ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3787/2021 от 09.11.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3787/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 ноября 2021 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Самойловой Т.Г.

при секретаре Валитовой Е.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений порядка обеспечения условий доступности,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), в котором просит на ОАО «РЖД» возложить обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить эксплуатацию пассажирских платформ станции Шагол (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шагол), в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 8.4.9, 8.4.12 СП 59.13330.2016, п. 5.1 «б» Порядка обеспечения условий доступности, а именно: обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателя.

В обоснование требований истец указывает, что Челябинской транспортной прокуратурой в Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурном подразделении Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки установлено, что владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта требования законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в полной мере не соблюдаются. Так, граница опасной зоны у края платформы со стороны путей станции Шагол (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шагол) не имеет визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

Помощник Челябинского транспортного прокурора Шпилевая Е.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражал в удовлетворения исковых требований Челябинского транспортного прокурора, поддержал письменные возражения на исковое заявление. В случае удовлетворения требований прокурора просил увеличить срок исполнения решения до 1 (одного) года.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 74 АГ №076156, выданного 15 марта 2004 года, объект - сооружение (платформа открытая пассажирская), по адресу: г. Челябинск, ст. Шагол, принадлежит ОАО «РЖД».

Балансодержателем указанного объекта является Южно-Уральская дирекция пассажирских обустройств – структурное подразделение Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД».

Обязанность Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» в обеспечении безопасности пассажиров, качественном обслуживании на вокзалах вытекает из положений Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которым железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, одним из принципов его функционирования является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.

Вместе с тем, выявленные нарушения создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории потребителей (инвалидов) пользоваться услугами, предоставляемыми на станции Шагол, то есть бездействиями ОАО «РЖД» права такой категории потребителей на пользование услугами ограничиваются.

В судебном заседании установлено, что Челябинской транспортной прокуратурой в Южно-Уральской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки выявлено, что владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта требования законодательства в сфере обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в полной мере не соблюдаются, граница опасной зоны у края платформы со стороны путей станции Шагол (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шагол) не имеет визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

В силу ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59-13330.2016), предыдущая редакция СП 59-13330.2012, предусматривает, в том числе, что:

- помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для маломобильных групп населения (п. 8.4.9 СП 59-13330.2016);

- граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна иметь визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающие тактильные указатели. При применении тактильных указателей, контрастных по отношению к покрытию пассажирской платформы, использование сигнальной полосы необязательно.

На платформах и в залах ожидания необходимо предусматривать дублирование визуальной и звуковой (речевой) информации текстовой информацией (п. 8.4.12 СП 59-13330.2016).

В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение несоответствие объектов инфраструктуры железнодорожного остановочного пункта станции Шагол (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шагол):

- в нарушение п. 8.4.9 СП 59-13330.2016 помещения вокзалов разных видов пассажирского транспорта (в том числе железнодорожного), переходы, платформы, другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, не доступны для маломобильных групп населения;

- в нарушение п. 8.4.12 СП 59-13330.2016 платформа со стороны путей станции Шершни (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шершни) граница опасной зоны у края платформы не имеет визуальное и тактильное обозначение, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15м, располагающей на расстоянии 0,75м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

Несмотря на то, что данные нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов-колясочников, на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры, они до настоящего времени не устранены.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные в решении суда действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом, принимая во внимание доводы стороны ответчика, необходимость проводимых мероприятий по устранению несоответствий Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», их длительность, суд полагает, что разумный срок устранения выявленных недостатков составит 12 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Челябинского транспортного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО «Российские железные дороги» об устранении нарушений порядка обеспечения условий доступности удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение 12 месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения и обеспечить эксплуатацию пассажирских платформ станции Шагол (Челябинская область, г. Челябинск, п. Шагол), в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 8.4.9, 8.4.12 СП 59.13330.2016, п. 5.1 «б» Порядка обеспечения условий доступности, а именно: обеспечить визуальное и тактильное обозначение границ опасной зоны у края платформ со стороны путей, выполненное контрастной по отношению к покрытию пассажирской платформы противоскользящей сигнальной полосой шириной не менее 0,15 м, располагающейся на расстоянии 0,75 м (без учета ширины полосы) от края платформы, и предупреждающими тактильными указателями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий: Самойлова Т.Г.