ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3780/20 от 18.06.2020 Благовещенского городского суда (Амурская область)

УИД 28RS0004-01-2020-004152-84

производство № 2-3780/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 июня 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Вискуловой В.В.,

при секретаре Духанине М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Благовещенска к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области.судебному приставу-исполнтетелю Специализированного отдела Коновалову Н.Ф. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 5368/19/28025-ИП (взыскатель – Сапьянов С.И.),

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Благовещенска обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в обоснование указав, что решением Благовещенского городского суда от 07.05.2018 года, вступившим в законную силу 15.03.2019 года, на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Сапьянову С.И. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения. 12.04.2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 5368/19/28025-ИП. 16.05.2019 года в адрес администрации города Благовещенска поступило постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением администрацией города Благовещенска решения Благовещенского городского суда о предоставлении Сапьянову С.И. жилого помещения. Исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решений суда. Между тем, в действиях администрации города Благовещенска отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрацией города Благовещенска в адрес Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области неоднократно направлялись письма с указанием потребности в бюджетных ассигнованиях па 2018-2019 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот в размере 806 079 450,00 рублей. Администрация города Благовещенска может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств. В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2018 № 292-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию город Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 40 568 550 рублей. В 2018-2019 гг. администрацией города Благовещенска неоднократно у субъекта РФ запрашивалось дополнительное финансирование, о чем были направлены письма в Министерство социальной защиты населения Амурской области и в Правительство Амурской области об увеличении объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. Однако вопрос дополнительного финансирования не решен. В соответствии с Законом Амурской области от 12.12.2019 № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию город Благовещенска предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64 480 218 рублей. Потребность администрации города Благовещенска в бюджетных ассигнованиях на 2020 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот составляет 1 031 686 488 рублей. В 2019 году администрацией города Благовещенска предоставлено 21 жилое помещение детям-сиротам по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по иску Сапьянова С.И. Между тем, по состоянию на 01.01.2020 года при администрации города Благовещенска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 544 лица из числа детей-сирот, в отношении 343 из которых у администрации города Благовещенска имеются обязательства по предоставлению жилых помещений в рамках судебных актов. Администрация города Благовещенска предпринимает все меры для предоставления Сапьянову С.И. жилого помещения. Главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не исполняет свои полномочия по финансированию переданных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в неисполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа.

На основании изложенного, истец просит суд освободить администрацию города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № 5368/19/28025-ИП, возбужденному по исполнительному листу, выданному Благовещенским городским судом по делу № 2-2882/2018.

Представители истца - администрации г. Благовещенска, представители ответчиков УФССП России по Амурской области, Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, судебный пристав-исполнитель Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коновалова Н.Ф., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Сапьянов С.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. От Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области.

Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского городского суда от 07 мая 2018 года по делу № 2-2882/2018 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Сапьянову С.И. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.

Апелляционным определением Судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда от 15.03.2019 г. решение Благовещенского городского суда от 07.05.2018 г. оставлено без изменения.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. 12.04.2019 года возбуждено исполнительное производство № 5368/19/28025-ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, как с должника – организации.

16.05.2019 года судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Коноваловой Н.Ф. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 5368/19/28025-ИП возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Сапьянову С.И. жилое помещение на территории муниципального образования города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации города Благовещенска исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Администрация города Благовещенска в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 названного Федерального закона, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств не обеспечивает достаточное финансирование администрации Благовещенского района переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем, у администрации города Благовещенска, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала реальная возможность по обеспечению Сапьянову С.И. в установленный законом срок жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Администрацией города Благовещенска осуществляются действия по исполне­нию государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в пределах выделенных администрации города Благовещенска на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и в установленном Федеральным законом от 21.07 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», порядке.

Как следует из представленных администрацией города Благовещенска документов, между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Благовещенска заключено дополнительное соглашение № 2 к соглашению от 17 декабря 2018 года № 219 между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Благовещенска о предоставлении субвенции из федерального и областного бюджетов бюджету муниципального образования города Благовещенска на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Размер субвенций по настоящему соглашению составляет 36 126 320 рублей 50 копеек (п. 1.2).

26.02.2019 года администрацией города Благовещенска министру социальной защиты населения Амурской области направлено письмо, согласно которому просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью.

05.03.2019 года министром социальной защиты населения Амурской области меру г. Благовещенска направило письмо, где указано, что выделение дополнительных средств на обеспечение государственных полномочий, связанных с приобретением жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрации г. Благовещенска, как отдельно взятому муниципальному образованию, не представляется возможным. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2019 году.

02.04.2019 года администрацией города Благовещенска Губернатору Амурской области направлено письмо, согласно которому просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям сиротам в полном объеме в соответствии с имеющей потребностью.

25.04.2019 года министром социальной защиты населения Амурской области Мэру города Благовещенска направлено письмо, в котором указано, что в случае принятия решения о применении норматива предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в размере 57000 рублей по г. Благовещенску в 2019 году, министерством социальной защиты населения Амурской области будет направлено ходатайство об увеличении средств на текущий год.

06.06.2019 года администрацией города Благовещенска Губернатору Амурской области вновь направлено письмо, согласно которому просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям сиротам в полном объеме в соответствии с имеющей потребностью.

07.06.2019 года администрацией города Благовещенска также министру социальной защиты населения Амурской области направлено письмо, согласно которому просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям сиротам в полном объеме в соответствии с имеющей потребностью.

19.06.2019 года министром социальной защиты населения Амурской области мэру города Благовещенска направлено письмо, в котором указано, что дополнительные средства могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2019 году.

04.07.2019 года администрацией города Благовещенска Губернатору Амурской области направлено письмо, согласно которому, в связи со сложившейся ситуацией по обеспечению жильем детей-сирот в городе Благовещенске просят рассмотреть возможность увеличения стоимости одного квадратного метра для приобретения жилых помещений (квартир) детям-сиротам, а также увеличить ассигнования на указанные цели в соответствии с имеющейся потребностью.

04.07.2019 года администрацией города Благовещенска первому заместителю Правительства Амурской области направлено аналогичное письмо.

04.07.2019 года администрацией города Благовещенска министру социальной защиты населения Амурской области также направлено аналогичное письмо.

08.07.2019 года и 11.07.2019 года министерством социальной защиты населения Амурской области мэру города Благовещенска направлены письма, где указано, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета поеё обеспечению. Кроме того, учитывая принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленный ст. 31.1 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований бюджету города Благовещенск на реализацию указанных полномочий возможно только при увеличении общего объеме субвенции.

11.02.2020 года администрацией г. Благовещенска министру социальной защиты населения Амурской области направлено письмо, согласно которому на сегодняшний день муниципальному образованию г. Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64480218 рублей, что составляет 6,25% от необходимой потребности. Таким образом, просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям – сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью.

12.02.2020 года администрацией г. Благовещенска заместителю председателя Правительства Амурской области направлено письмо, в соответствии с которым на сегодняшний день муниципальному образованию г. Благовещенска доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам в размере 64480218 рублей, что составляет 6,25% от необходимой потребности. Таким образом, просят выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям – сиротам в полном объеме в соответствии с имеющейся потребностью.

18.02.2020 года министр социальной защиты населения Амурской области администрации г. Благовещенска ответил, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, в объеме потребности невозможно ввиду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению. Кроме этого, учитывая принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленный ст. 31.1 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований бюджету г. Благовещенск на реализацию указанных полномочий возможно только при увеличении общего объема субвенций.

28.02.2020 года министерством социальной защиты населения Амурской области мэру города Благовещенска направлены письма, где указано, что выделение бюджетных ассигнований на выполнение государственного полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в объеме потребности невозможно в виду отсутствия финансовых ресурсов областного бюджета по его обеспечению. Кроме того, учитывая принцип равенства бюджетных прав муниципальных образований на определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов, установленный ст. 31.1 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований бюджету города Благовещенск на реализацию указанных полномочий возможно только при увеличении общего объеме субвенции.

В 2019 году администрацией города Благовещенска предоставлено 21 жилое помещение детям-сиротам по судебным актам второго полугодия 2015 года, то есть ранее, чем по иску Сапьянова С.И.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией города Благовещенска предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация города Благовещенска объективно была лишена возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией города Благовещенска предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации города Благовещенска от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 5368/19/28025-ИП.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации г. Благовещенска Амурской области - удовлетворить.

Освободить администрацию г. Благовещенска Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава - исполнителя Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области от 16.05.2019 года в рамках исполнительного производства № 5368/19/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 022528971, выданного Благовещенским городским судом Амурской области по гражданскому делу № 2-2882/2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.В. Вискулова

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2020 года.

Председательствующий судья В.В. Вискулова