86RS0001-01-2023-004516-77
дело №2-3783/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 декабря 2023 года г.Ханты - Мансийск
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при секретаре судебного заседания Белоусове Р.В.,
с участием:
представителя Прокурора ХМАО – Югры: старшего прокурора отдела прокуратуры ХМАО - Югры ФИО1,
представителя ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО – Югры – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО6 – ФИО7, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3783/2023 по иску Прокурора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и ФИО8, третье лицо Правительство Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, об изменении оснований и формулировки увольнения, возложении обязанности предоставить трудовую книжку и внесении в неё изменения записи об увольнении,
установил:
прокурор Ханты – Мансийского автономного округа – Югры обратился в суд с иском к ответчику Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, третьи лица ФИО8 и Правительство Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, о расторжении трудового договора.
Исковые требования мотивированы тем, что Прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (далее по тексту Учреждение, Центр ремёсел). В ходе проверки установлены факты непринятия директором Центра ремесел ФИО8, а также Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выступавшим в качестве её работодателя, мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Установлено, что ФИО8 замещает должность директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» на основании приказа Департамента культуры и искусства от ДД.ММ.ГГГГ№, трудового договора № на управление учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заключённого ДД.ММ.ГГГГ между директором Департамента культуры и искусства автономного округа и ФИО8 (далее по тексту трудовой договор №). На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 состоит в должности заместителя директора. С ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении работает ФИО3, которая с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности заведующего экспозиционновыставочным отделом. Также в трудовых отношениях с Центром ремёсел состоит ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ в должности специалиста по жанрам творчества. Согласно сведениям из записей актов гражданского состояния, имеющимся в Федеральной государственной информационной системе «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», а также материалам личного дела директора Центра ремесёл ФИО2 и ФИО3 являются дочерями ФИО8, а ФИО4 является сыном ФИО2, то есть приходится внуком ФИО8. В соответствии с трудовым договором № руководитель Учреждения имеет право на осуществление действий без доверенности от имени Учреждения, прием на работу работников, заключение, изменение и прекращение трудовых договоров с ними; распределение обязанностей между своими заместителями; поощрение работников Учреждения и привлечение их к дисциплинарной и материальной ответственности. В обязанности руководителю Учреждения вменено соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; обеспечивать выполнение нормативных правовых актов работодателя; представлять работодателю в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения, а также решениями и поручениями работодателя. ФИО2, ФИО3 и ФИО4, являющиеся близкими родственниками директора Центра ремёсел, состоят у неё в подчинении, что свидетельствует о наличии ситуации конфликта интересов. В связи с выявленными нарушениями требований законодательства о противодействии коррупции прокурором автономного округа ДД.ММ.ГГГГ директору Департамента культуры округа, ДД.ММ.ГГГГ Губернатору автономного округа внесены представления об устранении нарушений закона. Поскольку вопрос о наличии конфликта интересов в отношении директора Центра ремесел ФИО8 своевременно не рассмотрен, меры к разрешению возникшей ситуации не приняты, прокурор автономного округа обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел». По итогам его рассмотрения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; принято по делу новое решение, которым признаны ситуации, возникшие между директором бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8 и заместителем директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО2, заведующим экспозиционно-выставочным отделом ФИО3, специалистом по жанрам ФИО4, связанные с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей, - конфликтом интересов; на Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа — Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» возложена обязанность урегулировать конфликт интересов, возникший между ФИО8 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, связанный с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей. Прокурором округа ДД.ММ.ГГГГ заместителю Губернатора автономного округа направлена информация о необходимости принятия мер во исполнение апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, на которую получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что вопрос остается на контроле. Согласно приложенной к ответу информации Департамента культуры автономного округа последним разработан проект распоряжения Правительства автономного округа о прекращении полномочий директора Учреждения ФИО9 на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. В соответствии с Положением о Департаменте культуры автономного округа, утвержденным постановлением Правительства округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п (далее по тексту Положение), Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту Департамент культуры) является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. В соответствии с п. 12 Положения (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) директор Департамента культуры обладал полномочиями по заключению и расторжению трудовых договоров с руководителями подведомственных учреждений в установленном порядке, то есть выступал в отношении них работодателем. В соответствии с п. 2.4, 3.4 постановления Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реорганизации и о перераспределении отдельных функций и полномочий некоторых исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является правопреемником исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части переданных функций исполнительных органов Ханты- Мансийского автономного округа - Югры по кадровой работе, предусмотренной трудовым законодательством, по профилактике и противодействию коррупции, по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению, а также конфликта интересов в отношении руководителей организаций, находящихся в ведомственной и отраслевой принадлежности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Пунктом 1 Положения о Департаменте государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту Департамент государственной службы и профилактики коррупции Югры, Департамент), утверждённого постановлением Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту Положение), определено, что Департамент государственной службы и профилактики коррупции Югры является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы и кадровой политики, муниципальной службы, организации профессионального развития, в том числе работников государственных учреждений автономного округа, по кадровой работе, предусмотренной трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов автономного округа и лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы. В соответствии с п.п. 8.5.1, 8.6.1 Положения Департамент осуществляет функции уполномоченного органа государственной власти автономного округа по вопросам государственной гражданской службы, кадровой политики; обеспечивает кадровую работу в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа в исполнительных органах автономного округа, лиц, занимающих должности, не отнесённые к должностям гражданской службы (за исключением лиц, находящихся на кадровом обеспечении Аппарата). В силу п. 13.7 Положения директор Департамента заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений исполнительных органов автономного округа, за исключением лиц, находящихся на кадровом обеспечении Аппарата. Из изложенного следует, что у Департамента государственной службы и профилактики коррупции Югры, выступающего в качестве работодателя по отношению к директору Учреждения ФИО8, имеются основания для утраты к ней доверия в связи с непринятием работником мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Непринятие ФИО8 мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции, обстоятельства совершенного нарушения, его длительность и поведение ФИО8 свидетельствуют об умышленном характере таких действий, что является достаточным основание для утраты доверия и увольнения работника по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Непринятие Департаментом государственной службы и профилактики коррупции Югры, являющимся правопреемником Департамента культуры округа в части переданных полномочий, мер по привлечению ФИО8 к установленной законом ответственности, исполнению апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, влечет нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и противоречит установленному ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. На основании изложенного, прокурор просит суд: обязать ответчика Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ с ФИО8, освободив её от занимаемой должности директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (т.1 л.д.5 – 16).
Впоследствии прокурор изменил требования иска, указав, что согласно поступившим от представителя ответчика возражениям на исковое заявление, на основании распоряжения Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-рп приказом Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ трудовой договор с ФИО9 расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника. Увольнение ФИО8 по собственному желанию влечет нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и противоречит закрепленному в ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту Федеральный закон № 273-ФЗ) принципу неотвратимости ответственности за коррупционное правонарушение. Факт наличия конфликта интересов установлен вступившим в законную силу апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ. В ч. 6 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствующее основание расторжения трудового договора с работником предусмотрено п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Таким образом, исходя из совокупного смысла приведённых требований закона, нормы права об увольнении работника при нарушении антикоррупционного законодательства являются императивными, основополагающими, отклонение от которых недопустимо, потому не предоставляют работодателю возможность применить иную меру ответственности, кроме как увольнение работника по основанию, установленному специальным законом. В данном случае свобода сторон трудового договора ограничивается специальным законодательством, поскольку Федеральный закон № 273-ФЗ не содержит правил о прекращении трудового договора по основаниям на усмотрение работодателя, напротив, однозначно обязывает прекращать трудовой договор при нарушении работником норм антикоррупционного законодательства по инициативе работодателя в связи с утратой доверия. При таких обстоятельствах, учитывая специфику возникших в данном споре правоотношений, принимая во внимание императивность норм антикоррупционного законодательства о расторжении трудового договора при установленных обстоятельствах исключительно по основанию «утрата доверия», право выбора на увольнение работника, имеющего особый статус, обусловленный характером его деятельности и функциями, направленными на обеспечение деятельности организации в интересах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как субъекта Российской Федерации, - по инициативе работника или в связи с утратой доверия, у работодателя не имелось. В связи с этим основание и формулировка увольнения директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» ФИО8 подлежит изменению на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, прокурор просит суд: изменить основание и формулировку увольнения директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» ФИО8 на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации; обязать ФИО8 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры трудовую книжку для внесения изменений в части основания увольнения; обязать Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внести соответствующие изменения в трудовую книжку ФИО8 (т.2 л.д.235 – 238).
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО8 (т.2 л.д.245 – 247).
Представитель Прокурора ХМАО – Югры - старший прокурора отдела прокуратуры ХМАО - Югры ФИО1 в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Представитель ответчика Департамента государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО – Югры – ФИО5 в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Губернатора автономного округа, директором Учреждения ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в Департамент культуры автономного округа подано уведомление о возникновении личной заинтересованности для рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее по тексту Комиссия). Департаментом культуры автономного округа приказ и соответствующее мнение направлены в Департамент ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Заседание Комиссии планировалось провести ДД.ММ.ГГГГ. Однако в связи с необходимостью получения дополнительных документов срок рассмотрения уведомления продлен до ДД.ММ.ГГГГ. В то же время ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в Департамент подано заявление о расторжении трудового договора на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника. Распоряжением Правительства автономного округа №-рп от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту распоряжение Правительства) полномочия директора Учреждения ФИО8 прекращены. На основании распоряжения Правительства и с учётом положений пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации Департаментом ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №-ЛС-412 о прекращении (расторжении) трудового договора, увольнении ФИО8. Ввиду этого уведомление ФИО8 Комиссией снято с рассмотрения. По смыслу статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение работником трудового договора по своей инициативе (собственное желание) является реализацией гарантированного работнику права на свободный выбор труда и не зависит от воли работодателя. Правовая природа права работника на расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации, предполагает отсутствие спора между работником и работодателем по поводу его увольнения, за исключением случаев отсутствия добровольного волеизъявления. Изменение формулировки увольнения в соответствии со статьей 394 Трудового кодекса Российской Федерации допускается только в рамках разрешения индивидуального трудового спора об увольнении, который между Департаментом и ФИО8 отсутствует. Кроме того, Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает право работодателя изменять основание увольнения работника после того, как трудовые отношения уже прекращены. Согласно статье 13.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, в ходе осуществления такой проверки или после ее завершения, но до принятия к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение, лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности либо о невозможности завершения такой проверки. Материалы, полученные после завершения проверки или в ходе ее осуществления в трехдневный срок после увольнения проверяемого лица, направляются лицом, принявшим решение об осуществлении проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации. Вместе с тем, Департаментом какая-либо проверка в отношении ФИО8 не осуществлялась, в этой связи материалы в прокуратуру автономного округа после увольнения ФИО8 для проведения надзорных мероприятий не направлялись. При таких обстоятельствах оснований для изменения формулировки увольнения на пункт 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с утратой доверия) не имеется (т.3 л.д.15 – 18).
Ответчик ФИО8, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах своей неявки суд не известил. Суд, на основании ч.4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика.
Представитель ответчика ФИО6 – ФИО7 в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что сам факт наличия конфликта интересов не является безусловным, императивным основанием для расторжения трудового договора в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской федерации (далее по тексту ТК РФ). Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор, может быть. расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Таким образом, трудовое законодательство предусматривает именно право, а не обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор в данном случае. Если с учётом конкретных обстоятельств работодатель не усмотрел оснований для утраты доверия к работнику, или конфликт интересов устранён, он может его не увольнять. На момент подачи искового заявления в суд конфликт интересов, стороной которого была директор БУ ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8, устранён ответчиком, а именно ДД.ММ.ГГГГ исх. № в комиссию по рассмотрению уведомлений руководителей государственных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также хозяйственных обществ, фондов, автономных некоммерческих организаций, единственным учредителем (участником) которых является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, о возникновении личной заинтересованности подано уведомление руководителя государственного учреждения автономного округа ФИО8 «О возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов». С предложением о согласовании новой организационной (31 штатная единица) структуры (31 штатная единица) БУ ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (далее по тексту Учреждение), согласно которой в прямом подчинении не находятся близкие родственники работающие в Учреждение. Департамент культуры ХМАО - Югры данную структуру утвердил. ФИО8 распоряжением Правительства ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ№-рп назначена на должность директора Учреждения. На основании указанного распоряжения Правительства автономного округа издан приказ Департамента культуры и искусства № от ДД.ММ.ГГГГ и заключён трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ на управление Учреждением между директором Департамента культуры и искусства автономного округа и ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора Департамента подано заявление ФИО8 о расторжении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ на управление Учреждением в связи с выходом на пенсию. Распоряжением Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-рп полномочия директора Учреждения ФИО8 прекращены. Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ трудовой договор с ФИО8 расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по инициативе работника (т.3 л.д.11 – 14).
Третье лицо Правительство Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, надлежаще извещённое о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя в судебном разбирательстве не обеспечило, о причинах его неявки суд не известило. При таких обстоятельствах суд, на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, решением Ханты – Мансийского районного суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № иск Прокурора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры к Департаменту культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа- Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», третьи лица ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО4, об установлении конфликта интересов и возложении обязанности по его устранению, остановлен без удовлетворения.
Из текста названного решения следует, что БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» создано в соответствии с распоряжением Главы Администрации ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-р, учредителем Учреждения является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Учреждение находится в ведении Департамента культуры Ханты- Мансийского автономного округа – Югры, что подтверждается уставом БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», утверждённым Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями).
В соответствии с Положением о Департаменте культуры автономного округа, утверждённым постановлением Правительства округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему учреждения автономного округа и иные организации. К полномочиям Департамента отнесены формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности подведомственных учреждений, проведение мониторинга выполнения государственных заданий; проведение аттестации руководителей подведомственных Департаменту учреждений. В соответствии с п. 12 Положения директор Департамента заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений в установленном порядке, то есть выступает в отношении них работодателем.
Согласно п. 6.14 приложения к распоряжению Правительства округа от ДД.ММ.ГГГГ№-рп «О ведомственной принадлежности государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» БУ ХМАО-Югры «Центр художественных народных промыслов и ремёсел» находится в ведомственной принадлежности Департамента культуры автономного округа.
ФИО8 замещает должность директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» на основании приказа Департамента культуры и искусства от ДД.ММ.ГГГГ№, трудового договора № на управление учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», заключённого ДД.ММ.ГГГГ между директором Департамента культуры и искусства автономного округа и ФИО8.
ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора от №, приказа БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» от ДД.ММ.ГГГГ№, третье лицо ФИО2 принята на работу по должности заместителя директора.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» от ДД.ММ.ГГГГ№, третье лицо ФИО3 (ранее Бубновайте) ФИО3 принята на работу в указанное учреждение, с ДД.ММ.ГГГГ она состоит в должности заведующего экспозиционно-выставочным отделом.
ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» от ДД.ММ.ГГГГ№, третье лицо ФИО4 принят на работу в указанное учреждение по должности специалиста по жанрам творчества.
Согласно сведениям из записей актов гражданского состояния, имеющимся в Федеральной государственной информационной системе «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния», а также материалам личного дела директора Центра ремесел ФИО2 и ФИО3 являются дочерями ФИО8, а ФИО4 является сыном ФИО2, то есть приходится внуком ФИО8.
ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются близкими родственниками директора БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8 и состоят у неё в подчинении.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором ХМАО – Югры внесено предоставление директору Департамента культуры ХМАО - Югры об устранении нарушений закона, в котором указано и выявленных нарушениях законодательства о противодействии коррупции в бюджетных учреждениях, подведомственных Департаменту культуры автономного округа. В частности, указано, что практика осуществления трудовой деятельности в учреждениях культуры родственников, непринятия мер к недопущению, предотвращению и урегулированию конфликта интересов как в части трудовых правоотношений, так и при осуществлении непосредственной деятельности является повсеместной. Так, в должности директора бюджетного учреждения автономного округа «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (далее - Центр) состоит ФИО8, а в должности заместителя директора её дочь - ФИО2. Помимо этого ФИО8 и ФИО2 учреждён Некоммерческий фонд поддержки развития народных художественных промыслов ремесел (далее - Фонд), осуществляющий смежные с Центром виды деятельности. Более того, Фонд, являющийся частной некоммерческой организацией, зарегистрирован и фактически располагался в помещении по адресу нахождения Центра, относящемся к государственной собственности и переданном Центру на праве оперативного управления. Однако вопреки требованиям ст.ст. 10, 11 Федерального закона 273-ФЗ ФИО8, являясь руководителем учреждения и осуществляя функции представителя нанимателя (работодателя) в отношении всех работников Центра, обладая полномочиями по утверждению кадровой и бухгалтерской документации, данную обязанность не исполнила, мер к предотвращению и недопущению конфликта интересов не приняла. Совершению указанных коррупционных нарушений, в том числе, способствовали неполнота принимаемых в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ мер, недостатки правовой регламентации деятельности Центра. Утверждаемые ежегодно руководителем Центра планы антикоррупционных мероприятий абсолютно идентичны, что свидетельствует о формальном подходе к их составлению и исполнению, планируемые мероприятия носят декларативный характер, большинство из них имеют характер текущей деятельности, не содержат конкретных сроков исполнения и исполнителей, что снижает эффективность реализации плановых мероприятий и затрудняет осуществление контроля за их исполнением.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом культуры ХМАО – Югры на представление прокурора ХМАО – Югры дан ответ, в соответствии с которым Департаментом культуры автономного округа в 1 квартале 2022 года осуществлялась разработка проекта нормативного акта о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов руководителей государственных учреждений и организаций в сфере культуры, подведомственных Департаменту культуры автономного округа (далее - проект). Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о необходимости совместной разработки Департаментом государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа и Прокуратуры автономного округа нормативного правового акта, регулирующего порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов в отношении руководителей подведомственных учреждений автономного округа (протокол №). В этой связи, дальнейшая разработка и принятие указанного выше проекта Департамента культуры автономного округа в отношении руководителей подведомственных учреждений нецелесообразна. Таким образом, работа по урегулированию конфликта интересов в отношении директора «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8 во исполнение представления планируется к проведению Департаментом культуры автономного округа после принятия уполномоченным органом автономного округа нормативно-правового акта, регулирующего порядок рассмотрения уведомлений руководителей государственных учреждений автономного округа, единственным учредителем (участником) которых является автономный округ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Поскольку, в силу прямого указания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение является унитарной некоммерческой организацией и, соответственно, не относится к органам государственной власти, таким образом, осуществление трудовой деятельности в нём не относится к государственной службе и, следовательно, ограничения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не распространяются на сотрудников бюджетного учреждения, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора ХМАО – Югры.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ решение Ханты – Мансийского районного суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № отменено, иск Прокурора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры к Департаменту культуры Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и Бюджетному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа- Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», третьи лица ФИО8, ФИО2, ФИО3, ФИО4, об установлении конфликта интересов и возложении обязанности по его устранению, отменено, принято по делу новое решение, которым:
«признать ситуации, возникшие между директором бюджетного учреждения Ханты-Мансийского. томного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и дел» ФИО8 и заместителем директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО2 (дочь), заведующим экспозиционно-выставочным отделом ФИО3 (дочь), специалистом но жанрам ФИО4 (внук), связанные с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном Учреждении Ханты-Мансийского автономною округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, - конфликтом интересов.
Возложить на Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» обязанность урегулировать конфликт интересов, возникший между ФИО8 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, связанный с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей» (т.1 л.д.54 – 72).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» - без удовлетворения.
Кассационной инстанцией констатировано, что:
«БУ «Центр народных художественных промыслов и ремесел» создано в соответствии с распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-р, учредителем является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, на основании Устава от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение находится в ведении Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№-ОД утверждено Положение о противодействии коррупции в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», действие которого в соответствии с пунктом 2.2 Положения распространяется на всех работников Учреждения вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции на основании системного анализа приведённых нормативных правовых и локальных нормативных актов правильно исходил из того, что на работников БУ «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» распространяются требования законодательства о противодействии коррупции».
Прокурором округа ХМАО - Югры ДД.ММ.ГГГГ заместителю Губернатора автономного округа направлена информация о необходимости принятия мер во исполнение апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ, на которую получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№-Исх-ЕШ-19215 о том, что вопрос остается на контроле. Согласно приложенной к ответу информации Департамента культуры автономного округа последним разработан проект распоряжения Правительства автономного округа о прекращении полномочий директора Учреждения ФИО9 на основании п. 2 ч. 1 ст. 278 Трудового кодекса РФ в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (т.1 л.д.73 – 127).
В соответствии с Положением о Департаменте культуры автономного округа, утвержденным постановлением Правительства округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п (далее по тексту Положение), Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту Департамент культуры) является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту автономный округ), осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии.
В соответствии с п. 12 Положения (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) директор Департамента культуры обладал полномочиями по заключению и расторжению трудовых договоров с руководителями подведомственных учреждений в установленном порядке, то есть выступал в отношении них работодателем.
В соответствии с п. 2.4, 3.4 постановления Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реорганизации и о перераспределении отдельных функций и полномочий некоторых исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является правопреемником исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части переданных функций исполнительных органов Ханты- Мансийского автономного округа - Югры по кадровой работе, предусмотренной трудовым законодательством, по профилактике и противодействию коррупции, по рассмотрению вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению, а также конфликта интересов в отношении руководителей организаций, находящихся в ведомственной и отраслевой принадлежности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Пунктом 1 Положения о Департаменте государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту Департамент государственной службы и профилактики коррупции Югры, Департамент), утверждённого постановлением Губернатора автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту Положение), определено, что Департамент государственной службы и профилактики коррупции Югры является исполнительным органом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы и кадровой политики, муниципальной службы, организации профессионального развития в том числе работников государственных учреждений автономного округа, по кадровой работе, предусмотренной трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации в отношении государственных гражданских служащих исполнительных органов автономного округа и лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы.
В соответствии с п.п. 8.5.1, 8.6.1 Положения Департамент осуществляет функции уполномоченного органа государственной власти автономного округа по вопросам государственной гражданской службы, кадровой политики; обеспечивает кадровую работу в отношении лиц, замещающих должности государственной гражданской службы автономного округа в исполнительных органах автономного округа, лиц, занимающих должности, не отнесенные к должностям гражданской службы (за исключением лиц, находящихся на кадровом обеспечении Аппарата).
В силу п. 13.7 Положения директор Департамента заключает и расторгает трудовые договоры с руководителями подведомственных учреждений исполнительных органов автономного округа, за исключением лиц, находящихся на кадровом обеспечении Аппарата.
Директором Учреждения – ответчиком ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ в Департамент культуры автономного округа подано уведомление о возникновении личной заинтересованности для рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее по тексту Комиссия) (т.1 л.д.246 – 249, т.3 л.д.21, 22).
Департаментом культуры автономного округа приказ и соответствующее мнение направлены в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.28 - 31).
Заседание Комиссии по рассмотрению уведомлений руководителей учреждений о возникновении личной заинтересованности при исполнении трудовых обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, планировалось провести ДД.ММ.ГГГГ. Однако в связи с необходимостью получения дополнительных документов срок рассмотрения уведомления продлен до ДД.ММ.ГГГГ (т.3 л.д.32 – 40).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком ФИО8 в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО – Югры подано заявление о расторжении трудового договора на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию (т.3 л.д.41, 42).
Распоряжением Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-рп полномочия директора Учреждения ФИО8 прекращены (т.3 л.д.43).
На основании распоряжения Правительства и с учётом положений пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации Департаментом государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ издан приказ №-ЛС-412 о прекращении (расторжении) трудового договора, увольнении ФИО8 (т.3 л.д.44).
Ввиду увольнения ответчика ФИО8, её уведомление Комиссией снято с рассмотрения (т.3 л.д.46, 47).
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
Частью 1 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (введена Федеральным законом от 13.06.2023 №258-ФЗ) установлено, что в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, после завершения такой проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Частью 2 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в ходе осуществления такой проверки лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности завершения такой проверки в отношении указанного проверяемого лица.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, материалы, полученные соответственно после завершения проверки, предусмотренной частями 1 и 2 настоящей статьи, и в ходе её осуществления в трёхдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи, направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации (ч. 3 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры, получившие указанные в части 3 настоящей статьи материалы в отношении проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, рассматривают их в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», и не позднее четырёх месяцев со дня получения этих материалов при наличии оснований обращаются в суд в порядке, предусмотренном законодательством о гражданском судопроизводстве, с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи (часть 17 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В случае удовлетворения судом заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненных ему прокуроров, указанного в части 16 или 17 настоящей статьи, суд изменяет основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица и указывает в решении основание и формулировку увольнения (прекращения полномочий) в точном соответствии с формулировками настоящего Федерального закона или другого федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи настоящего Федерального закона или другого федерального закона (часть 18 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Судом установлено, что до введения Федеральным законом от 13.06.2023 №258-ФЗ статьи 13.5 «Осуществление проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц» в Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ принято решение, которым постановлено: «признать ситуации, возникшие между директором бюджетного учреждения Ханты-Мансийского. томного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и дел» ФИО8 и заместителем директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО2 (дочь), заведующим экспозиционно-выставочным отделом ФИО3 (дочь), специалистом но жанрам ФИО4 (внук), связанные с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном Учреждении Ханты-Мансийского автономною округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при которых личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение должностных обязанностей, - конфликтом интересов. Возложить на Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» обязанность урегулировать конфликт интересов, возникший между ФИО8 и ФИО2, ФИО3, ФИО4, связанный с осуществлением совместной трудовой деятельности и должностных полномочий в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», при котором личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей».
Таким образом, при наличии вступившего в законную силу судебного акта, установившего нарушение ответчиком ФИО8 ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, проведение соответствующей проверки, установленной ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», не требовалось, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
Из ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что такое лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. При этом представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Согласно п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Согласно ч.9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе от должностей.. … в государственном (муниципальном) учреждении.
Таким образом, указанная норма содержит императивное положение об единственной форме ответственности за указанное правонарушение – в виде увольнения.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В силу п. 4 ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе, на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, в силу части 6 статья 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие директором БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, по п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, в условиях установленного апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ХМАО – Югры от 02.05.2023 факта непринятия директором БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8, являющейся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, являлось основанием для её увольнения по п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Поскольку ответчик ФИО8, вопреки указанных правовым положениям, была уволена на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, по инициативе работника, в связи с выходом на пенсию, прокурор был вправе обратится с иском в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица, в силу части 17 ст. 13.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Разрешая спор по существу, суд, исследовав и оценив представленные в доказательства, пришёл к выводу об наличии оснований для удовлетворения иска и возложении на Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры обязанность изменить основание и формулировку увольнения директора Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8 на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, на основании п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В силу части 3 статьи 66 ТК РФ работодатель ведёт трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Согласно части 4 статьи 66 ТК РФ в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками названного кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи названного кодекса или иного федерального закона (часть 5 статьи 84.1 ТК РФ).
Таким образом, частью 5 статьи 84.1 ТК РФ на Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры возложена обязанность внесения записи в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора, в связи с чем иск о внесении соответствующих изменений в трудовую книжку ФИО8, а также о возложении обязанности на ФИО8 в течении десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в Департамент свою трудовую книжку для внесения изменения основания увольнения, также подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить полностью иск Прокурора Ханты – Мансийского автономного округа – Югры к Департаменту государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры (ИНН № и ФИО8 (ИНН № третье лицо Правительство Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, об изменении оснований и формулировки увольнения, возложении обязанности предоставить трудовую книжку и внесении в неё изменения записи об увольнении.
Возложить на Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры обязанность изменить основание и формулировку увольнения директора Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» ФИО8 на увольнение в связи с утратой доверия по причине непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, на основании п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, внести соответствующие изменения в трудовую книжку ФИО8.
Возложить обязанность на ФИО8 в течении десяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда предоставить в Департамент государственной гражданской службы, кадровой политики и профилактики коррупции Ханты – Мансийского автономного округа – Югры свою трудовую книжку для внесения изменения основания увольнения с должности директора Бюджетного учреждения Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты – Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 08 декабря 2023 года.
Председательствующий подпись С.В.Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев