Дело № 2-3789/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Солнечногорск 17 сентября 2020 г.
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Артемовой Е.Н.,
при секретаре Шведове Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Азбука логистики» о взыскании уплаченной по договору суммы, возврате имущества, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ООО «Азбука логистики» о взыскании неустойки в сумме 12 815 руб., возврате имущества принадлежащего ему на правах собственности, вверенного ООО «Азбука логистики» для перевозки груза по накладной ТТН № 1163от 10.01.2019, взыскании компенсации морального вреда в сумме 15 000 руб. Исковые требования мотивированы тем, что в декабре 2018 г. истец приобрел мебель, которая доставлена из Китая через ИП ФИО2 По устной договоренности, ИП ФИО2 осуществила доставку мебели до транспортной компании ООО «Азбука логистики» в г. Уссурийске, которое приняло на себя обязательства осуществить перевозку груза и вручить его истцу, согласно заказа ТТН № 1163 от 10.01.2019, стоимость заказа составила 12 815 руб., срок доставки 11–13 дней. В соответствии с офертой ответчика, предельным сроком доставки груза истцу являлось 23.01.2019, однако на момент предъявления иска груз находится в г. Новосибирске. Ответчик вводит потребителей в заблуждение, поскольку указывает информацию о местонахождении общества по адресу: <...>, а также по адресу: <...>. В действительности по указанным адресам нет никаких филиалов. В нарушение требований статьей 4, 27, 28 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон Российской «О защите прав потребителей, статей 785, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее –ГК РФ), груз до настоящего времени не доставлен истцу. 31.01.2019, 10.02.2019, 15.02.2019 истец направлял в адрес ООО «Азбука логистики» претензии, в которых указал о нарушении сроков доставки. Претензии истца оставлены без внимания. На устные обращения истца представители ответчика логичных объяснений не представили. В связи с чем, истец обратился с иском в суд за защитой нарушенных прав (л.д. 2–7)
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) увеличил исковые требования, просил взыскать в его пользу 19 423 руб. в качестве убытков в связи с отказом от исполнения договора, неустойку в размере 19 423 руб., компенсацию морального вреда в сумме 15 000 руб., судебные расходы в сумме 10 000 руб., применить штрафные санкции (л.д. 56–58).
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях.
Третье лицо ИП ФИО2 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена по последнему известному адресу.
Согласно письменных возражений, ООО «Азбука логистики» исковые требования не признало, поскольку груз был доставлен в г. Тюмень, однако истец отказался его оплачивать посредствам внесения денежных средств в сумме 12 815 руб. на счет. Истец настаивал на принятии платежа через кассу с выдачей кассового чека, однако ООО «Азбука логистики» не имело возможности выдать клиенту кассовый чек по месту выдачи груза. В связи с чем ООО «Азбука логистики» вынуждено отправить груз в г. Новосибирск для его хранения в обособленном подразделении общества. Факт отправки груза в г. Новосибирск подтверждается ТТН № 72549 от 14.03.2019. Общество было вправе не выдавать груз без оплаты услуг по доставке груза, в соответствии со статьей 328 ГК РФ. Ответчик действовал с соблюдением условий договора перевозки п. 3.2.1, 5.2. отправка груза из г. Тюмень в г. Новосибирск вызвана производственной необходимостью. Крайним сроком доставки груза являлось 30.01.2019 (л.д.77–81).
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил перейти к рассмотрению дела по существу при данной явке.
Исследовав собранные по делу доказательства в объеме, представленном сторонами, выслушав объяснения представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» данным законом регулируются отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при продаже товаров. Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Суд исходит из того, что истец является потребителем, отношения между ним и ООО «Азбука логистики», возникающие при оказании услуг перевозки, попадают под регулирование законодательства о защите прав потребителей.
На основании статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1). Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (пункт 2).
Судом установлено, что 10.01.2019 между ООО «Азбука логистики» и истцом заключен договор перевозки груза, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 10.01.2019 № 1163 на сумму 12 815 руб., по условиям договора перевозки груза, ООО «Азбука Логистики» приняло на себя обязательства по доставке груза (мебель) по маршруту из г. Новосибирск– г. Тюмень (л.д.8–10).
Согласно скриншотов с сайта ООО «Азбука логистики», статус груза «В пути» из г. Новосибирск в г. Тюмень (л.д.21-27,31,26). Согласно оферте ООО «Азбука Логистики» срок доставки груза из г. Уссурийск в г. Тюмень составляет 11–13 дней (л.д.27).
В соответствии с товарно-транспортной накладной от 14.03.2019 № 72549 груз (мебель) передан истцу в г. Новосибирск, стоимость услуги 19 423 руб., груз принял истец 30.03.2019 (л.д. 103), оплата в сумме 19 423 руб. внесена, что подтверждается платежными документами и не оспорено стороной ответчика (л.д. 103, 105,107,108).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», статья 1098 ГК РФ).
Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика ООО «Азбука логистики» о необходимости исполнения сторонами условий договора №А3 без даты и номера (л.д.97-102), поскольку договор на перевозку груза на предлагаемых условиях между сторонами не подписан. Договор на перевозку груза заключен между сторонами в офертно-акцептном порядке, предусмотренном положениями статьи 432 ГК РФ, что следует из представленных суду товарно-транспортной накладной, а также скриншотов сайта ООО «Азбука логистики»
Доводы стороны ответчика о том, что истец отказался получить и оплатить груз, доставленный в г. Тюмень, об иных срока доставки груза не подтверждены объективными доказательствами и опровергаются материалами дела, из которых следует, что груз на момент предъявления иска находится в пути из г. Новосибирск в г. Тюмень, а срок доставки 11–13 дней.
Исследовав представлены доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что ООО «Азбука Логистики» надлежащим образом принятые на себя обязательства по договору перевозки не исполнены, в сроки, установленные договором перевозки груза, то есть по 23.01.2019 груз в г. Тюмень не доставлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
При таких обстоятельствах, истец вправе отказать от исполнения договора и требовать возврата уплаченных по договору денежных средств.
В связи с чем, суд взыскивает в пользу истца стоимость услуги перевозки в сумме 19 423 руб.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требования о возврате имущества, принадлежащего истца, вверенного ООО «Азбука Логистики» для перевозки груза по накладной ТТН № 1163от 10.01.2019, поскольку на момент рассмотрения иска, мебель получена истцом, что подтверждается товарно-транспортной накладной от 14.03.2019 № 72549.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Поскольку договор перевозки предполагал осуществление срока доставки груза в г.Тюмени в срок 11–13 дней, принимая во внимание, что груз принят ООО «Азбука логистики» 10.01.2019 (л.д. 8), то груз должен быть доставлен в г. Тюмень не позднее 23.01.2019.
Учитывая, что истцом груз получен 30.03.2019, что следует из товарно-транспортной накладной от 14.03.2019 № 72549 в г. Новосибирск (л.д.103), суд приходит к выводу, что истец вправе требовать взыскания неустойки за период с 24.01.2019 по 30.03.2019, при этом неустойка составляет 37 952 руб. 85 коп (19423/100x3x65д).
Вместе с тем суд принимает во внимание положения пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», в соответствии с которым сумма неустойки, взыскиваемой на основании пункта 5 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги).
В связи с чем, взыскивает с ООО «Азбука логистики» в пользу истца неустойку в сумме 19 423 руб.
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Принимая во внимание, что истец является потребителем, нарушение прав которого со стороны ООО «Азбука Логистики» нашло подтверждение в судебном заседании, то у истца в силу закона, имеется право на компенсацию морального вреда, однако при взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд, в соответствии со статьей 1101 ГК РФ учитывает требования разумности и справедливости и считает, что с ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3000 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку, несмотря на обращения истца, требования истца добровольно не исполнены, суд взыскивает с ООО «Азбука логистики» штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке в размере 20 963 руб. ((19423+19423+3000)/2).
Оснований для снижения суммы штрафа и неустойки судом не установлено.
В соответствии со статьями 94–98, 100 ГПК РФ, учитывая требования разумности, объем удовлетворенных требований, объем участия представителя при рассмотрении иска, взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 руб. (л.д. 74), которые понесены в связи с обращением в суд.
В удовлетворении остальной части иска суд отказывает.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ООО «Азбука Логистики» в доход государства государственную пошлину в сумме 1967,78 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 67, 98, 100, 103, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Азбука логистики» в пользу ФИО1 денежные средства в сумме 19 423 руб., неустойку 19 423 руб., компенсацию морального вреда в сумме 3000 руб., штраф в сумме 20 963 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 8000 руб., а всего 70 809 (семьдесят тысяч восемьсот девять) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Азбука логистики» государственную пошлину в доход государства в размере 1967 (одной тысяч девятисот шестидесяти семи) рублей 78 (семидесяти восьми) копеек.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Артемова
Решение изготовлено в окончательной форме 21.09.2020.
Судья Е.Н. Артемова