ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-377/2014 от 14.04.2014 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

 Решение

 Именем Российской Федерации

 14 апреля 2014 года город Москва

 Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания Джиоеве Н.С., рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 16605 старшего лейтенанта ФИО1 об оспаривании бездействия министра обороны Российской Федерации, директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», связанного с не включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения

 установил:

 ФИО1, через своего представителя ФИО4, обратился в суд с заявлением в котором, с учетом уменьшения заявленных требований (л.д. 85-90), просил:

 - признать незаконными бездействие министра обороны Российской Федерации, директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», связанное с невключением заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, незаконным;

 - обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» совершить необходимые действия по включению заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с 12 июня 2009 года;

 - взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу заявителя денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей;

 - взыскать с Министерства обороны Российской Федерации судебные расходы в сумме 1 200 рублей;

 ФИО1, его представитель, министр обороны Российской Федерации, директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальник федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не прибыли.

 Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Как усматривается из выписки из послужного списка ФИО1, заявитель проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

 Из копии выписки из приказа начальника военного института физической культуры от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО1, в связи с присвоением воинского звания «лейтенант», как окончивший в июне 2009 года институт, исключен из списков переменного личного состава и всех видов обеспечения и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 77981.

 Согласно копии сообщения начальника военного института (физической культуры) военно-медицинской академии от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес командира войсковой части – полевая почта 16601, в личном деле ФИО1, окончившего институт в 2009 году, в личной карточке участника накопительно-ипотечной системы отсутствует регистрационный номер. Кроме того, списки на выпускников института для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения были направлены в Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ исх. № 246. Сведений о включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в институт не поступало.

 Из копии сообщения командира войсковой части – полевая почта 16601 от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес ФИО1 усматривается, что рапорт заявителя от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен, а в ходе проведенной проверки было установлено, что документы, оформленные для включения заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утрачены. Кроме того, ФИО1 было предложено подготовить повторный комплект документов.

 Из копии сопроводительного письма командира войсковой части – полевая почта 16601 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в адрес командира войсковой части 26302 направлен комплект документов, для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.

 Согласно сообщению представителя командира войсковой части 26302 от ДД.ММ.ГГГГ, комплект документов, для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения из указанной войсковой части направлены в федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации».

 Из копии сопроводительного письма командира войсковой части – полевая почта 16601 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в адрес руководителя федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» направлен комплект документов, для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

 Согласно пункту 15 указанной статьи, военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон), к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.

 Согласно пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона, основанием для включения лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования начиная с ДД.ММ.ГГГГ и заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, в реестр участников является, их обращение в письменной форме.

 Пунктом 12 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр (далее - список для включения в реестр) по форме согласно приложению № к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются следующие документы: копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в накопительно-ипотечной системе); копия паспорта военнослужащего; копия первого контракта военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов - копия второго контракта); в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока.

 Согласно пунктам 14 указанного Порядка, указанный в пункте 12 настоящего Порядка комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении (далее - региональное управление жилищного обеспечения).

 В соответствии с пунктом 15 Порядка региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее - сводный список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней для оформления надлежащим образом.

 В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, и проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Приказом начальника военного института физической культуры от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, в связи с присвоением воинского звания «лейтенант», как окончивший в июне 2009 года институт, исключен из списков переменного личного состава и всех видов обеспечения и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в войсковую часть 77981. Кроме того, в личном деле ФИО1, окончившего институт в 2009 году, в личной карточке участника накопительно-ипотечной системы отсутствует регистрационный номер, списки на выпускников института для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения были направлены в Управление физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, но сведений о включении заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в институт не поступало.

 Также в судебном заседании установлено, что командиром войсковой части – полевая почта 16601 от ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» направлен комплект документов, для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 Согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

 Вместе с тем начальником федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (его представителем) в суд не представлено доказательств не поступления в учреждение комплекта документов, для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, равно как и принятия по ним решения.

 На основании изложенного, суд признает незаконным бездействие федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», связанное с непринятием решения по документам, оформленным для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 Для восстановления нарушенных прав заявителя, суд полагает возможным обязать начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» принять решение по документам, оформленным для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в установленном законом порядке.

 Приходя к указанным выводам, суд учитывает, что поскольку решения о включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или об отказа во включении до настоящего времени не принято, то его требования о возложении на начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» обязанности по совершению необходимых действий по включению его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, заявленные преждевременно и удовлетворению не подлежат.

 По вышеприведенным основаниям суд также отказывает в удовлетворении заявления ФИО1 в части требований о признании незаконными бездействия министра обороны Российской Федерации и директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невключением заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, незаконным и возложении на директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по совершению необходимых действий по включению заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.

 Рассматривая требования заявителя о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.

 Статьей 151 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

 Согласно статье 1099 Гражданского кодекса РФ, основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 Гражданского кодекса РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

 В соответствии со статей 1101 Гражданского кодекса РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

 Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в пункте 15 установлено, что моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе. Судам следует иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации не содержится указаний о возможности компенсации морального вреда, причиненного военнослужащим нарушением их имущественных прав. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащие оспаривают в суде действия должностных лиц, причинившие им только имущественный вред (невыплата денежного довольствия, компенсаций, невыдача различных видов довольствия и т.п.), компенсация морального вреда не производится.

 Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), судам следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.

 В обоснования заявленного требования о компенсации морального вреда ФИО1 указал, что причиненный ему моральный вред выразился испытании нравственных страданий, чувства страха за будущее и разочарование, в связи с длительным не принятием решение о включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, т.е. с нарушением своих имущественных прав.

 Кроме того, обязательным условием для компенсации причиненного морального вреда является наличие причинно-следственной связи между причиненным вредом и действиями ответчика.

 Вместе с тем, ФИО1 и его представителем не представлено доказательств подтверждающих причинно-следственную связь между действиями должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации и причинением ему морального вреда.

 С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что поскольку причинение морального вреда ФИО1, связывает с нарушением своих имущественных прав, а доказательств причинения вреда неимущественным правам заявителем и его представителем суду не представлено, то его заявление в части требований о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации в его пользу денежную компенсацию морального вреда в сумме 30 000 рублей, удовлетворению не подлежит.

 Разрешая требования заявителя в части возмещения ему судебных расходов, суд исходит из следующего.

 В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

 Частью 1 статьи 100 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Как усматривается из копии доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 поручено ФИО4 представление его интересов. За оформление указанной доведенности взыскано по тарифу 800 рублей.

 В судебном заседании установлено, что оригинал доверенности находится в материалах гражданского дела по заявлению ФИО1 № (л.д. 9).

 Из чек-ордера от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что представителем заявителя уплачена государственная пошлина за подачу заявления в суд в размере 400 рублей.

 С учетом сложности дела, объема представленных сторонами и исследованных судом документов, количества и продолжительности судебных заседаний, частичного удовлетворения требований заявителя, разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требование о возмещении судебных расходов, взыскав с федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 1 000 рублей (на оплату услуг, связанных с оформлением доверенности 800 рублей, на оплату государственной пошлины 200 рублей).

 Кроме того, суд учитывает, что В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 333.19 части II Налогового кодекса РФ, размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, составляет 200 рублей.

 Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 части II Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

 При таких обстоятельствах, поскольку государственная пошлина, подлежащая уплате при подаче в суд настоящего заявления, составляет 200 рублей, а фактически уплачено 400 рублей, то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит возврату заявителю.

 Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, военный суд

 решил:

 заявление ФИО1, удовлетворить частично.

 Признать незаконным бездействие федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», связанное с непринятием решения по документам, оформленным для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

 Обязать начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» принять решение по документам, оформленным для включения ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в установленном законом порядке.

 Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.

 Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей возвратить ФИО1.

 В удовлетворении заявления ФИО1 в части требований о возложении на начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» обязанности по совершению необходимых действий по включению его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконными бездействия министра обороны Российской Федерации и директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанного с невключением заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, незаконным и возложении на директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по совершению необходимых действий по включению заявителя в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании с Министерства обороны Российской Федерации компенсации морального вреда в сумме 30 000 рублей, отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Председательствующий