел образования администрации МО Лодейнопольский район Ленинградской области. При беседе ФИО1 с сотрудником отдела образования не присутствовала, с её слов знает, что она интересовалась вопросом обеспечения её жильем.

Свидетель ФИО9 пояснила, что обучалась вместе с Тарасенковой Т.А. (Молчановой). Одни подружились и сохраняют дружеские отношения до сих пор. Со слов ФИО1 знает, что она обращалась в органы опеки и попечительства Лодейнопольского района по вопросу предоставления ей жилья, но получила отказ, поскольку за ней закреплено жилье по месту жительства её родителей.

Учитывая требования вышепоименованных норм права, обстоятельства дела, представленные истцовой стороной доказательства, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тарасенковой Т.А. к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Подпорожского муниципального района Ленинградской области, отделу опеки и попечительства администрации Подпорожского муниципального района Ленинградской области об установлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите жилищных прав Тарасенковой Т.А., выразившейся в невключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, не имеется.

Иным доводам истца, а именно отсутствие какого либо жилого помещения, предоставленного по договору социального найма или находящегося в собственности, невозможность совместного проживания с родителем, лишенным родительских прав, давалась оценка рамках дела № 2-383/2017 и в силу требований с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от *** обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

исковые требования Тарасенковой Татьяны Александровны к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, администрации Подпорожского муниципального района Ленинградской области, отделу опеки и попечительства администрации Подпорожского муниципального района Ленинградской области об установлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей по защите жилищных прав Тарасенковой Татьяны Александровны, выразившейся в невключении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, о признании права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лодейнопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Альшанникова Л.В

Решение в окончательной форме принято 10 января 2019 года.