Дело № 2-3782/2020
39RS0001-01-2020-003561-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Ярцевой Н.В.,
заявлению Олейника А.И. к Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Гусевский отдел об отмене решения об отказе в предоставлении услуги назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании рассмотреть заявление, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Олейник А.И. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчикам, указав в обоснование заявленных требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Гусевский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении услуги назначения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, однако ДД.ММ.ГГГГ было вынесено решение № об отказе в предоставлении государственной услугина основании подп. «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, то есть в связи с непредоставлением договора найма между собственником и зарегистрированными членами семьи в данном жилом помещении. Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 13.01.2020г. вышеуказанное решение Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ признано незаконным, на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по представленным одновременно с данным заявлением документам. Однако, как указал истец, его нарушенное право восстановлено не было. ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» вынесено решение № на основании пп. «б» п.3 Правил об отказе в предоставлении государственной услуги с нарушением порядка рассмотрения заявления. Указал, что в 10-тидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу истцом ответчику был предоставлен договор найма жилого помещения на платной основе, однако, в его принятии было отказано. Таким образом, ему не была предоставлена возможность заменить договора безвозмездного найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. на договор от ДД.ММ.ГГГГ. на платной основе. Решение о приостановлении рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком в нарушение п.13.2, 13.4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не принималось. В результате незаконных действий ответчиков по отказу в предоставлении субсидии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. истец был лишен возможности получения государственной услуги с ДД.ММ.ГГГГ
В этой связи истец просил отменить решение Гусевского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» № 2 от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с пп.13.2, 13.4 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761; считать дату подачи документов на получение субсидии ДД.ММ.ГГГГ и производить начисление субсидии с данной даты, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>
В судебном заседании Олейник А.И. требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дал пояснения аналогично изложенному в письменных выступлениях.
В судебном заседании представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Алпатова А.В., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, ссылаясь на то, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ., которым на ответчика была возложена обязанность рассмотреть заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по представленным одновременно с данным заявлением документам, рассмотрено Центром в установленные законодательством сроки. Одновременно с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Олейником А.И. был предоставлен договор безвозмездного пользования жилым помещением, что явилось основанием для отказа в предоставлении указанной субсидии.
Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. Олейник А.И. повторно обратился в Гусевский отдел Центра, приложив, в том числе договор найма жилого помещения с указанием платы, после рассмотрения данного заявления Центром было принято решение о назначении Олейнику А.И. субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-894/2020г., оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Олейник А.И. обратился в Гусевский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Гусеве) с заявлением о назначении и выплате ему субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с приложением к нему требуемых документов.
Согласно выданной расписке о приеме от заявителя документов в п. 12 указан договор безвозмездного пользования жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ Гусевским отделом ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» было принято решение № об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании подп. «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761, то есть в связи с непредоставлением договора найма между собственником и зарегистрированными членами семьи в данном жилом помещении. На основании неполного пакета документов принято решение об отказе в назначении субсидии.
Вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 13.01.2020г. решение Областного государственного казенного учреждения Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ№ признано незаконным, на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по представленным одновременно с данным заявлением документам. С ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» в пользу Олейника А.И. взысканы расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты>., транспортные расходы – <данные изъяты>., в удовлетворении остальной части иска было отказано.
Решение суда сторонами в апелляционном порядке не обжаловано.
ДД.ММ.ГГГГ. Гусевским отделом ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» во исполнение решения суда от 13.01.2020г. было рассмотрено заявление Олейника А.И. от ДД.ММ.ГГГГ. и принято решение №2 об отказе в предоставлении государственной услуги предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании подп. «б» пункта 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 (право на субсидию имеют наниматели жилого помещения в частном жилищном фонде). В решение Центра указано, что заявителем предоставлен договор безвозмездного найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., который является нелегитимным (договор найма безвозмездный, отсутствует информация вносимой платы за пользование жилым помещением) (л.д.6).
Не согласившись с таким решением Центра, истец обратился в суд с настоящим иском.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (части 7 и 8 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 данных Правил право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Таким образом, федеральным законодательством определены условия, форма и порядок предоставления субсидий.
Пунктом 1 ст. 671 ГК РФ предусмотрено, что по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
В соответствии с абз. 3 ст. 678 ГК РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение, если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи.
Таким образом, плата нанимателя по договору найма жилого помещения в частном жилом фонде состоит из платы за жилое помещение и платы за коммунальные платежи.
Как следует из материалов дела, к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. истцом приложен договор безвозмездного найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., то есть договор, исходя из вышеуказанных норм права, не соответствующий договору, предусмотренному Правилами, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Как указал истец в исковом заявлении, оспариваемое решение Центра от ДД.ММ.ГГГГ. принято с нарушением порядка рассмотрения заявления, поскольку ему не была предоставлена возможность заменить договор безвозмездного найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., который им был приложен к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ., на договор найма жилого помещения на платной основе от ДД.ММ.ГГГГ.; решение о приостановлении рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком в нарушение п.13.2, 13.4 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг также не принималось.
Вместе с тем, суд не может согласиться с такой позицией истца по следующим основаниям.
Согласно п.42 Правил срок рассмотрения уполномоченным органом заявления составляет 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ. (вх. 77) Олейником А.И. в адрес Центра предоставлялся договор найма жилого помещения на платной основе от ДД.ММ.ГГГГ. для назначения субсидии по заявлению от 27.08.2019г. (л.д.12), однако не был принят для рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, учитывая, что вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 13.01.2020г. на ответчика возложена обязанность рассмотреть заявление Олейника А.И. от ДД.ММ.ГГГГ по представленным одновременно с данным заявлением документам, то есть с учетом приложенного к заявлению договора безвозмездного найма квартиры от ДД.ММ.ГГГГ., оснований для его замены на иной договор, как и приостановления рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, ответчиком во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. было правомерно в предусмотренные законом сроки принято решение № 2 от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении Олейнику А.И. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ. по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. по представленным одновременно с данным заявлением документам.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установленных законом оснований к удовлетворению исковых требований истца об отмене решения Гусевского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» № 2 от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязании рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с пп.13.2, 13.4 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005г. № 761, считая дату подачи документов на получение субсидии ДД.ММ.ГГГГ, производить начисление субсидии с указанной даты, о взыскании судебных расходов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Олейника А.И. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2020 года.
Судья Е.А. Нартя