ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/13 от 08.10.2013 Новоселицкого районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-378/13г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2013 года                                                                                   с. Новоселицкое

Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Хачирова Л.В.

при секретаре судебного заседания Гусейновой З.Р.,

с участием:

        помощника прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Гриднева М.М.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района Ставропольского края, в лице главы муниципального образования ФИО1, действующей на основании удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Фалеева В.В., в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг(в порядке ст. 45 ГПК РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края Фалеев В.В. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в Новоселицкий районный суд с иском к администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг (в порядке ст. 45 ГПК РФ), указывая, что, прокуратурой Новоселицкого района проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, а также законодательства о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об ор_ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ № 210) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государ_ственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами

В соответствии со ст. 29 ФЗ № 210 административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры му_ниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 30.07.2012 администрация поселения должна была разработать и утвердить обязательные и необходимые административ_ные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а информацию о них включить в реестр муниципальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 перечни услуг, которые являются необхо_димыми и обязательными для предоставления государственных и муници_пальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предостав_ляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципаль_ные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении преду_смотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 3 Федерального Закона Российской Фе_дерации от 25.12.2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» (да_лее ФЗ № 273), противодействие коррупции в Российской Федерации осно_вывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и за_щита основных прав и свобод человека и гражданина; публичность и откры_тость деятельности государственных органов и органов местного самоуправ_ления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Пунктом 2 статьи 6 ФЗ № 273 предусмотрено, что профилактика кор_рупции осуществляется путем применения следующих основных мер: анти_коррупционная экспертиза правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закон РФ от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172), основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведе_ния антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 172, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) про_водится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответст_вии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном норма_тивными правовыми актами соответствующих федеральных органов испол_нительной власти, иных государственных органов и организаций, органов го_сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Рос_сийской Федерации.

Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: осуществ_ление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Проверкой установлено, что на 29.08.2013 года администрацией муни_ципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района Ставро_польского края разработано и утверждено 14 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, именно: предоставление инфор_мации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенной для сдачи в аренду; принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого поме_щения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; предостав_ление муниципальной услуги «прием заявлений, документов, а также поста_новка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; рас_смотрение обращений граждан и организации личного приеме граждан; вы_дача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального обра_зования; предоставление муниципальной услуги по предоставлению инфор_мации об очередности предоставления жилых помещений на условиях соци_ального найма на территории муниципального образования; предоставление муниципальной услуги выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: муниципальная услуга по выдаче населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг администрации муниципального образования пос. Щелкан; предоставление в аренду, безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; предоставление земельных участков, находя_щихся в собственности муниципального образования Ставропольского края, в аренду постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, собственность юридическим лицам и гражданам на территории муниципального образования; предоставление муниципальной услуги «при_ем заявлений и выдача документов об утверждении схемы расположения зе_мельного участка на кадастровом плане территории муниципального образо_вания; подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земель_ных участков на территории пос. Щелкан.

В нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 29, ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 администрацией муни_ципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района до настоя_щего времени не разработаны и не утверждены все необходимые и обяза_тельные административные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а именно: присвоение адреса объекту недвижимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользо_вания, расположенных на территории муниципального образования для лич_ных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; оформление охранного обязательства (охранного договора) на объект куль_турного наследия (памятник истории и культуры) местного значения распо_ложенный на территории поселения; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление земельных уча_стков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници_пальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществле_ния его деятельности; предоставление земельных участков в собственность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и не размещены в информационно - телекоммуника_ционной сети «Интернет» на едином портале государственных и муници_пальных нужд.

В нарушение ст. ст. 2, 3 ФЗ № 172, ст.ст. 2,6 ФЗ № 273, антикоррупци_онная экспертиза принятых нормативных правовых актов - административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг, проводилась не по всем регламентам, мониторинг изменений законодательства не осуществлял_ся.

Выявленные нарушения требований законодательства о предоставле_нии муниципальных услуг, о противодействии коррупции стали возможны вследствие бездействия должностных лиц администрации муниципального образования пос. Щелкан Новоселицкого района, что ведет к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на получение в администрации муниципального образования пос. Щелкан муниципальных услуг.

Также, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, по результатам которой 26.10.2012 года было внесено представление об устра_нении нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг в адрес и.о. главы администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края, однако указанные на_рушения не были устранены в полном объеме.

           Прокурор Новоселицкого района Ставропольского края Фалеев В.В. просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, по принятию админи_стративных регламентов о предоставлении муниципальных услуг.

2. Обязать администрацию муниципального образования поселка Щел_кан Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить все необ_ходимые административные регламенты для предоставления муниципальных услуг, а именно: присвоение адреса объекту недвижимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользо_вания, расположенных на территории муниципального образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; оформление охранного обязательства (охранного договора) на объект куль_турного наследия (памятник истории и культуры) местного значения распо_ложенный на территории поселения; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление земельных уча_стков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници_пальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществле_ния его деятельности; предоставление земельных участков в собственность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и подготовить на них заключения.

В судебном заседании помощник прокурора Новоселицкого района Гриднев М.М. требования, изложенные в заявлении поддержал и просил суд удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района Ставропольского края, глава муниципального образования ФИО1, действующая на основании удостоверения №3 от 14.10.2010 года, чьи полномочия проверены судом, исковые требования прокурора признала в полном объеме и не возражала в удовлетворении заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев оригиналы документов в судебном заседания, принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Установлено, что, прокуратурой Новоселицкого района проведена проверка исполнения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, а также законодательства о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об ор_ганизации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее ФЗ № 210) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государ_ственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами

В соответствии со ст. 29 ФЗ № 210 административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры му_ниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до 30.07.2012 администрация поселения должна была разработать и утвердить обязательные и необходимые административ_ные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а информацию о них включить в реестр муниципальных услуг.

Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 перечни услуг, которые являются необхо_димыми и обязательными для предоставления государственных и муници_пальных услуг, размещаются на официальных сайтах органов, предостав_ляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципаль_ные услуги, на сайтах организаций, участвующих в предоставлении преду_смотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, а также в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п.п. 1, 3, 6 ст. 3 Федерального Закона Российской Фе_дерации от 25.12.2008 года № 273 -ФЗ «О противодействии коррупции» (да_лее ФЗ № 273), противодействие коррупции в Российской Федерации осно_вывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение и за_щита основных прав и свобод человека и гражданина; публичность и откры_тость деятельности государственных органов и органов местного самоуправ_ления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Пунктом 2 статьи 6 ФЗ № 273 предусмотрено, что профилактика кор_рупции осуществляется путем применения следующих основных мер: анти_коррупционная экспертиза правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закон РФ от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172), основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: обязательность проведе_ния антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 172, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) про_водится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответст_вии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном норма_тивными правовыми актами соответствующих федеральных органов испол_нительной власти, иных государственных органов и организаций, органов го_сударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Рос_сийской Федерации.

Согласно п. 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: осуществ_ление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Проверкой установлено, что на 29.08.2013 года администрацией муни_ципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района Ставро_польского края разработано и утверждено 14 административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг, именно: предоставление инфор_мации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности и предназначенной для сдачи в аренду; принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого поме_щения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение; предостав_ление муниципальной услуги «прием заявлений, документов, а также поста_новка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»; рас_смотрение обращений граждан и организации личного приеме граждан; вы_дача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на территории муниципального обра_зования; предоставление муниципальной услуги по предоставлению инфор_мации об очередности предоставления жилых помещений на условиях соци_ального найма на территории муниципального образования; предоставление муниципальной услуги выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию: муниципальная услуга по выдаче населению справок, выписок из домовых и похозяйственных книг администрации муниципального образования пос. Щелкан; предоставление в аренду, безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности; прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; предоставление земельных участков, находя_щихся в собственности муниципального образования Ставропольского края, в аренду постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, собственность юридическим лицам и гражданам на территории муниципального образования; предоставление муниципальной услуги «при_ем заявлений и выдача документов об утверждении схемы расположения зе_мельного участка на кадастровом плане территории муниципального образо_вания; подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земель_ных участков на территории пос. Щелкан.

В нарушение ч. 1 ст. 6, ст. 29, ч. 4 ст. 9 ФЗ № 210 администрацией муни_ципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района до настоя_щего времени не разработаны и не утверждены все необходимые и обяза_тельные административные регламенты о предоставлении муниципальных услуг, а именно: присвоение адреса объекту недвижимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользо_вания, расположенных на территории муниципального образования для лич_ных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; оформление охранного обязательства (охранного договора) на объект куль_турного наследия (памятник истории и культуры) местного значения распо_ложенный на территории поселения; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление земельных уча_стков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници_пальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществле_ния его деятельности; предоставление земельных участков в собственность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и не размещены в информационно - телекоммуника_ционной сети «Интернет» на едином портале государственных и муници_пальных нужд.

В нарушение ст. ст. 2, 3 ФЗ № 172, ст.ст. 2,6 ФЗ № 273, антикоррупци_онная экспертиза принятых нормативных правовых актов - административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг, проводилась не по всем регламентам, мониторинг изменений законодательства не осуществлял_ся.

Выявленные нарушения требований законодательства о предоставле_нии муниципальных услуг, о противодействии коррупции стали возможны вследствие бездействия должностных лиц администрации муниципального образования пос. Щелкан Новоселицкого района, что ведет к нарушению прав и интересов неопределенного круга лиц, имеющих право на получение в администрации муниципального образования пос. Щелкан муниципальных услуг.

Также, прокуратурой района была проведена проверка соблюдения на территории района законодательства в сфере реализации государственными и муниципальными органами контрольных и разрешительных функций, по результатам которой 26.10.2012 года было внесено представление об устра_нении нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг в адрес и.о. главы администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края, однако указанные на_рушения не были устранены в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 198 ч. 4 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоселицкого района Ставропольского края Фалеева В.В. в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района, Ставропольского края, по принятию административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг - удовлетворить.

           Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселка Щелкан Новоселицкого района по принятию админист_ративных регламентов о предоставлении муниципальных услуг.

Обязать администрацию муниципального образования поселка Щел_кан Новоселицкого района Ставропольского края в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить все необ_ходимые административные регламенты для предоставления муниципальных услуг, а именно: присвоение адреса объекту недвижимости; информирование населения об ограничениях использования водных объектов общего пользо_вания, расположенных на территории муниципального образования для личных и бытовых нужд; выдача разрешений на производство земляных работ; оформление охранного обязательства (охранного договора) на объект куль_турного наследия (памятник истории и культуры) местного значения распо_ложенный на территории поселения; выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей; предоставление земельных уча_стков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муници_пальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществле_ния его деятельности; предоставление земельных участков в собственность молодым и (или) многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства; выдача разрешений на автомобильные перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим полностью или частично по дорогам местного значения в границах муници_пального образования и подготовить на них заключения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Новоселицкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.        

Судья                                                                                                         Л.В. Хачирова