ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3787/2018 от 21.05.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2018 года город Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Карматковой Е.В.,

при секретаре Ефремовой Л.Н.,

с участием

представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ОМВД России по Елизовскому району о взыскании суточных за период нахождения в командировке, недополученного денежного довольствия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к ОМВД России по Елизовскому району о взыскании суточных за период нахождения в командировке, недополученного денежного довольствия.

В обоснование заявленных требований указала, что проходит службу в ОВД РФ Камчатского края в различных должностях с 06 июня 2006 года. Находясь в должности заместителя командира (по службе) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по Елизовскому району УМВД России по Камчатскому краю, в феврале 2016 года была направлена в служебную командировку в г. Москва для подготовки к убытию в составе Вооружённых сил ООН по поддержанию мира на Кипре. С 24 февраля 2016 года по 06 марта 2016 года находилась в г. Москве в командировке, после чего на основании приказа МВД России от 18 февраля 2016 года, находясь в командировке, убыла 06 марта 2016 года на Кипр. Приказом от 18 января 2017 года срок нахождения в командировке был продлен с 01 марта 2017 года по 05 сентября 2017 года. Приказом от 21 июля 2017 года срок командировки продлен с 06 сентября 2017 года по 05 марта 2018 года. По прибытии из командировки ею в установленном порядке была заполнена и сдана статистическая карточка учета служебной командировки по месту прохождения службы. С 19 марта 2018 года истец находится в ежегодном оплачиваемом отпуске за 2016, 2017 годы.

В период прохождения службы ей выплачивалось денежное довольствие в соответствии с отраслевым действующим законодательством. Однако, с 01 сентября 2017 года ей прекращены доплаты к денежному довольствию за весь последующий период нахождения в командировке: надбавка к окладу за квалификационное звание, за работу со сведениями, составляющими гос. тайну, премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, коэффициенты (районные, за службы в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службы в районах Крайнего Севера, в том числе отдалённых, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях. Полагала, что прекращение ей работодателем дополнительных доплат основано в нарушение действующего законодательства. Также указала, что в течение всего времени ее нахождения за пределами РФ ей не выплачивались суточные в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ.

На основании изложенного, с учетом уточнений, просила взыскать с ответчика суточные за период нахождения в командировке с 06 марта 2016 года по 13 марта 2018 года в размере 2 651 803 руб. 29 коп., недополученное денежное довольствие за период с 01 сентября 2017 года по 15 марта 2018 года в размере 364 841 руб.

Истец ФИО3 о времени и месте судебного заседания извещена судом надлежащим образом, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием своего представителя.

Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными, по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указала, что истец была направлена в служебную командировку не для выполнения своих должностных обязанностей по занимаемой должности, а была откомандирована в распоряжение международного органа для реализации задач ООН. Финансовое обеспечение таких сотрудников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 31.03.2001 г. № 247 «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН», поэтому выплата денежного довольствия ФИО3 с 1 сентября 2017 года по 15 марта 2018 года производилась в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2001 г. № 247 «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН». Указанные же истцом дополнительные выплаты, непосредственно связаны с исполнением служебных обязанностей по определенной должности, устанавливаются дифференцировано в зависимости от сложности, объема и важности задач органов внутренних дел, выполняемых сотрудниками. В случае откомандирования сотрудников для участия в миротворческой деятельности они свои должностные обязанности по должности в органах внутренних дел не исполняют, занимаются деятельностью по реализации задач международной организации ООН. Вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников Федеральным законом № 247 - ФЗ не урегулированы. Пунктом 3 распоряжения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН" определено, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН. ФИО3 направлялась на Кипр не в служебную командировку для исполнения своих служебных обязанностей и нахождение истца за пределами Российской Федерации на Кипре не было связанно с исполнением служебных обязанностей по службе в органах внутренних дел, а связана с несением службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Несение службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности регулируется отдельными нормативными правовыми актами. Суточные в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ выплачиваются сотрудникам выезжающим в служебную командировку за границу в составе делегаций или в индивидуальном порядке, так же в случаях выезда по оперативным делам, а также в связи с расследованием уголовных дел. Полагала, что ответчиком не были нарушены права истца.

С учетом мнения представителя истца, мнения представителя ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом. Действие трудового законодательства распространяется на сотрудников органов внутренних дел с особенностями, установленными законодательством.

В соответствии со статьей 3 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23 декабря 1992 года, правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты РФ, нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, названное Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

Таким образом, нормы Трудового кодекса РФ могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах внутренних дел, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 с 06 июня 2006 года проходит службу в органах внутренних дел, с 23 декабря 2014 года в должности заместителя командира (по службе) отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ОМВД России по Елизовскому району.

Приказом МВД России «По личному составу» № 137л/с от 18 февраля 2016 года, во исполнение распоряжения Президента РФ от 05 декабря 2014 года № 385-рп, истец, направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре с 2 марта 2016 года по 28 февраля 2017 года.

Приказом ОМВД РФ по Елизовскому району № 22 лс-к от 19 февраля 2016 года (с учетом внесения в него изменений) истец направлена в служебную командировку для проведения подготовительных мероприятий в ДДО МВД России г. Москва сроком на 12 календарных дней, с 24 февраля 2016 года

Приказами МВД России от 18 января 2017 года № 39 л/с, от 21 июля 2017 № 730 л/с истцу был продлен срок командирования в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре с 01 марта 2017 года по 05 сентября 2017 года, и с 06 сентября 2017 года по 05 марта 2018 года

Приказом МВД России «По личному составу» № 183 л/с от 28 февраля 2018 сотрудникам органов внутренних дел РФ, проходящим службу в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности срок продлен с учетом времени нахождения в пути до места постоянного несения службы по 15 марта 2018 года.

В обоснование своих требований истец указала на то, что, являясь сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, и, находясь в служебной командировке на Кипре в составе Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре, за этот период ей не выплачивались суточные, а денежное довольствие выплачивалось не в полном объеме, чем нарушено ее право.

Разрешая требование истца о взыскании недополученного денежного довольствия, суд приходит к следующему.

В силу положений пунктов 7, 9 проекта типового соглашения между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира (резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН А/45/594 от 09 октября 1990 года, А/46/85 от 23 мая 1991 года), в течение срока своего прикомандирования в состав операции ООН по поддержанию мира персонал, предоставляемый государством-участником, остается на национальной службе, но находится под командованием ООН в лице Генерального секретаря, в рамках полномочий Совета Безопасности. В соответствии с этим Генеральный секретарь ООН имеет все полномочия в отношении развертывания, организации, проведения и руководства операцией ООН по поддержанию мира, включая персонал, предоставляемый государством-участником. На местах такие полномочия осуществляются главой миссии, который подчиняется Генеральному секретарю. Глава миссии регулирует вопрос о дальнейшем делегировании полномочий.

Функции операции ООН носят исключительно международный характер, и персонал, предоставленный государством-участником, в своем поведении исходит из интересов только Организации Объединенных Наций.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 5 декабря 2014 года N 385-рп "О направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН" разрешено МВД России по согласованию с МИДом России направлять сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Принять к сведению, что финансирование расходов, связанных с направлением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составах миссий ООН и их содержанием, осуществляется за счет средств ООН.

Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" предусмотрено предоставление Российской Федерацией военного персонала для участия в миротворческой деятельности, а не направление в служебные командировки.

При этом вопросы денежного довольствия не затрагиваются, а предусматривается установление в соответствии с федеральными законами дополнительных гарантий и компенсаций (статьи 6, 10, 12).

Вопросы, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 этого Закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых приведен в пункте 6 той же статьи.

Эти выплаты относятся к денежным выплатам и социальным гарантиям в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

В случае же откомандирования сотрудников для участия в миротворческой деятельности они свои обязанности по должности в органах внутренних дел не исполняют, занимаются деятельностью по реализации задач международной организации. При этом вопросы обеспечения денежным довольствием данной категории сотрудников данным законом не урегулированы.

В целях создания условий для деятельности российских военных и полицейских наблюдателей ООН Правительство Российской Федерации было издано Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН", согласно пункту 1 которого финансовое обеспечение офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, направляемых в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира осуществлять, в соответствии с условиями, принятыми в ООН для работников международных организаций. При этом суточные, получаемые российскими военными и полицейскими наблюдателями, оставлять в их распоряжении.

Пункт 2 данного Постановления сохраняет офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплату в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Постановления, осуществляются в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия военнослужащим в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации и денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел в составе расходов федерального бюджета на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 2 Правительства РФ от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" о сохранении сотрудникам ОВД, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплат в полном объеме оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет, с учетом указания в распоряжении Президента РФ от 5 декабря 2014 года N 385-рп о направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссий ООН, суд приходит к выводу, что в данном случае речь идет не о направлении сотрудников органов внутренних дел в служебную командировку для выполнения своих обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании их в распоряжение международного органа в связи, с чем финансовое обеспечение сотрудников осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 31.03.2001 г. № 247 «О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН», которое исключает выплату откомандированным сотрудникам за секретность, квалификационное звание, единовременной премии, районного коэффициента и северной надбавки.

Как указано выше истец была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре. Следовательно, с 06 марта 2016 года по 13 марта 2018 года возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением истцом, как сотрудником органов внутренних дел РФ служебного задания.

При таких обстоятельствах, поскольку истец как сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации была направлена в состав Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре, она не исполняла свои обязанности по занимаемой должности в ОВД, а реализовывала задачи международной организации, учитывая, что доказательств иного не представлено, то не имеется оснований для взыскания суточных за период нахождения в командировке с 06 марта 2016 года по 13 марта 2018 года, а также недополученного денежного содержания за период с 01 сентября 2017 года по 15 марта 2018 года.

Ошибочными являются ссылки истца и ее представителя на нормы Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ, Правила применения коэффициентов и процентных надбавок в районах крайнего Севера, Инструкцию "О порядке выезда сотрудников и работников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск МВД РФ в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации", Постановление Правительства РФ N 812, поскольку рассматриваемые отношения урегулированы специальными нормами и на них не распространяется действие норм, которые неверно трактует истец. В названных нормах не регламентируются условия и порядок откомандирования для участия в миротворческой деятельности и обеспечения денежным довольствием лиц, находящихся на федеральной государственной службе, одним из видов которой в силу Федерального закона от 27 мая 2003 года "О системе государственной службы Российской Федерации" признается правоохранительная служба.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ОМВД России по Елизовскому району о взыскании суточных за период нахождения в командировке с 06 марта 2016 года по 13 марта 2018 года в размере 2 651 803 рубля 29 копеек, недополученного денежного довольствия за период с 01 сентября 2017 года по 15 марта 2018 года в размере 364 841 рубль – отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.В. Карматкова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 мая 2018 года.

Копия верна:

Судья Е.В. Карматкова