Чертковский районный суд Ростовской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Чертковский районный суд Ростовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-378 (2010 г.)
Не вступило в законную силу
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» сентября 2010 года. п.Чертково
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи И.В. Дмитриевой,
при секретаре А.В. Журавлёвой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чертковского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» Чертковского района о признании бездействием по не опубликованию (обнародованию) ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Чертковского района Ростовской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с иском к администрации Муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» о признании бездействием по не опубликованию (обнародованию) ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих.
В обоснование своих требований истец указал, что в феврале 2010 года проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» антикоррупционного, бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Михайлово-Александровское сельское поселение» не соблюдаются требования антикоррупционного, бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в связи с тем, что за 1,2,3 кварталы 2009 года вышеуказанные сведения администрацией МО «Михайлово-Александровское сельское поселение» не опубликовывались в печатных изданиях и не обнародовались. Подтверждение данного факта служит информация, предоставленная из редакции единственного в Чертковском районе средства массовой информации газеты «Вести Чертковские». В соответствии с п.2 и 3 ст.3 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 36 Бюджетного кодекса РФ устанавливает принцип прозрачности (открытости), который означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утверждённых бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований. Согласно ч.2 ст.8 ФЗ от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. В соответствии с п.4 ч.4 ст.8 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть ограничен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также использовании бюджетных средств (за исключением сведений составляющих государственную тайну). Таким образом, бездействие администрации МО «Михайлово-Александровское сельское поселение» выразившееся в неопубликовании (обнародовании) ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, нарушает основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в РФ, и затрагивает права неопределённого круга лиц на получение необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления. Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является не определённым, поскольку его невозможно индивидуализировать. Применение такой меры прокурорского реагирования, как обращение в суд будет адекватно сложившейся ситуации по неисполнению требований закона со стороны должностных лиц администрации МО «Михайлово-Александровское сельское поселение», поскольку судебное решение имеет высшую юридическую силу. Принимая во внимание, что ч.1 ст.45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не ограничивая это право какими либо категориями дел, прокурор может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, если этими решениями, действиями (бездействиями) нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» по неопубликованию (обнародованию) ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 кварталы 2009 года незаконным. Обязать администрацию Муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» устранить нарушения требований антикоррупционного, бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении, а именно опубликовать (обнародовать) ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 кварталы 2009 года в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании пом.прокурора Бабенко С.И. просила суд удовлетворить заявленные требования, сославшись на доводы искового заявления.
Представитель ответчика – ФИО1 заведующая сектором экономики и финансов администрации МО «Михайлово-Александровское сельское поселение» в судебном заседании пояснила, что муниципальные правовые акты обнародуются на информационных стендах сельского поселения согласно Уставу муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение», о чём составляется соответствующее заключение с указанием наименования документа, места и времени размещения, после чего документ передаётся в библиотеку, где также каждый может ознакомиться с документом. Жалоб со стороны населения о невозможности ознакомиться с муниципальными правовыми актами не поступало.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск прокурора Чертковского района Ростовской области не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.52 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Согласно ч.6 ст.52 Федерального закона № 131-ФЗ проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Согласно ч. 3 ст. 38 Устава муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» официальное обнародование производится путём доведения текста муниципального правового акта до сведения жителей Михайлово-Александровского сельского поселения. Текст муниципального правового акта размещается на информационных стендах в здании Администрации Михайлово-Александровского сельского поселения, иных местах, определённых Главой Михайлово-Александровского сельского поселения. Информационные стенды должны быть установлены в каждом населённом пункте, входящем в состав Михайлово-Александровского сельского поселения. Период времени, в течение которого текст муниципального правового акта содержится на информационных стендах, не должен составлять менее 14 календарных дней. По истечении указанного период оригинал муниципального правового акта хранится в Администрации Михайлово-Александровского сельского поселения, копия передаётся в библиотеку Михайлово-Александровского сельского поселения, которые обеспечивают гражданам возможность ознакомления с муниципальным правовым актом без взимания платы.
Наряду с размещением на информационных стендах, содержание муниципального правового акта может доводиться до сведения населения путём проведения собраний, конференций граждан, а также путём распространения копий данного акта среди жителей Михайлово-Александровского сельского поселения.
По результатам официального обнародования муниципальных правовых актов составляется заключение, в котором указываются формы и сроки обнародования.
В судебном заседании установлено, что Администрацией муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» обнародуются сведения об исполнении бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений и иные муниципальные правовые акты, путём размещения указанных сведений на информационных стендах, о чём составляются соответствующие заключения, представленные суду. По истечении срока, в течение которого текст муниципального правового акта размещён на стенде, копия передаётся в библиотеку, где любой гражданин может ознакомиться с интересующим его документом без взимания платы. Жалоб со стороны жителей муниципального образования о невозможности ознакомиться с указанными сведениями в администрацию и прокуратуру района не поступало. Данный порядок обнародования указанных сведений предусмотрен Уставом и другими правовыми нормами. Данная форма обнародования вышеуказанных сведений, по мнению суда, не ограничивает доступ к информации граждан.
Прокуратурой Чертковского района указанные факты опровергнуты не были. Суду не представлено доказательств того, что на информационных стендах муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» отсутствует информация о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание. Кроме того, в исковых требованиях прокурор района также ссылается на альтернативные способы доведения вышеуказанных сведений до жителей поселений - опубликование (обнародование).
Довод представителя ответчика о том, что невозможность опубликования указанных выше сведений заключается в отсутствии денежных средств, а также отсутствие в муниципальном образовании своих средств массовой информации, заслуживает внимания и признаётся судом состоятельным и подтверждающим невозможность опубликовать в средствах массовой информации сведения об исполнении бюджета.
Доводы истца о том, что закон следует трактовать буквально, т.е. указанные сведения подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как ст. 52 Федерального закона предусматривает альтернативные способы реализации полномочия органа местного самоуправления.
Кроме того, по мнению суда, термин «опубликование» используется для обозначения распространения информации печатным способом в периодических или непериодических СМИ, доступных для неограниченного круга лиц. Термин «обнародование», как правило, используется для обозначения способов доведения информации до сведения неограниченного круга лиц. Эти термины имеют сходне значение и зачастую используются как синонимы. В случае отсутствия периодического СМИ, в котором можно опубликовать правовой акт сельского поселения, он может быть обнародован путём доведения его до сведения жителей любым доступным способом и размещения для пользования неограниченным кругом лиц в доступном месте (помещении администрации, библиотеке, специально отведённом месте в клубе, доме культуры и т.п.).
Суду не представлены данные об ограничении права жителей муниципального образования на получении информации, в том числе об обращениях граждан в виду невозможности получить сведения об исполнении бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать прокурору Чертковского района в иске к администрации муниципального образования «Михайлово-Александровское сельское поселение» Чертковского района о признании незаконным бездействия муниципального образования по не опубликованию (обнародованию) ежеквартальных сведений о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание за 1,2,3 кварталы 2009 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Чертковский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: