Советский районный суд г. Иваново
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г. Иваново — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2 – 378 13 июля2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд гор. Иваново
в составе председательствующего судьи Хрипуновой И.Ю.
при секретаре Панкратовой А.М.
с участием истца Шмонина С.С., представителя ответчика Воробьевой Е.А.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании в гор. Иваново 13 июля 2011 года дело по иску Шмонина С.С. к Открытому акционерному обществу «Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства № 4» о понуждении к выполнению решения общего собрания собственников многоквартирного дома
УСТАНОВИЛ:
Шмонин С.С. обратился в суд с иском к ОАО «МУП ЖХ № 4» о понуждении к выполнению решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Требования обоснованы тем, что в декабре 2010 года собственники дома № ** по ул. *** в г. Иваново провели очередное общее собрание. Решения собственников касались в основном ставок сборов собственников на расходы по содержанию дома и определения порядка расходования этих денег. 02.02.2011 года копии решений собственников вместе с протоколом общего собрания, прошедшего 20-30 декабря 2010 года, были официально переданы ОАО «МУП ЖХ № 4», которое фактически и временно выполняет функции управляющей организации дома. В данном письме от 2 февраля содержалась техническая оплошность в указании количества передаваемых решений, которое равнялось количеству голосовавших квартир, хотя во многих квартирах голосовал не один собственник, а несколько. ОАО «МУП ЖХ № 4» не подчинилось решению общего собрания собственников дома и в январе, а также в феврале 2011 года предъявило собственникам дома свои счета–извещения с размерами сборов на коммунальные расходы собственников дома, установленными Постановлениями Администрации г. Иваново № 2641 от 23.12.2010 г. и № 160 от 07.02.2010 г.. Считает, что ОАО «МУП ЖХ № 4» юридически не является управляющей организацией д. ** по ул. *** г. Иваново, так как собственники не выбирали эту организацию на общем собрании, не заключали с ней договоров на обслуживание. ОАО «МУП ЖХ № 4» в 2010 году своими незаконными действиями принесла собственникам экономический ущерб в размере более 200000 рублей. Ответчик тратит деньги собственников дома на собственные нужды, игнорируя нужды и права собственников дома. Своими действиями в 2011 году ОАО «МУП ЖХ № 4» нарушило права и законные интересы истца в части гражданских и жилищных прав путем непризнания решений органа управления дома – общего собрания собственников дома, путем сбора денежных средств вопреки видам сборов, установленных общим собранием, ставки которых ниже, чем у ОАО «МУП ЖХ № 4» и более рационально распределены по видам содержания общего домового имущества дома.
Просит признать действия ОАО «МУП ЖХ № 4» по предоставлению собственникам дома счетов–извещений за январь и февраль 2011 года, содержащим ставки сборов и платежей, отличающихся от принятых собственниками дома на очередном общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года - незаконными; обязать ОАО « МУП ЖХ № 4» соблюдать положения решений собственников, принятые на очередном общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года в бухгалтерском учете и документах, направляемых собственникам дома для сбора коммунальных платежей.
В судебном заседании истец Шмонин С.С. заявленные требования уточнил, просит: признать действия ОАО «МУП ЖХ № 4» по представлению собственникам дома счетов-извещений за январь, февраль 2011 года, содержащих ставки сборов платежей, отличающихся от принятых собственниками дома на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года, незаконными; понудить ОАО «МУП ЖХ № 4» произвести перерасчет сборов коммунальных платежей согласно видам платежей и ставок, принятых собственниками дома на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года, за период с января по июнь 2011 года в размере 800 руб. 30 коп.; понудить ОАО «МУП ЖХ№4» к соблюдению положений решения собственников, принятого на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года в собственном бухгалтерском учете, документах платежных агентов и счетах – извещениях, направляемых собственникам дома для перечисления коммунальных платежей. Уточненные требования истец поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и приобщенных к материалам дела письменных объяснениях.
Представитель ответчика по доверенности Воробьева Е.А. исковые требования не признала, пояснила, что Шмонин С.С. не правомочен заявлять требования в интересах третьих лиц. Право требования в отношении всех собственников перерасчета, зачета по суммам платежей по выставленным в адрес истца счетов–квитанций является незаконным, поскольку размер платы «за содержание и ремонт жилого помещения» для каждого собственника помещения в многоквартирном доме определяется пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, соблюдение решения собственников, принятого на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года, повлечет нарушение норм действующего законодательства и прав третьих лиц, приведет к нарушению прав управляющей организации, которая будет лишена права управлять многоквартирным домом, обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, осуществлять содержание общего имущества в многоквартирном доме, что противоречит принципу способа управления многоквартирным домом. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 161 ЖК РФ предусматривает 3 способа управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом должен выбираться на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Такое решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Шмонин С.С. является собственником квартиры № ** в доме № ** по ул. *** г. Иваново (л.д.11).
В судебном заседании установлено, что в многоквартирном доме № ** по ул. **** г. Иваново, где проживает истец, товарищество собственников жилья не создавалось. Отсутствует и такой способ управления, как непосредственное управление собственниками жилых помещений.
Согласно решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иваново, ул. ***, д. **, проведенного в форме заочного голосования, оформленного протоколом от 18.12.2009 года, ОАО «МУП ЖХ № 4» было выбрано управляющей компанией д. ** по ул. *** г. Иваново, утверждены условия договора управления с ОАО «МУП ЖХ № 4» (л.д.228).
Шмониным С.С. решение собственников жилых помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей компании, условиях договора управления не оспаривалось.
В силу ч. 5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Жилищным Кодексом порядке по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
По смыслу положений ст.ст. 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации право на управление многоквартирным жилым домом возникает у управляющей организации на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого на основании решения собрания собственников помещении такого дома.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Исходя из п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. В случае выбора способа управления - управляющая организация эти действия должна совершать управляющая организация.
Согласно п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
При выборе способа управления управляющей организацией действующим законодательством не предусмотрено право граждан предлагать и устанавливать собственникам помещений многоквартирного дома размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Как установлено в судебном заседании в период с 10.12.2010 г. по 20.12.2010 г. в доме, в котором проживает истец, было проведено заочное голосование собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в заочной форме, решения об установлении на 2011 года размера платы за содержание и ремонт с учетом предложений управляющей организации принято не было, что подтверждается протоколом общего собрания собственников от 21 декабря 2010 г. (л.д. 202).
В связи с чем размер платы для собственников спорного дома был установлен Постановлением Главы Администрации города Иваново № 2641 от 23.12.2010 г. «Об утверждении платы за содержание и ремонт жилых помещений на 2011 год для собственников помещений в многоквартирном доме, которые на общем собрании собственников помещений не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений», который применяется управляющей организацией с января по июнь 2011 года, что не отрицается истцом и подтверждается представленными истцом счетами-квитанциями.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме - это поддержание состояния, соответствующего требованиям различных нормативно-правовых актов: в частности, технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов, стандартов и иных документов.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
По инициативе Шмонина С.С в период с 20 декабря по 30 декабря 2010 года было проведено общее собрание собственников жилых помещений в многоквартирном доме № ** по ул. *** г. Иваново, проведенное в форме заочного голосования. Решением данного собрания, оформленного протоколом №2/2010 от 29 января 2011 г., была установлена ставка услуг управляющей компанией по управлению коммунальными делами на 2011 год; исключен вид платежа «сбор и начисление платежей» из оплачиваемых собственниками; установлен вид платежа и ставка «ежемесячное содержание дома»; установлены ставка и вид платежа» фонд текущего, капитального ремонта и благоустройства»,установлены ставки по виду платежа «аварийное обслуживание» и «сбор, вывоз и захоронение ТБО», исключен вид платежа «внутридомовое газовое оборудование»; запрещено управляющей организации расходовать денежные средства, собранные по виду платежа «фонд текущего, капитального ремонта и благоустройства дома» без письменного согласия собственников ( л.д. 12-16).
Ссылка истца на указанное решение собственников жилых помещений дома № ** по ул. *** г. Иваново в обоснование заявленных требований о признании действии управляющей компанией незаконными, производстве перерасчета, не может быть принята судом во внимание.
Размер платы по предложенным истцом тарифам, суд находит незаконным и необоснованным. Исключение ВДГО из видов платежей противоречит ч.1 ст. 39 и ст. 154 ЖК РФ. Ремонт и обслуживание газового внутридомового оборудования осуществляет специализированная организация на основании договора об оказании услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту газового внутридомового оборудования в многоквартирных домах, заключенного с обслуживающей организацией (управляющая организация, ТСЖ).
В соответствии с п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ к существенным условиям договора управления многоквартирным домом относится порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Под порядком определения цены договора понимается методика расчета общей стоимости указанных в договоре услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в течение всего срока действия договора управления.
Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества был утвержден общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме и указан в Приложении № 2 к договору управления многоквартирным домом (л.д. 212-217).
В силу прямого указания закона с момента принятия собственниками помещений решения об избрании управляющей организации и принятия данной организацией многоквартирного дома в управление (одобрения принятого собственниками решения) между управляющей организацией, собственниками помещений и иными лицами возникают предусмотренные законом и подзаконными нормативными актами обязательства.
В связи с этим избранная управляющая организация обязана в полном объеме, предусмотренном законом, выполнять работы и оказывать услуги в интересах собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы Шмонина С.С. о том, что тарифы утвержденные Постановлением главы г. Иваново не должны были учитываться, поскольку собственниками помещений в многоквартирном доме решением общего собрания были установлены свои тарифы, которые должны быть обязательными к применению управляющей компанией, не могут быть приняты судом во внимание.
Размер платы за содержание и ремонт жилья, принятый на общем собрании собственников жилых помещений от декабря 2010 г., виды платежей с указанием тарифов, на которые Шмонин С.С. ссылается в иске, ничем не обоснован, не основан на каких-либо исходных данных, не рассчитан.
Как пояснил в судебном заседании Шмонин С.С., расчет производил он сам, на основании представленных в САЖХ ставок вывоза 1 куб. м. мусора по дому. Эти данные впоследствии были предложены собственникам на общем собрании.
Предлагаемые истцом виды платежа, принятые на общем собрании собственников, противоречат требованиям ст. 154,158 ЖК РФ и п. 18,21 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым в структуру платы за жилое помещение входит: плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в свою очередь плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в статью содержание и ремонт должны включаться работы и услуги по управлению многоквартирным домом, текущему ремонту, аварийное обслуживание, сбор, вывоз и захоронение ТБО.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с ч.1 ст. 156 ЖК РФ должна устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в соответствии с которым учитывается состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Указанные требования при расчете ставок сборов и платежей за содержание и ремонт жилого помещения, принятых на общем собрании собственников жилья по инициативе Шмонина С.С., учтены не были.
Тариф на аварийное обслуживание, сбор, вывоз и захоронение ТБО устанавливается МУП ЖХ№ 4 на основании заключенных договоров со специализированными организациями, осуществляющими и оказывающими данные услуги, что подтверждается представленными ответчиком копиями договоров.
Каких-либо доказательств в обоснование расчетов по данному виду платежа, истцом в суд не представлено.
Исключение из видов платежа платы по ВДГО не соответствует требования ст.154 ЖК РФ, поскольку на собственников жилых помещений в многоквартирном доме возложена обязанность содержания общедомового оборудования, в том числе и газового. Договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования были заключены МУП ЖХ № 4 с ОАО «***» ( л.д.219-221).
Решение общего собрания в части запрещения расходовать управляющей компанией денежные средства, собранные по статьям «содержание и ремонт», противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также решение вопросов пользования имуществом и предоставление коммунальных услуг.
Принятые общим собранием положения препятствуют управляющей компании исполнять условия договора управления, заключенного с собственниками жилых помещений.
Истцом заявлены требования в интересах всех собственников многоквартирного дома № ** по ул. *** г. Иваново.
В соответствии с ст. 53 ГПК РФ, 185 ГК РФ, ч. 2 ст. 48 ЖК РФ истец, действующий в интересах третьих лиц, должен иметь полномочия представителя для представительства перед третьими лицами, которые выражаются в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Однако собственниками дома истцу доверенностей на предоставление их интересов не выдавалось и в суд представлено не было, в связи с чем доводы Шмонина С.С. «о его праве солидарного требования, направленное на устранение препятствий для осуществления солидарных прав и обязанностей всех собственников жилых помещений, суд находит необоснованными.
Суд приходит к выводу о том, что действия ООО «Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства № 4» по начислению сумм к оплате собственниками помещений за содержание и ремонт жилья являются законными, основанными на требованиях действующего законодательства, в связи с чем исковые требования Шмонина С.С. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 39,46,48,154,156,158,161,162 ЖК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В иске Шмонину С.С. к Открытому акционерному обществу «Многофункциональное управляющее предприятие жилищного хозяйства № 4» о признании действий ОАО «МУП ЖХ № 4» по представлению собственникам дома счетов-извещений за январь, февраль 2011 года, содержащими ставки сборов платежей, отличающихся от принятых собственниками дома на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года, незаконными; о понуждении ОАО «МУУП ЖХ № 4» произвести перерасчет сборов коммунальных платежей согласно видам платежей и ставок, принятым собственниками дома на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года, за период с января по июнь 2011 года в размере 800 руб. 30 коп.; о понуждении ОАО «МУП ЖХ № 4» соблюдения положений решения собственников, принятого на общем собрании, прошедшем 20-30 декабря 2010 года в собственном бухгалтерском учете, документах платежных агентов и счетах – извещениях, направляемых собственникам дома для перечисления коммунальных платежей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановской областной суд через Советский районный суд г. Иваново в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: И.Ю.Хрипунова