ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3785/20 от 24.11.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-3785/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года г.Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе: председательствующего судьи Воронина С.С., при секретаре Кондратенко С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда,

установил:

заместитель прокурора г.Архангельска обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Максим-Архангельск» о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что по итогам проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Архангельска установлено, что ООО «Максим-Архангельск» организует на территории г.Архангельска оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в форме приема заказов от граждан и передачи их водителям, заведомо для него не соответствующих требованиям действующего законодательства. ООО «Максим-Архангельск» не имеет действующего разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Архангельской области. При этом допускает к эксплуатации и оказанию услуг такси автомобили без проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, допускает к осуществлению транспортных услуг водителей, в отсутствие у них документов, подтверждающих прохождение медицинских осмотров, что может повлечь в будущем наступление общественно-опасных последствий, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В виду изложенного просил признать деятельность ООО «Максим-Архангельск» по заключению договоров об оказании информационных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем. Просил запретить ООО «Максим-Архангельск» заключать договоры об оказании информационных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также запретить ООО «Максим-Архангельск» передавать получаемые заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также лицам, не прошедшим технический контроль состояния автомобилей, и предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на линию.

В судебном заседании помощник прокурора Давыдов И.Л. заявленные требования поддержал.

Представители ответчика по доверенности Ефремов Р.Р. и Копылов С.П. исковые требования полагали необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.

Третье лицо Министерство транспорта Архангельской области, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направило, возражений относительно заявленных требований не представило.

Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 4 статьи 27 и пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Согласно части 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Судом установлено, что прокуратурой г.Архангельска была проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Архангельска, в результате которой было установлено, что ООО «Максим-Архангельск» организует на территории г.Архангельска оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в форме приема заказов от граждан и передачи их водителям.

По сведениям ЕГРЮЛ управляющей организацией ООО «Максим-Архангельск» является ООО «Управление регионами». Учредители Белоногов М.А., Шлепанов О.А. Основной вид деятельности ООО «Максим-Архангельск» - деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая деятельность.

Порядок предоставления ООО «Максим-Архангельск» (далее – также Сервис Maxim) права на использование базы данных, содержащей актуальные сведения о существующей потребности в перевозке пассажиров и багажа легковым такси, перевозке (доставке) грузов (товаров), осуществлению погрузочно-разгрузочных работ, определен Сублицензионным договором, по условиям которого Сервис Maxim предоставляет сублицензиату право использования базы данных, содержащей актуальные сведения о существующей потребности в перевозке пассажиров и багажа легковым такси, перевозке (доставке) грузов (товаров), осуществлению погрузочно-разгрузочных работ на условиях простой (неисключительной) лицензии, способами, установленными настоящим соглашением, а сублицензиат обязуется оплатить Сервису Maxim вознаграждение в порядке и размере, установленном соглашением и/или приложением (приложениями) к нему (пункты 1.1, 2.1). В рамках соглашения под базой данных понимается организованная структура, представляющая собой совокупность материалов, средств технического, программного и аппаратного обеспечения, а также методов и алгоритмов (программный код), обеспечивающих взаимодействие элементов базы данных, и предназначенных для систематизации, хранения, обработки, трансформации материалов согласно алгоритмам базы данных. Доступ к материалам базы данных можно получить посредством мобильного приложения «TAXSEE Driver» (пункт 2.2).

В соответствии с Правилами работы Сервиса «Maxim», данный документ, адресованный любому физическому лицу, является официальным предложением ООО «Максим-Архангельск» и содержит все существенные условия предоставления информационных услуг, направленных на внесение заказа заказчика в программно-информационный комплекс и информирование заказчика об исполнении заказа.

Сервис безвозмездно оказывает заказчику информационные услуги, направленные на прием, обработку и внесение в базу данных заявок Заказчиков и информирование заказчика об исполнении заказа. Сервис не является транспортной организацией, самостоятельно не оказывает заказчику услуг по перевозке пассажиров и багажа, услуг по перевозке грузов или каких-либо иных транспортных услуг, являясь оператором, передающим заказ Партнеру (пункт 2.1).

Партнер Сервиса - лицо, самостоятельно, своими силами оказывающее заказчику услуги (пункт 1.6.3).

Данные Правила также размещены на официальном интернет-сайте http://www.taximaxim.ru/.

Министерством транспорта Архангельской области в адрес заместителя прокурора г.Архангельска представлена информация о том, что служба заказа такси «Максим» осуществляет свою деятельность путем принятия заказов легкового такси через мобильное приложение, либо по телефону 600-000 с дальнейшей передачей информации водителю, отслеживанием выполнения заказа и получением оплаты за свои услуги. Данный агрегатор в рекламе использует символику такси, позиционируя себя как организацию, осуществляющую перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Все опрошенные пассажиры при заказе такси считали службу заказа такси «Максим» перевозчиком, ответственным за надлежащее оказание им услуги.

В материалы дела представлены многочисленные постановления по делам об административных правонарушениях, согласно которым водители легкового такси, осуществляющих перевозку по заказам физических лиц через службу заказа такси «Максим», привлечены к административной ответственности по частям 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ. При проведении расследования было установлено, что все указанные перевозчики ранее заключили договоры об оказании информационных услуг со службой заказа такси «Максим» и уже длительное время выполняли заказы легкового такси, полученные от данного агрегатора. При этом все перевозчики не имели разрешения на осуществление данного вида деятельности, не проводился предрейсовый медицинский контроль водителей и предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» под пассажирами понимается физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, а под перевозчиком - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанности перевезти пассажира и доставить багаж. При этом пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - за провоз багажа. Фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов.

В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выдачи разрешения перевозчикам на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» одним из видов перевозки пассажиров и багажа является перевозка легковым такси.

На основании статьи 31 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика.

Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть заключен посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Порядок заключения такого договора устанавливается правилами перевозок пассажиров.

На основании вышеуказанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года №112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, которые устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе, требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В силу пунктов 102, 103, 104, 107 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации: а) номер заказа; б) дата принятия заказа; в) дата выполнения заказа; г) место подачи легкового такси; д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси; е) планируемое время подачи легкового такси.

По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм права, заказ легкового такси с использованием средств связи - это форма заключения договора фрахтования такси для осуществления перевозки пассажиров и багажа. Диспетчерская служба (служба заказа такси), принимающая заказ на легковое такси, обслуживаемое водителем, не являющимся индивидуальным предпринимателем, выступает в роли фрахтовщика, заключившего договор фрахтования посредством заказа, приобретает все права и обязанности фрахтовщика.

Таким образом, ООО «Максим-Архангельск» позиционирует себя как служба заказа такси «Максим». ООО «Максим-Архангельск», являясь посредником между водителями и пассажирами, осуществляет функцию диспетчерской службы, принимает заявки на перевозку пассажиров и, передавая их между определенными водителями, фактически организует и упорядочивает пассажирские перевозки легковым такси, поскольку эта деятельность является неотъемлемой частью данного процесса. При этом, исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю посредством программного обеспечения, установленного на его мобильном телефоне, ответчик не гарантирует безопасность перевозки и исполнимость данного заказа. В результате распределения ответчиком заявок между водителями, не имеющими разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при перевозке пассажира не обеспечиваются требования безопасности дорожного движения; в том числе и в части соблюдения требований к режиму труда и отдыха водителей, проведения ежедневного предрейсового медицинского осмотра водителей и контроля за техническим состоянием транспортного средства, допускаемого к пассажирским перевозкам. Следовательно, безопасность жизни и здоровья пассажиров никак не обеспечивается ни со стороны водителя, ни со стороны диспетчерской службы, принимающей заявку и организовывающей ее выполнение.

В соответствии с требованиями статьи 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В нарушение приведенной правовой нормы ООО «Максим-Архангельск», принимая заявку на осуществление перевозки, предоставляет информацию лишь о марке транспортного средства и его регистрационном номере, иных сведений, позволяющих потребителю осуществить правильный выбор услуги, до потребителя не доводится.

В силу частей 1 и 2 статьи 3, статьи 24 Федерального закона N 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Несоблюдение данных принципов создают потенциальную опасность причинения вреда в будущем.

Доводы стороны ответчика о том, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси ими не ведется, а только предоставляются информационные услуги, в силу вышеизложенного не принимаются. Ответчик, по сути, наряду с водителями, которые непосредственно осуществляют незаконные пассажирские перевозки, не имея разрешительных документов, создает условия для таких перевозок, тем самым участвуя в деятельности, создающей опасность для неопределенного круга лиц.

Суд приходит к выводу, что деятельность ответчика по предоставлению информационных услуг на обслуживание физических и юридических лиц водителям (перевозчикам), осуществляющим перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не имеющим права (разрешения) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в соответствии со статьей 1065 ГК РФ создает опасность причинения вреда в будущем, и, следовательно, подлежит запрету.

При таких обстоятельствах, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 руб.

При определении размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета, необходимо учитывать размер государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.

Заместитель прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга граждан, поэтому размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика по результатам рассмотрения дела, составляет 300 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда, удовлетворить.

Признать деятельность общества с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» по заключению договоров об оказании информационных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» заключать договоры об оказании информационных услуг с лицами, не имеющими разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» передавать получаемые заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также лицам, не прошедшим технический контроль состояния автомобилей, и предрейсовый медицинский осмотр перед выездом на линию.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Максим-Архангельск» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение суда изготовлено 1 декабря 2020 года.

Судья С.С. Воронин