ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/19 от 30.04.2019 Сибайского городского суда (Республика Башкортостан)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сибай 30 апреля 2019 года

Сибайский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кутлубаева А.А.,

при секретаре судебного заседания Мухаметкуловой А.М.,

с участием представителя истца Ильтинбаев И.Г.,

представителей ответчика Багаутдинова Э.Р., Сыртланова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сулейманова А.К. к Государственному казенному учреждению «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов,

УСТАНОВИЛ:

Сулейманова А.К. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов. Исковое заявление мотивировано тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года истец Сулейманова А.К. обратилась в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» по поводу постановки ее на учет в качестве безработного гражданина. На учет была постановлен ДД.ММ.ГГГГ. Истец сразу же заявила работникам Центра занятости о своем желании зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, на что ей устно было предложено составить и представить бизнес-план. Готовый бизнес-план истец представила ДД.ММ.ГГГГ. Истец указывает, что в нарушение требований Административного регламента Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», в Центре занятости не оформили и не приняли от нее Заявление о предоставлении безработному гражданину государственной услуги (приложение №2 к Административному регламенту), как и не оформили Предложение о предоставлении государственной услуги (приложение №3 к Административному регламенту). В связи с этим, истец самостоятельно по своей инициативе составила заявление о предоставлении безработному гражданину государственной услуги и ДД.ММ.ГГГГ вручила сотруднику Центра занятости. В нарушение п.2.15, п.3.2 Административного регламента ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ не было зарегистрировано в программно-техническом комплексе, содержащим регистр физических лиц. Также по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ не было выполнено мероприятие, предусмотренное подп.4 п.3.1 Административного регламента, а именно оказание безработным гражданам финансовой помощи. ДД.ММ.ГГГГ в Центре занятости состоялось заседание комиссии по отбору претендентов на оказание единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности. Большинство членов комиссии одобряли проект истца, но председательствующий комиссии критиковал ее бизнес-проект. Истец указывает, что Административным регламентом проведение каких-либо конкурсов или решение вопроса о предоставлении финансовой помощи коллегиальным органом не предусмотрено. В предоставлении финансовой поддержки истцу было отказано. Истец выражает несогласие с принятым решением. Полагает, что решение об отказе в предоставлении финансовой помощи принято с нарушением Административного регламента.

Сулейманова А.К. просит признать незаконным и отменить решение об отказе в предоставлении заявителю Сулейманова А.К. единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами с целью получения субсидии на содействие самозанятости при ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья»; обязать ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» выделить Сулейманова А.К. единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины месячного пособия по безработице без учета районного коэффициента, но не менее 96 000 руб.

В судебное заседание истец Сулейманова А.К. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, воспользовалась правом, предусмотренным частью 1 статьи 48 ГПК РФ, о праве вести свои дела в суде через представителя Ильтинбаев И.Г., который явился на рассмотрение дела, действует по доверенности со всеми полномочиями, предусмотренными ГПК РФ. Учитывая изложенное, на основании ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившего истца.

В судебном заседании представитель истца Сулейманова А.К. - Ильтинбаев И.Г., действующий по доверенности, исковое заявление поддержал, просил удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Представители ответчика ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» Багаутдинова Э.Р., Сыртланова Р.А., действующие по доверенности, с иском не согласились по доводам, изложенным в письменном возражении, в удовлетворении иска просили отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на основании приказа ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от ДД.ММ.ГГГГСулейманова А.К. признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГСулейманова А.К. обратилась в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (по форме приложения №2 к Административному регламенту Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации").

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Сыртланова Р.А., форма заявления для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности не установлена, специалист центра занятости не имел права отказать Сулейманова А.К. в участии по получению единовременной финансовой помощи со ссылкой на неверную форму.

В судебном заседании представитель ответчика Ильтинбаев И.Г. не оспаривал, что заявление Сулейманова А.К. от ДД.ММ.ГГГГ подано для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.

Тем самым заявление Сулейманова А.К. от ДД.ММ.ГГГГ, поданное по форме приложения №2 к Административному регламенту, было расценено как обращение для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание комиссии по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами с целью получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности, которое оформлено протоколом от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данному протоколу, комиссией в составе председателя комиссии – директора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО1, и членов комиссии: главного инспектора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО2, главного бухгалтера ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» ФИО3, заместителя начальника отдела по экономическому развитию, инновациям и инвестициям Администрации ГО г.Сибай РБ ФИО4, и.о. директора МУП «УК БЦ «Деловой Мир Зауралья» ФИО5, заместителем начальника отдела камеральных проверок Межрайонной ИФНС по РБ ФИО6, при секретаре комиссии главного инспектора ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» Сыртланова Р.А., рассмотрены бизнес-планы безработных граждан, в том числе Сулейманова А.К. на открытие центра по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

На заседание комиссии была приглашена и участвовала Сулейманова А.К.

По результатам заседания комиссией принято решение отказать Сулейманова А.К. в предоставлении финансовой помощи (принято единогласно) на открытие центра по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения в виду наличия в городе реабилитационного центра для детей-инвалидов, наличия в городе услуги по оказанию бесплатной юридической помощи, отсутствием соискателей, квалифицированных специалистов по реабилитации детей-инвалидов, достаточно высокого уровня конкуренции в городе – наличие в городе около 5 тренажерных залов, в том числе и с сауной. Рекомендовано доработать бизнес-план в части выбора, в первую очередь более прибыльного направления для предпринимательской деятельности (оздоровительные сауны, тренажерный зал), во вторую очередь, либо совсем исключив, оказание бесплатной юридической помощи в связи с отсутствием получения дохода от данного направления и претендовать повторно на получение единовременной финансовой помощи, принять участие в программе по трудоустройству инвалидов с получением субсидии на организацию рабочего места для инвалида в размере 75 200 руб. на одно рабочее место.

Суд полагает, что данное решение принято в установленном порядке.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2012 N 81 утвержден Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан (далее Порядок).

В соответствии с п.1 Порядка, данный Порядок определяет условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (далее - граждане), при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также условия предоставления единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации (далее - содействие самозанятости безработных граждан).

Как указано в п.2 Порядка, единовременная финансовая помощь, указанная в пункте 1 настоящего Порядка, предоставляется гражданину, обратившемуся в государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уфы и государственные казенные учреждения межрайонные центры занятости населения (далее - Центр занятости) и зарегистрированному в качестве безработного в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".Пунктом 3 Порядка установлено, что для получения единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности граждане представляют в Центр занятости следующие документы: а) заявление на участие в мероприятиях по содействию самозанятости безработных граждан; б) бизнес-план предпринимательской деятельности (далее - бизнес-план); в) проект устава организации в случае создания юридического лица.

Для решения вопроса о выделении гражданину единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности Центр занятости создает и организует работу комиссии по рассмотрению бизнес-планов, представляемых гражданами (далее - комиссия), в состав которой включаются директор и специалисты Центра занятости, а также по согласованию представители органов местного самоуправления Республики Башкортостан, органов, осуществляющих содействие развитию предпринимательства (советов, союзов, ассоциаций и др.), налоговых органов, финансово-кредитных организаций. Состав комиссии и ее положение утверждаются Центром занятости (п.5 Порядка).

В соответствии с п.6 Порядка, комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает бизнес-план с приглашением на заседание комиссии гражданина, его представившего.

На основании положительного заключения комиссии Центр занятости в 10-дневный срок после рассмотрения комиссией бизнес-плана заключает с гражданином договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности.

Как определено в пункте 9 Порядка, Центр занятости на основании договора, указанного в пункте 6 настоящего Порядка, предоставляет гражданину единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности.

Приказом ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о комиссии по рассмотрению бизнес-планов в ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» (далее Положение о комиссии).

Положением о комиссии установлено, что состав комиссии и ее положение утверждаются директором Центра занятости (п.3.1); заседание комиссии организуется в течение 30 дней со дня регистрации заявления гражданина (п.4.1); заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует более половины ее членов от утвержденного состава (п.4.2); основными критериями оценки бизнес-плана являются: степень готовности бизнес-плана к внедрению; планируемое количество создаваемых новых дополнительных рабочих мест в период реализации проекта; наличие стажа и/или опыта работы по соответствующему бизнес-плану виду деятельности (п.4.6); оценка бизнес-планов комиссией производится в соответствии со следующим порядком: комиссия оценивает бизнес-планы по 3-бальной системе в соответствии с критериями, установленными в п.4.6 настоящего положения и согласно шкале, приведенной в оценочной ведомости (приложение к настоящему положению) (п.4.7); по результатам оценки бизнес-планов комиссия принимает одно из следующих решений: бизнес-план, итоговый средний балл которого равен или более 2,0 – предоставить единовременную финансовую помощь; бизнес-план, итоговый средний балл которого менее 2,0 – отказать в предоставлении единовременной финансовой помощи.

При этом пунктов 4.9 Положения о комиссии установлено, что заседание и решение комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

Заявление Сулейманова А.К. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в установленный тридцатидневный срок на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, с приглашением на заседание комиссии Сулейманова А.К.

Приказом ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия на 2019 год по рассмотрению бизнес-планов, разработанных безработными гражданами, и утвержден состав комиссии.

Заседание комиссии ДД.ММ.ГГГГ являлось правомочным, поскольку присутствовали все лица утвержденного состава.

Представленный Сулейманова А.К. бизнес-план «Центр по защите и социальному обслуживанию детей-инвалидов и других социально незащищенных слоев населения» был оценен комиссией, что подтверждается оценочной ведомостью.

Из оценочной ведомости видно, что бизнес-план Сулейманова А.К. оценен комиссией по основным критериям оценки бизнес-плана:

- степень готовности бизнес-плана к внедрению: оценки членов комиссии в баллах - 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, средний балл – 2;

- планируемое количество создаваемых новых дополнительных рабочих мест в период реализации проекта: оценки членов комиссии в баллах - 2, 2, 2, 2, 2, 2, 2, средний балл – 2;

- наличие стажа и/или опыта работы по соответствующему бизнес-плану виду деятельности: оценки членов комиссии в баллах - 2, 1, 2, 1, 1, 1, 1, средний балл – 1,28.

Итоговый средний балл 1,76.

Тем самым итоговый средний балл бизнес-плана Сулейманова А.К. составил 1,76, в то время как положительное решение предоставить единовременную финансовую помощь принимается в случае, если итоговый средний балл равен или более 2,0.

Заседание и решение комиссии оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, который подписан председателем и секретарем комиссии.

Процедура принятия решения соблюдена в полной мере. Форма принятого решения, правомочность комиссии соответствуют Положению о комиссии.

Следовательно, оснований для признания незаконным решения комиссии, оформленной протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.

Учитывая, что комиссией принято решение отказать Сулейманова А.К. в предоставлении финансовой помощи, данное решение не отменено и не признано незаконным, у суда отсутствуют правовые основания для обязании ответчика ГКУ «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» выделить Сулейманова А.К. единовременную финансовую помощь на ведение предпринимательской деятельности в размере 12-кратной максимальной величины месячного пособия по безработице без учета районного коэффициента, но не менее 96 000 руб., в связи с чем в удовлетворении данных требований также необходимо отказать.

Доводы стороны истца, изложенные в исковом заявлении, о том, что имеются нарушения Административного регламента Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги «Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации», подлежат отклонению как ошибочные по следующим основаниям.

Действительно, приказом Минтруда РБ от 08.07.2014 N 355-о утвержден Административный регламент Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги "Содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" (далее - Административный регламент).

В п.2.1 Административного регламента раскрыто понятие государственной услуги - содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В соответствии с п.2.3 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства либо содержащего сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.

Тем самым Административный регламент предусматривает предоставление единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи на ведение (не на регистрацию, не на подготовку документов для регистрации, а именно на ведение) предпринимательской деятельности определяются Порядком предоставления единовременной финансовой помощи при содействии самозанятости безработных граждан (утв.Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26.03.2012 N 81).

Следовательно, ссылка стороны истца на указанный Административный регламент является ошибочным.

В силу ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.2 ст.103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

При подаче искового заявления истцом Сулейманова А.К. государственная пошлина в размере 300 руб. не была оплачена, поскольку определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена отсрочка до вынесения решения по делу.

Поскольку в удовлетворении иска Сулейманова А.К. отказано, с истца в доход местного бюджета необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Сулейманова А.К. к Государственному казенному учреждению «Межрайонный центр занятости населения Зауралья» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению бизнес-планов - отказать.

Взыскать с Сулейманова А.К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Сибайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Кутлубаев А.А.