ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3789/2013 от 01.11.2013 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

     Дело № 2-3789/2013

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 1 ноября 2013 года

        Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Кучиной Е.А., при секретаре Пыльновой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 ФИО1 к Администрации Костромской области о предоставлении жилого помещения,

 у с т а н о в и л:

         Нейский межрайонный прокурор Костромской области обратился в интересах ФИО2 с иском в суд к Администрации Костромской области о предоставлении жилья мотивировал требования тем, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец и мать решениями Нейского районного суда от <дата> и <дата> соответственно, лишены родительских прав. Постановлениями Главы самоуправления Нейского района от <дата> г, ФИО2 был направлен в ... для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним закреплена жилая площадь в доме по адресу: <адрес> <адрес> по месту жительства семьи. В <дата>     Постановление о закреплении жилой площади за несовершеннолетним отменено. ФИО2 <дата> вернулся с военной службы, которую проходил по призыву, собственного жилья, либо на праве социального найма не имеет, приказом МТОСЗН ОиП № № № от <дата> включен в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено. Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице Администрации Костромской области предоставить ФИО2 ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского поселения город Нея муниципального района город Нея и Нейский район, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

         В судебном заседании прокурор Андронова Е.В., истец ФИО2 уточненные исковые требования поддержали по изложенным в заявлении доводам.

 Представитель ответчика ФИО3, по доверенности, исковые требования не признал утверждая, что Администрация Костромской области не может быть ответчиком по настоящему делу, она не наделена полномочиями по приобретению жилых помещений для предоставления детям сиротам и по заключению договоров найма жилого помещения, не располагает специализированным жилищным фондом. Истец, обладающий статусом сироты, не был принят на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

 Дело судом рассмотрено в отсутствие представителей 3-х лиц: Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента финансов Костромской области, Департамента социальной зашиты населения, опеки и попечительства Костромской области, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещенных.

 Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. п. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор_ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 Судом установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его отец ФИО1 решением Нейского райсуда Костромской области от <дата> лишен родительских прав, мать - ФИО7 лишена родительских прав решением этого же суда от <дата>.

 Постановлением Главы самоуправления Нейского района от <дата> № ФИО2 направлен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Постановлением Главы самоуправления Нейского района от <дата> № за несовершеннолетними Х-выми, в том числе за истцом ФИО2 в соответствии со ст.60 п.3 ЖК РФ, закреплена жилая площадь в <адрес> по месту жительства семьи.

 <дата> Постановлением главы администрации г.Нея и Нейский р-н КО, вышеуказанное постановление « О закреплении жилой площади за несовершеннолетними» отменено.

 Приказом МТОСЗН ОиП № № № от <дата> ФИО2 включен в списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

 По сообщению Администрации ФИО4 <дата> г, двухквартирный <адрес> <адрес> принадлежащий колхозу им ФИО8, в котором до <дата> проживала ФИО7, по вине жильцов пришел в непригодное для проживание состояние, о чем <дата> был составлен акт обследования. В связи с опасностью дома для окружающих, <дата> СПК «Колос» остатки дома разобрал.

 ФИО2 в <дата> окончил среднюю общеобразовательную школу, проходил службу в армии по призыву с <дата> по <дата> С <дата> г и по настоящее время истец зарегистрирован в <адрес> сестры, постоянного места жительства не имеет.

 Согласно данным учета ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости «Костромаоблтехинвентаризация», а также информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, за ФИО2 объектов недвижимости на территории Костромской области не зарегистрировано.

 Доказательств отсутствия нуждаемости истца в получении жилого помещения суду не представлено.

 В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции от 29.02.2012, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

 По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

 Пунктом третьим указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

 В соответствии со ст.6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», в редакции от 28.12.2012, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года N 196-4-ЗКО "О специализированном жилищном фонде Костромской области", однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1).

 Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области (ч.2).

 Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области (ч.3).

 Таким образом, ФИО2 как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в отсутствие собственного жилья либо на условиях соцнайма, подлежит обеспечению жильем, обязанность по предоставлению которого, с учетом вышеприведенных правовых норм, а также ч.1 ст.10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г № 196-4-ЗКО ( в ред. 28.12.2012 г ) « О специализированном жилищном фонде Костромской области», лежит на администрации Костромской области.

         Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15-ФЗ от 29.02.2012 установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 Поскольку ФИО2 не реализовал свое право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 15-ФЗ от 29.02.2012 г, требования прокурора в его интересах суд находит подлежащими удовлетворению, а доводы ответчика о том, что истец не принят на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством - несостоятельными.

 Жилое помещение ФИО2 должно быть предоставлено в порядке установленном ст.10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области» по договору найма специализированных жилых помещений в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным статьей 6 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".

 Довод ответчика о том, что администрации Костромской области не является надлежащим ответчиком по данному делу не основаны на законе и противоречат ч.1 ст.10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007 г № 196-4-ЗКО.

 Иные доводы о том, что Администрация области не наделена полномочиями по приобретению жилых помещений, по заключению договора найма, также судом не принимаются, поскольку реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия органов субъекта Российской Федерации.

           Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Исковые требования Нейского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 ФИО1 удовлетворить.

           Обязать субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице Администрацию Костромской области предоставить ФИО2 ФИО1, <дата> года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории городского поселения <адрес> муниципального района <адрес> и <адрес>, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области.

 Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента его изготовления в окончательном виде.

 Судья:                                                                                           Е.А. Кучина