ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-377/2022 от 03.02.2022 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-377/2022

22MS0004-01-2021-002970-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2022 года г. Барнаул

Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего: Аникиной Л.А.,

при секретаре: Е.И. Бейч,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании сумм,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК–3УФСИН России по Алтайскому краю обратилось в суд к ответчику ФИО1 о взыскании сумм.

В обоснование исковых требований указано, что в период с 06.08.2018 по 29.06.2020 ФИО1 состоял на службе в ФКУ ИК–3УФСИН России по Алтайскому краю в должности начальника учреждения, приказом УФСИН России по Алтайскому краю №86-лс от 20.08.2020 ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы. У ФИО1 имелась должностная инструкция, с которой он был ознакомлен под роспись. Согласно п.4.4 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством РФ осуществляет начальник Учреждения. В соответствии с п. 188 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, начальник учреждения осуществляет контроль за выполнением мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств.

По результатам проведенной служебной проверки от 11.12.2020 установлено, что 29.05.2020 Арбитражным судом Алтайского края по делу №А03-18807/2019 было вынесено решение о взыскании с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в пользу АО «Алтайэнергосбыт» по государственному контракту №22080091000760/172 от 06.03.2019 сумму в размере 102 613 руб. 02 коп. за нарушение сроков авансовых платежей за потребленную электрическую энергию и 2 000 руб. расходов по уплату государственной пошлины в пользу АО «Алтайэнергосбыт». На указанное решение ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю подана апелляционная жалоба, постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2020 по делу №А03-18807/2019 оставлено без изменения, жалоба ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю без удовлетворения.

Проверкой установлено, что 06.03.2019 между АО «Алтайэнергосбыт» (гарантирующий поставщик, продавец) и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю (государственный заказчик, потребитель) заключен государственный контракт на энергоснабжение №22080091000760/172, в соответствии с условиями которого, продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п.1.1 контракта)

Контракт вступает в силу с даты его подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 и действует до 31.12.2019 (п.8.1 контракта)

Как установлено в ходе проверки счета-фактуры и счета на оплату электрической энергии, потребляемой учреждением с января по июль 2019, выставлялись ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю гарантирующим поставщиком электрической энергии АО «Алтайэнергосбыт» ежемесячно на последнюю дату соответствующего месяца. Лимиты бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг поступали ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю начиная с 09.01.2019 в достаточном для оплаты потребленной учреждением электрической энергии в период с января по июль 2019 года.

Причинами взыскания с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в пользу АК «Алтайэнергосбыт» по государственному контракту №22080091000760/172 от 06.03.2019 пени за нарушение сроков авансовых платежей за потребленную электрическую энергию и 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины явились: нарушение п. 53 должностной инструкции начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, выразившееся в нарушении положений п.4.4, 4.6 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, в части ненадлежащего общего руководства Учреждения, ненадлежащего выполнения возложенных на Учреждение задач и функций, обеспечение организации исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности Учреждения, соблюдения финансовой дисциплины, нерациональное распоряжение финансовыми ресурсами, выделенными учреждению из средств федерального бюджета, а именно: при наличии лимитов бюджетных обязательств и фактического наличии обязательства у учреждения по оплате электрической энергии аз январь 2019 года перед АО «Алтайэнергосбыт» в сумме 2 170 563 руб. 23 коп. по акту №80901001741 от 31.01.2019 государственный контракт на энергоснабжение №22080091000760/172 заключен только 06.03.2019, что повлекло нарушение сроков принятия бюджетных обязательств по оплате электрической энергии по акту № 08091001741 от 31.01.2019 в период с 19.02.2019 по 06.03.2019, нарушение п. 86 должностной инструкции начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, выразившееся в ненадлежащем общем текущем руководстве деятельностью учреждения, ненадлежащем контроле за деятельностью подчиненных сотрудников, в некачественном определении пределов полномочий своих заместителей, начальников структурных подразделений, утверждении положения о структурных подразделений учреждения и должностные инструкций их руководителей, изданию приказов по вопросам организации работы учреждения, выразившееся в отсутствии в учреждении должностных лиц, за которыми были закреплены обязанности по заключению государственных контрактов для обеспечения учреждения энергетическими ресурсами, нарушение п. 188 должностной инструкции начальником ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, выразившееся в ненадлежащем контроле за выполнением мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств, повлекшее не заключение государственного контракта на энергоснабжение и непринятие бюджетных обязательств учреждением непосредственно, после поступления финансирования на оплату энергетических ресурсов в январе 2019 года.

Платежными поручениями №346873 от 22.04.2021 на сумму 57 622 руб. 24 коп. и №482883 от 28.04.2021 на сумму 46 990 руб. 78 коп. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю произведена оплата взысканной Арбитражным судом Алтайского края от 29.05.2020 по делу №А03-18807/2019 в пользу АО «Алтайэнергосбыт» пени в размере 102 613 руб. 02 коп. за нарушение сроков авансовых платежей за потребленную электрическую энергию и 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Согласно расчета суммы ущерба, произведенного бухгалтерией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, сумма ущерба, возникшего в связи с нарушением и взысканием АО «Алтайэнергосбыт» пени по делу №А03-18807/2019 за период с 19.02.2019 по 06.03.2019 (16 календарных дней) составила 9 146 руб. 46 коп., из них: расходы по оплате пени – 8 971 руб. 66 коп., расходы по оплате возмещения расходов истца по оплате государственной пошлины – 174 руб. 80 коп.

Таким образом, размер причиненного ФИО1 ущерба составила 9 146 руб. 46 коп.

В целях досудебного урегулирования вопроса возмещения убытков, КУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в адрес ФИО1 направлена претензия от 19.05.2021 №22/ТО/19/3/3-2760 с требованием произвести оплату суммы ущерба в размере 9 146 руб. 46 коп. в течение 20 календарных дней с даты получения претензии. Данная претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения.

На основании изложенного, истец просит взыскать с ФИО1 в пользу истца 9 146 руб. 46 коп. в счет возмещения ущерба, в порядке регресса.

В судебном заседании ответчик ФИО1 возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Представитель истца ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, представитель третьего лица УФСИН России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Пункт 1 ст. 1081 ГК РФ предусматривает, что лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.

В силу ч. 3.1 ст. 1081 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным статьями 1069 и 1070 настоящего Кодекса, а также по решениям Европейского Суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

Согласно ст.15 Федерального закона 19.07.2018 N 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника при исполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган уголовно-исполнительной системы имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган уголовно-исполнительной системы может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением; за ущерб, причиненный учреждению и (или) органу уголовно-исполнительной системы, сотрудник несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством Российской Федерации.

Статьей 238 ТК РФ установлено, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

На основании ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных этим кодексом или иными федеральными законами (часть 2 статьи 242 ТК РФ).

Из положений п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ следует, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае причинения им ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом.

Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52).

Действующее законодательство предполагает, что для удовлетворения требований о возмещении ущерба в порядке регресса с должностного лица необходимо установление ряда обстоятельств в совокупности, в том числе: наличие вреда, наличие факта возмещения вреда, наличие факта причинения вреда должностным лицом при исполнении должностных обязанностей, то есть, причинно - следственная связь между действиями должностного лица и причиненным вредом, незаконность (противоправность) действий должностного лица, то есть, несоответствие действий требованиям закона при наличии вины должностного лица в совершении действий, повлекших причинение вреда, вина причинителя вреда.

Судом установлено, что ФИО1 проходил службу в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в должности начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, приказом УФСИН России по Алтайскому краю №86-лс от 20.08.2020 ответчик уволен из уголовно-исполнительной системы.

Согласно п.4.4 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством РФ осуществляет начальник Учреждения.

Пунктом 4.6 Устава ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю предусмотрено, что начальник Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения и распределяет функциональные обязанности между заместителями начальник Учреждения и начальникам структурных подразделений Учреждения, несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на Учреждение задач и функций, обеспечивает организацию исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности Учреждения, соблюдение государственной штатной и финансовой дисциплины, обладает правом первой подписи финансовых документов, заключения договоров, соглашений и контрактов, в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными учреждению из средств федерального бюджета и несет ответственность за их целевое использование.

Согласно п. 53 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, в его должностные обязанности входит знание и выполнение должностной инструкции и положений иных документов, определяющих его права и должностные обязанности, выполнение приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников).

Пунктом 86 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1 предусмотрено, что начальник учреждения осуществляет общее текущее руководство деятельностью учреждения, контролирует деятельность подчиненных сотрудников, определяет пределы полномочий своих заместителей, начальников структурных подразделений, утверждает положения о структурных подразделений учреждения и должностные инструкции их руководителей, издает приказы по вопросам организации работы учреждения.

Согласно п. 150 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, обязанностью начальника учреждения является утверждения смет доходов и расходов учреждения и его жилищного фонда, исходя из имеющихся финансовых ресурсов и стоящих перед учреждением задач.

В соответствии с п. 188 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по ....ФИО1, начальник учреждения осуществляет контроль за выполнением мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств.

Согласно п. 203 должностной инструкции начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО1, он несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействиями) сотрудника при исполнении им служебных обязанностей, который подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

Из материалов дела следует, решением Арбитражного суда Алтайского края по делу №А03-18807/2019 от 28.05.2020 взыскано с ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю в пользу АО «Алтайэнергосбыт» по государственному контракту №22080091000760/172 от 06.03.2019 сумма долга в размере 102 613 руб. 02 коп., в том числе сумма пени в размере 42 613,02 руб., начисленная за период с 19.02.2019 по 22.08.2019 в связи с нарушением сроков оплаты электрической энергии, поставленной в период с января по июль 2019 года.

Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 31.08.2020 решение Арбитражного суда Алтайского края от 29.05.2020 по делу №А03-18807/2019 оставлено без изменения, жалоба ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю без удовлетворения.

Судом при вынесении решения установлено ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

По результатам проведенной служебной проверки от 11.12.2020 установлено, что 06.03.2019 между АО «Алтайэнергосбыт» (гарантирующий поставщик, продавец) и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю (государственный заказчик, потребитель) заключен государственный контракт на энергоснабжение №22080091000760/172, в соответствии с условиями которого, продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п.1.1 контракта)

Контракт вступает в силу с даты его подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2019 и действует до 31.12.2019 (п.8.1 контракта).

В соответствии с п. 3.1.1. контракта, потребитель обязуется надлежащим образом производить оплату потребляемой энергии (мощности) и оказанных услуг с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных контрактом.

Расчет за электрическую энергию (мощность) производится по регулируемым ценам (тарифам) и (или) по нерегулируемым ценам, в соответствии с порядком определения цены, установленным положениями действующих на момент возникновения обязательств по оплате федеральных законов, иных нормативных актов, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов (п. 6.1. договора).

Согласно п. 6.2 контракта, потребитель производит расчет за фактически потребленную энергию до 18 числа месяца, следующего за расчетным, количество потребленной электрической энергии определяется в счетах-фактурах.

Как установлено в ходе проверки счета-фактуры и счета на оплату электрической энергии, потребляемой учреждением с января по июль 2019 года, выставлялись ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю гарантирующим поставщиком электрической энергии АО «Алтайэнергосбыт» ежемесячно на последнюю дату соответствующего месяца. Лимиты бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг поступали ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю начиная с 09.01.2019 в достаточном для оплаты потребленной учреждением электрической энергии в период с января по июль 2019 года.

Платежными поручениями №346873 от 22.04.2021 на сумму 57 622 руб. 24 коп. и №482883 от 28.04.2021 на сумму 46 990 руб. 78 коп. ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю произведена оплата взысканной Арбитражным судом Алтайского края от 29.05.2020 по делу №А03-18807/2019 в пользу АО «Алтайэнергосбыт» пени.

Согласно расчету суммы ущерба, произведенного бухгалтерией ФКУ ИК-3 УФСИН России по Алтайскому краю, сумма ущерба, возникшего в связи с нарушением и взысканием АО «Алтайэнергосбыт» пени по делу №А03-18807/2019 за период с 19.02.2019 по 06.03.2019 (16 календарных дней) составила 9 146 руб. 46 коп.

Таким образом, размер причиненного ФИО1 ущерба составил 9 146 руб. 46 коп.

Проведенной служебной проверкой установлено, что ответчик ненадлежащее осуществлял текущее руководство деятельностью учреждения, при наличии лимитов бюджетных обязательств и фактического наличия обязательства у учреждения по оплате электрической энергии за январь 2019 года, государственный контракт был заключен только 06.03.2019, что повлекло нарушение сроков принятия бюджетных обязательств по оплате электрической энергии по акту от 31.01.2019 в период с 19.02.2019 по 06.03.2019. Ответчик нарушил п. 86 должностной инструкции, ненадлежащее осуществил контроль за деятельностью подчиненных сотрудников, некачественно определил пределы полномочий своих заместителей, начальников структурных подразделений, нарушил п.188 должностной инструкции, в том, что ненадлежащее осуществил контроль за выполнением мероприятий по обеспечению рационального использования финансовых средств, повлекшее не заключение государственного контракта на энергоснабжение и непринятие бюджетных обязательств учреждением непосредственно, после поступления финансирования на оплату энергетических ресурсов в январе 2019 года.

Суд, оценивая представленные в дело доказательства в их совокупности, показания допрошенного свидетеля, приходит к выводу, что служебная проверка в учреждении по спорному факту проведена обоснованно, ее выводы также являются законными и обоснованными, подтверждены фактическими обстоятельствами.

Обязанность по регрессному требованию может быть возложена на лицо только при наличии противоправности его деяния и вины этого лица в причинении вреда.

Ответчик, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, не представил суду доказательства, что вред был причинен не по его вине.

Вина ответчика установлена заключением служебной проверки, результаты которой по каким либо основаниям в ходе рассмотрения спора не оспорены и не опровергнуты.

Размер ущерба ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал.

Определяя сумму к возмещению, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника. Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный ущерб, суд в соответствии с частью первой статьи 250 ТК РФ может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 250 ТК РФ снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях. Снижение размера ущерба допустимо в случаях как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), его семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным документам) и т.п.

По смыслу ст. 250 ТК РФ и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 N 52, правила этой нормы о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, могут применяться судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда. В случае, если такого заявления от работника не поступило, суду при рассмотрении дела с учетом части 2 статьи 56 ГПК РФ необходимо вынести на обсуждение сторон вопрос о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, и для решения этого вопроса оценить обстоятельства, касающиеся материального и семейного положения работника.

Из представленных доказательств следует, что истец в настоящее время является получателем пенсии, трудоустроен.

Суд, учитывая обстоятельства, связанные с личность ответчика, учитывая степень его вины, а также его материальное положение, приходит к выводу об удовлетворении требований в размере 9 146,46 руб.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК PФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ФКУ ИК – 3 УФСИН России по Алтайскому краю сумму в размере 9 146 руб. 46 коп.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Аникина

Верно:

Судья Л.А. Аникина

Секретарь Я.А. Дмитриева