ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3782/2012 от 30.11.2012 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-3782/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 ноября 2012 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,

при секретаре Иманаевой Э.Р.

с участием представителя истца – ФИО1, действующей на основании поручения,

представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица МКУ «Содержание муниципального имущества» ФИО3, действующего на основании доверенности,

представителей третьего лица главного управления МЧС России по Пермскому краю ФИО4, ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенностей,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми о возложении обязанности произвести финансирование затрат, необходимых для проведения работ по приведению защитного сооружения в нормативное состояние,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Перми о возложении обязанности осуществить финансирование затрат, необходимых для проведения работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны , расположенного в доме <Адрес> в нормативное состояние; поддержание защитного сооружения в нормативном состояние в дальнейшем.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие) площадью 66,5 кв.м. с порядковым , расположенное в доме <Адрес> находится в муниципальной собственности. Содержание данного имущества осуществляется МКУ «Содержание муниципального имущества». В ходе осмотра, проведенного уполномоченными должностными лицами ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что убежище находится в неудовлетворительном состоянии, имеются следующие нарушения: системы жизнеобеспечения требуют восстановления; защитно-герметические и герметические двери требуют замены; необходим ремонт внутренней отделки помещений с заменой деревянных дверных блоков и дверных полотен. Для приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых требуется проведение капитального ремонта с выполнением общестроительных, сантехнических, электромонтажных работ, восстановление е системы воздухоснабжения и фильтровентеляции. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Пермскому краю» проведена проверка деятельности МКУ «СМИ» в части содержания защитных сооружений в нормативном состоянии. В связи с выявлением нарушений при содержании указанных сооружений составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.7 КоАП РФ. Мировым судьей судебного участка №19 Ленинского района г. Перми производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях МКУ «СМИ» состава административного правонарушения. Данный вывод суда обоснован тем, что МКУ «СМИ» не имело возможности выполнить возложенные на него обязанности в связи с отсутствием финансирования. С ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на проведение ремонта защитных сооружения собственником не выделялись, ремонтные работы в целях приведения защитных сооружений в нормативное состояние не проводились. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Впоследствии в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию г. Перми обязанность осуществить финансирование затрат необходимых для проведения работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны , расположенного в доме <Адрес> в нормативное состояние, а именно: на устранение отверстий в ограждающих конструкциях, которыми нарушается герметизация и гидроизоляция защитного сооружения; на установление необходимого инженерно-технического и специального оборудования (системы воздухоснабжения, регенеративной установки, защитно-герметической и герметической двери), средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; на демонтирование отштукатуривания потолков и стен помещений; на демонтирование внутренней отделки из горючих строительных материалов; на обеспечение поддержания температуры в помещениях в соответствии с требованиями проекта (восстановление герметезации и гидроизоляции); на оборудование помещения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения граждан о пожаре; на обеспечение помещения знаками пожарной безопасности; на оснащение защитного сооружения аптечками коллективными на расчетное число укрываемых; на установление напорных емкостей аварийного запаса питьевой воды; на установление аварийных резервуаров для сбора фекалий; на установление дизельной электростанции; на восстановление документации на защитное сооружение гражданской обороны, предусмотренной п.3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. №583 (л.д.41-42).

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что муниципальное образование Пермский городской округ в соответствии с установленными критериями отнесен к первой группе территорий по гражданской обороне, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.1998г. №1149. Население г. Перми не отнесено к категориям населения, установленным постановлением Правительства РФ от 29.11.199г. №1309, которым порядок создания убежищ, в связи с чем, не подлежит укрытию в убежищах гражданской обороны, а подлежит эвакуации в безопасные районы. Объем и содержание инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в г. Перми не предусматривает наличие и содержание защитных сооружений гражданской обороны (убежищ) в районах жилой застройки для укрытия населения города. Защитное сооружение гражданской обороны (убежище) , <Адрес> подлежит снятию с учета в связи с отсутствием потребности в защитном сооружении на данной территории для защиты категории населения, установленных постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. №1309 в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2002г. №583. Считает, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Уставом г. Перми, Положением о бюджете и бюджетном процессе в г. Перми финансирование затрат необходимых для проведения работ по приведению защитного сооружения в нормативное состояние могут быть осуществлены администрацией г. Перми только в рамках полномочий по исполнению бюджета г. Перми при условия включения Пермской городской Думой в бюджет города Перми ассигнований на указанные цели (л.д.157-159).

Представитель третьего лица МКУ «Содержание муниципального имущества» с исковыми требованиями не согласен. Считает, что оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется, поскольку объект, <Адрес> расположен в подвале жилого дома и, следовательно, не предназначен для защиты населения не отнесенного к специальным категориям по гражданской обороны. Полагает, что объект <Адрес> фактически утратил статус убежища, поскольку население г. Перми не отнесено к специальной категории по гражданской обороне, которая обладает правом на предоставление убежища. Объект в настоящее время подлежит снятию с учета. При этом снятие объекта с учета относится к компетенции МЧС России, муниципальные органы в процедуре снятия с учета защитного сооружения участия не принимают (л.д.74-75).

Представители третьего лица ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании с заявленными требованиями согласны, указали, что до настоящего времени статус защитного сооружения гражданской обороны с объекта , <Адрес> не снят. Администрация г. Перми какие-либо действия по снятию с указанного объекта статуса защитного сооружения не предпринимает, объект находится в муниципальной собственности. В соответствии с действующим законодательством указанный объект должен находиться в федеральной собственности, вместе с тем, администрация г. Перми какие-либо действия по передаче имущества из своей собственности в федеральную не предпринимает. Полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку объект с учета не снят, находится в собственности администрации, в связи с чем, ответчик обязан произвести финансирование затрат необходимых для приведения защитного сооружения в нормативное состояние.

Третье лицо – Департамент имущественных отношений администрации г. Перми представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Ранее в судебных заседаниях представитель полагал, что оснований для удовлетворения иска прокурора не имеется, поскольку доказательств нарушения прав и законных интересов населения истцом не представлено.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. №28-ФЗ, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п.1 ст. 4).

В целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны (ст.13).

Указом Президента РФ от 11.07.2004г. №868 утверждено Положение о Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с которым Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999г. утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, пунктом 2 которого установлено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом Министерстве РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий

издан приказ от 15 декабря 2002 г. N 583 «Об утверждении и введение в действие Правил эксплуатации защитных сооружения гражданской обороны»

В соответствии с п. 1.3. Правил в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся (п.1.7).

В обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:

по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (п.1.8).

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из анализа вышеназванного законодательства суд приходит к выводу о том, что убежище имеет особый статус объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы мероприятий на территории РФ.

Из материалов дела следует, что спорное помещение, являясь частью подвала жилого дома, представляет собой защитное сооружение гражданской обороны – убежище 5 класса, принятое в эксплуатацию в 1954 году. Оно предназначено для укрытия населения и не содержит защищенных рабочих помещений запасных пунктов управления государственных органов, а также объектов связи и инженерной инфраструктуры, используемых в особый период. Эти обстоятельства подтверждены паспортом убежища N 130 и актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7, 8-9, 77-80).

Судом также установлено, что защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие) площадью 66,5 кв.м. с порядковым , расположенное в доме <Адрес> принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Пермь, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права). Право муниципальной собственности на спорный объект зарегистрировано в установленном законом порядке, ни кем не оспорено.

Указанное помещение включено в реестр защитныхсооруженийгражданской обороны по Пермскому краю в качестве убежища пятого класса защиты на основании паспорта убежища от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу положений постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (с изменениями от 21 июля 1993 г.) объекты «гражданской» «обороны» не могут находиться в частной собственности.

Согласно выписке из Единого реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение (спецподвал) общей площадью 66,5 кв.м в подвале жилого дома <Адрес> включены в единый реестр муниципального имущества г. Перми (постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1, постановление администрации г. Перми от 22.07.1994г. №1239).

В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что убежище содержится с нарушением Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила), утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2008 N 583 (л.д.45-46).

Суд считает, что обязанность по финансированию работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны в нормативное состояние должна быть возложена на администрацию г. Перми на основании следующего.

В соответствии с п.3 ст. 18 ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998г. №28-ФЗ, обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с ч.1,5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Пунктом 1.3. Устава МКУ «СМИ» предусмотрено, что учредителем Учреждения является муниципальное образование г. Пермь. Полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация города, отдельные полномочия и функции учредителя по ее поручению осуществляет департамент имущественных отношений администрации г. Перми на основании правовых актов администрации г. Перми.

Суд, оценив относимости, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что на администрацию г. Перми, как собственника, защитного сооружения гражданской обороны, являющегося Учредителем Учреждения, должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по приведению защитного сооружения в нормативное состояние.

Доводы ответчиков о том, что указанное помещение утратило статус защитного сооружения гражданской обороны, суд считает, несостоятельными, основанными на неверном толковании и применении норм материального права.

Доказательств того, что ответчиком совершались какие-либо действия направленные на снятие статуса убежища как защитного сооружения гражданской обороны, что указанный статус снят, суду на день рассмотрения дела не представлено.

Ссылки ответчика и третьего лица – МКУ «СМИ» о том, что обязанность по снятию статуса с убежища возложена на ГУ МЧС России по Пермскому краю несостоятельны, противоречат положениям пункта 2.6 Правил, согласно которому в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО создается комиссия решением руководителя организации в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить –

возложить на администрацию г. Перми обязанность осуществить финансирование затрат необходимых для проведения работ по приведению защитного сооружения гражданской обороны , расположенного в доме <Адрес>, площадью 66,5 кв.м в нормативное состояние, а именно: на устранение отверстий в ограждающих конструкциях, которыми нарушается герметизация и гидроизоляция защитного сооружения; на установление необходимого инженерно-технического и специального оборудования (системы воздухоснабжения, регенеративной установки, защитно-герметической и герметической двери), средств связи и оповещения защитного сооружения гражданской обороны; на демонтирование отштукатуривания потолков и стен помещений; на демонтирование внутренней отделки из горючих строительных материалов; на обеспечение поддержания температуры в помещениях в соответствии с требованиями проекта (восстановление герметезации и гидроизоляции); на оборудование помещения автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения граждан о пожаре; на обеспечение помещения знаками пожарной безопасности; на оснащение защитного сооружения аптечками коллективными на расчетное число укрываемых; на установление напорных емкостей аварийного запаса питьевой воды; на установление аварийных резервуаров для сбора фекалий; на установление дизельной электростанции; на восстановление документации на защитное сооружение гражданской обороны, предусмотренной п.3.6 Приказа МЧС РФ от 15.12.2002г. №583.

возложить на администрацию г. Перми обязанность поддерживать защитное сооружения гражданской обороны , расположенное в доме <Адрес>, площадью 66,5 кв.м в нормативном состоянии.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми, со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: Мехрякова Л.И.