ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-377/2022 от 10.02.2022 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2021-004062-22

Дело № 2-377/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,

при секретаре Полынской Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «Мишутка», администрации города Черногорска, об обязании совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «Мишутка» (далее МБДОУ детский сад «Мишутка», администрации города Черногорска, об обязании совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Черногорска в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности, выявлено, что МБДОУ детский сад «Мишутка» не выполнены требования ранее выданного отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.Черногорска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее ОДН г.Черногорска) предписания от 18.02.2021 *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что обуславливает возможность возникновения, развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара, угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц, гибелью людей. С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), просил обязать администрацию г.Черногорска в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование затрат на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности в МБДОУ детский сад «Мишутка», отраженных в п. 2 искового заявления; МБДОУ детский сад «Мишутка» в течение 3 месяцев с момента выделения администрацией г.Черногорска финансирования устранить нарушения пожарной безопасности, а именно: провести на объекте замену автоматической установки пожарной сигнализации, провести на объекте замену системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

В судебном заседании помощник прокурора г.Черногорска Рамишвили Е.В. настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом их уточнения.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад «Мишутка» Москалева М.Ю. в судебном заседании 03 февраля 2022 года пояснила, что между образовательным учреждением и ООО «Компания «Портал ЛТД» заключен договор на разработку проектно-сметной документации на автоматическую пожарную сигнализацию, систему оповещения людей при пожаре, срок исполнения договора 31 мая 2022 года. Просила учесть это при определении срока исполнения решения суда в случае удовлетворения иска.

Представитель ответчика администрации г. Черногорска Соломачев Э.Ю. исковые требования к администрации г.Черногорска не признал, пояснил, что капитальный ремонт автоматической системы пожарной безопасности и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре нецелесообразно, в связи с чем принято решение об их замене. МБДОУ детский сад «Мишутка» заключен договор на разработку в срок до 22 мая 2022 года проектно-сметной документации для выполнения данных работ. Администрацией города доведены лимиты до городского управления образованием администрации г.Черногорска, в том числе на устранение требований пожарной безопасности путем замены автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре. В случае удовлетворения исковых требований просил установить срок для выполнения работ до 01 сентября 2022 года, указывая на необходимость выбора подрядчика и на выполнение самих работ.

Представитель МБДОУ детский сад «Мишутка», представитель третьего лица ОНД г.Черногорска, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что МБДОУ детский сад «Мишутка» является некоммерческой образовательной организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях», Учредителем Учреждения является публично-правовое образование муниципальное образование город Черногорск в лице администрации г.Черногорска, финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. (п.п. 1.2, 1.3, 1.7, 6.1 Устава).

В период с 08.02.2021 по 18.02.2021 ОНД г. Черногорска проведена выездная проверка с целью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в отношении МБДОУ детский сад «Мишутка» по адресу: ***

По итогам проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в связи с чем данному учреждению 18.02.2021 выдано предписание *** по устранению нарушений требований пожарной безопасности, а именно: провести капитальный ремонт (замену) автоматической установки пожарной сигнализации; провести капитальный ремонт (замену) системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре.

Сторонами не оспаривалось, что до настоящего времени требования предписания от 18.09.2021 *** не исполнены.

Статьей 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что обучающимся предоставляются академические права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (п. 9 ч. 1 ст. 34).

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся.

Абзац 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

Часть 7 статьи 28 указанного закона закрепляет, что образовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно положениям ст. ст. 1, 3, 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами, которая в том числе обеспечивается органами государственной власти и организациями, принимающими участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства и за нарушение этих требований, равно как и за иные правонарушения в области пожарной безопасности, лица, ответственные за соблюдение требований пожарной безопасности, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (статьи 1 и 38 Закона).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Из ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что нормативные документы по пожарной безопасности - это национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принято Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно ст. 2 Федерального закон № 123-ФЗ, объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.В соответствии со ст. 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Исходя из положений ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Проведенной проверкой выявлен ряд нарушений вышеприведенных норм закона и требований Правил и нормативных документов в сфере пожарной безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила № 1479).

В силу п. 54 Правил № 1479 при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

В соответствии с п. 5.6.4 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288 (далее - СП 4.13130-2013) размещаемые в зданиях, сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф4 части здания, помещения производственного, складского назначения, помещения для инженерного оборудования и технического обслуживания объекта следует выделять противопожарными преградами в соответствии с пунктом 5.1.2.

В соответствии с п. 12 Правил № 1479 руководитель организации обеспечивает категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с главами 5,7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения и наружных установок с обозначением их категорий (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и классов зон на входных дверях помещений с наружной стороны и на установках в зоне их обслуживания на видном месте.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрете деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности необходимо для защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Нарушение требований пожарной безопасности, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, увеличивает вероятность возникновения пожаров, затрудняет ограничение их последствий и тушение пожаров; спасение людей и имущества от пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.

Эксплуатация здания при наличии указанных нарушений требований пожарной безопасности угрожает причинением вреда неопределенному кругу лиц, гибелью людей.

В силу положений ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Частью 5 ст. 123.22 ГК РФ установлено, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав, свобод и законных интересов граждан осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Представленный договор от 25 января 2022 года между МБДОУ детский сад «Мишутка» и ООО «Компания «Портал ЛТД» на выполнение услуги по разработке проектно-сметной документации на автономную пожарную сигнализацию и системы оповещения людей не свидетельствует об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности в данном учреждении.

В обоснование финансового обеспечения МБДОУ детский сад «Мишутка» на монтаж пожарной сигнализации и замену системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре администрацией г. Черногорска представлена бюджетная смета на 2022 год и бюджетная роспись ГУО администрации города Черногорска, в которых указано о том, что на 2022 год выделено 122 383 800,00 руб. на финансовое обеспечение деятельности муниципальных учреждений, организаций (ДОО). Также представлена выписка из муниципальной программы «Развитее образования в г.Черногорске (2021-2025 годы)» из которой следует, что в указанной муниципальной программе, утвержденной постановлением администрации г.Черногорска от 18.12.2020 № *** на 2022 год заложены лимиты бюджетных обязательств на мероприятия: МБДОУ детский сад «Мишутка» 390,0 тыс. руб. на монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения.

Вместе с тем данные документы не свидетельствуют о доведении до МБДОУ детский сад «Мишутка» лимитов на монтаж автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, и устранении выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на МБДОУ детский сад «Мишутка» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, и на администрацию г. Черногорска осуществить финансирование затрат на данные цели, подлежат удовлетворению.

Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

С учетом обстоятельств дела, характера, объема и сложности, подлежащих выполнению работ по устранению пожарной безопасности, срока подготовки проектно-сметной документации на автономную пожарную сигнализацию и системы оповещения людей (до 31 мая 2022 года) суд в целях обеспечения баланса интересов истца и ответчиков полагает возможным установить срок для выделения денежных средств администрации г.Черногорска до 31 мая 2022 года, МБОУ детский сад «Мишутка» для замены автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре – до 31 августа 2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию города Черногорска в срок до 31 мая 2022 года осуществить финансирование затрат на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад «Мишутка».

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мишутка» в срок до 31 августа 2022 года устранить нарушения пожарной безопасности:

- провести на объекте замену автоматической установки пожарной сигнализации;

- провести на объекте замену системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Черногорский городской суд Республики Хакасия.

Председательствующий: Ю.Н. Коноплёва

Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2022 года.