ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/20 от 09.07.2020 Заокского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июля 2020 года п.Заокский, Тульская область

Заокский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-378/2020 по иску Люцкан Юлии Викторовны к администрации МО Заокский район Тульской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула,

установил:

Люцкан Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что с 2004 года она работала в должности директора муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ониона». На основании приказа начальника отдела образования администрации МО Заокский район от 14 мая 2020 года №39 уволена с 14 мая 2020 года по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, в связи с предоставлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дающим основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Полагает данное увольнение незаконным и необоснованным, поскольку только после проведенной проверки ей стало известно, что ее муж – Люцкан С.Н. произвел отчуждение пяти автомобилей, принадлежащих ему на праве собственности; имел в собственности по состоянию на 31 декабря 2018 года еще шесть автомобилей; имел доход от продажи транспортных средств, а также от ООО «Аврора» и ООО «Рольф Моторс»; имел открытые банковские счета. Неполные сведения в справке о доходах супруга были указаны ею, в связи с тем, что фактические брачные отношения между ними были прекращены в сентябре 2017 года. Вся информация в справке была отражена с его слов. В связи с чем, считает, что неумышленно не указала сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год. По данному факту ею (истицей) представлена объяснительная с указанием уважительности причин невключения последних в декларацию. Ввиду отсутствия виновных действий с ее стороны при выполнении трудовых обязанностей, учитывая многолетний опыт работы, по ее мнению, работодателем применено к ней чрезмерное дисциплинарное взыскание. Просит суд восстановить ее на работе в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ониона» в должности директора; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 15 мая 2020 года по 11 июня 2020 года в размере 32929, 40 руб.

В судебном заседании Люцкан Ю.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить. Считает, что дисциплинарное взыскание применено без учета объема и значительности совершенного проступка, наличия смягчающих обстоятельств, увольнение рассматривалось как единственно возможное безальтернативное наказание. Дополнительно пояснила, что ошибочно указала в справке свой доход по основному месту работы с учетом НДС. Также ей не было известно о наличии открытого банковского счета на ее имя.

Представитель ответчика - администрации МО Заокский район Тульской области по доверенности Карпова Е.Н. возражала против удовлетворения заявленных истицей требований, полагая, что увольнение Люцкан Ю.В. с занимаемой ею должности законно и обоснованно.

Третье лицо Люцкан С.Н. в судебном заседании подтвердил доводы иска Люцкан Ю.В., полагал, что должностным лицом к истцу было применено дисциплинарное взыскание не соответствующее ее дисциплинарному проступку.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, свидетеля Маркеловой Н.С., заключение прокурора Чумарина И.А., полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 19 февраля 2004 года по 14 мая 2020 года Люцкан Ю.В. занимала должность директора муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ониона» (трудовой договор №28 от 08 июня 2015 года).

По условиям трудового договора, заключенного с Люцкан Ю.В., руководитель обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, устава учреждения и настоящего трудового договора (п. 3.2.2). Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (п. 6.4).

По смыслу положений ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), граждане, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и граждане, замещающие должности руководителей государственных (муниципальных) учреждений, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В соответствии со ст. 275 Трудового кодекса РФ лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется: лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Во исполнение данной нормы администрацией МО Заокский район Тульской области 08 мая 2015 года постановлением за № 621 утверждено Положение о предоставлении лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководителем муниципального учреждения МО Заокский район, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, п. 1 которого установлена обязанность руководителей муниципальных учреждений предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 7.1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ).

Постановлением администрации МО Заокский район Тульской области от 22 ноября 2019 года № 1516 утверждено Положение «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, поступающими на должность руководителя муниципального учреждения МО Заокский район, и руководителями муниципальных учреждений МО Заокский район», п.п. 2 и 3 которого предусмотрено, что проверка осуществляется на основании распоряжении администрации МО Заокский район кадровой службой по работе с населением и административной работе; основанием для осуществления проверки является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке работниками кадровой службы.

Как указано в ч. 9 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, невыполнение гражданином или лицом, указанными в ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона, обязанности, предусмотренной ч. 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности.

В силу п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Часть 3 статьи 192 Трудового кодекса РФ к дисциплинарным взысканиям относит увольнение работника, в том числе по основанию, предусмотренному п. 7.1 ч. 1 ст. 81 этого Кодекса, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Из содержания приведенных норм права следует, что в случае установления факта непредставления или представления неполных или недостоверных сведений руководителем государственного или муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, такой руководитель подлежит увольнению, если указанные действия являются основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Возможность увольнения руководителя государственного или муниципального учреждения за утрату доверия обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.

Судом установлено, что Люцкан Ю.В. была ознакомлена с вышеуказанным положением, согласно которому руководитель образовательного учреждения обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В отдел по кадровой работе администрации МО Заокский район Люцкан Ю.В. были представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2018 год на нее, ее супруга Люцкан С.Н. и несовершеннолетнего ребенка Люцкан З.С.

Проверка достоверности и полноты представленных сведений проводилась на основании распоряжения администрации муниципального образования Заокский район № 316-р/лс от 26 ноября 2019 года «О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных директором муниципального казенного учреждения муниципального образования Заокский район» и распоряжения администрации муниципального образования Заокский район № 25-р/лс от 24 января 2020 года «О продлении сроков проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных директором муниципального казенного учреждения муниципального образования Заокский район».

Основанием для проведения проверки послужила информация, представленная Министерством по контролю и профилактике коррупционных нарушений в Тульской области от 11.09.2019 г № 32-09/1698.

Согласно справке по результатам анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных руководителями муниципальных учреждений муниципального образования Заокский район, Люцкан Ю.В. в Справке указан доход по основному месту работы в размере 524 928,58 руб. Однако по имеющейся информации, ее доход в 2018 года от МКУ ДО «Детско-юношеский центр «Ониона» составил 602 110,58 руб. В справке супруга не отражено отчуждение 5 автомобилей: Toyota Corolla,2012 года выпуска, Mersedes Bens S 500 4 Matic, 2013 года выпуска, Land Rover Rang Rover, 2016 года выпуска, Land Rover Rang Rover, 2014 года выпуска, Land Rover Rang Rover, 2013 года выпуска, принадлежащих ему на праве собственности.

В Справке супруга также не отражен доход от ООО «Аврора» в размере 19 801,15 руб., от ООО «Рольф Моторс» в размере 62 188,38 руб.

Кроме того, в Справке супруга не отражены следующие автомобили, зарегистрированные на его имя по состоянию на 31декабря 2018 года: BMW 1161, 2013 года выпуска, Land Rover Rang Rover, 2017 года выпуска, Toyota Land Cruser 200, 2015 года выпуска, Land Rover Rang Rover, 2017 года выпуска, Mersedes Bens S 500 4 Matic, 2016 года выпуска, Mersedes Bens S 500 4 Matic, 2016 года выпуска.

В результате проверки установлено, что в соответствии со сведениями, представленными Межмуниципальным управлением МВД России «Серпуховское» о транспортных средствах, зарегистрированных за Люцкан Ю.В., Люцкан С.Н., Люцкан З.С. указанные Люцкан Ю.В. данные в соответствующих разделах справки о доходах за 2018 год недостоверны.

В соответствии со сведениями МУ МВД России «Серпуховское» за Люцкан Станиславом Николаевичем были зарегистрированы и отчуждены в 2018 году следующие транспортные средства: Toyota Corolla, 2012 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 27 июля 2018 г.) сумма сделки 200 000 руб.; Mersedes Bens S 500 4 Matic, 2013 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 24 ноября 2018 г.) сумма сделки 2 300 000 руб.; Land Rover Rang Rover, 2016 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 27 сентября 2018 г.) сумма сделки 4 600 000 руб.; Land Rover Rang Rover, 2014 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 16 октября 2018 г.) сумма сделки 4 400 000 руб.; BMW 1161, 2013 года выпуска (снят с учета 31 января 2019 г.) сумма сделки 200 000 руб.; Land Rover Rang Rover, 2017 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 10 января 2019 г.) сумма сделки 3 500 000 руб.; Land Rover Rang Rover, 2013 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 27 сентября 2018 г.) сумма сделки 2 700 000 руб.; Toyota Land Cruser 200, 2015 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 16 апреля 2019 г.) сумма сделки 200 000 руб.; Land Rover Rang Rover, 2017 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 22 января 2019 г.) сумма сделки 4 400 000 руб.; Mersedes Bens S 350 D, 2016 года выпуска (снят с учета в связи с изменением собственника 28 февраля 2019 г.) сумма сделки 3 400 000 руб.

В соответствии со сведениями, представленными Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области о доходах, полученных Люцкан Ю.В., Люцкан С.Н., Люцкан З.С. указанные Люцкан Ю.В. данные в соответствующих разделах справки о доходах за 2018 год недостоверны.

В соответствии со сведениями управления Федеральной налоговой службы по Тульской области Люцкан Ю.В. получила доход от деятельности в МКУ ДО «Ониона» в размере 602 110,58 руб. в 2018 году. Люцкан С.Н. получил доход от продажи имущества в размере 2 700 000 руб. в 2018 году.

В ходе проверки выявлены дополнительные обстоятельства, отраженные в докладе по результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных директором МКУ ДО «Детско-юношеский центр «Ониона» Люцкан Ю.В., выраженные в непредставлении сведений об открытых банковских счетах на имя Люцкан Ю.В. и Люцкан С.Н.

Установлено, что в действиях Люцкан Ю.В. имеются признаки ненадлежащего исполнения Федерального закона от 15 декабря 2008 года № 273- ФЗ «О противодействии коррупции».

Ненадлежащее исполнение предусмотренной законодательством обязанности выразилось в представлении неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

По результатам проведенной проверки, сектор по кадровому обеспечению, в целях принятия соответствующего решения предложил, в соответствии с п. 15 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений муниципального образования Заокский район, и лицами замещающих эти должности», утвержденного постановлением администрации муниципального образования Заокский район № 1516 от 22 ноября 2019 года, применить к лицу, замещающему должность руководителя муниципального учреждения, меру дисциплинарной ответственности.

13 апреля 2020 года Люцкан Ю.В. была ознакомлена с результатами проверки, дала письменные пояснения о неполноте и недостоверности представленных ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за проверяемый период времени.

Приказом начальника отдела образования администрации МО Заокский район от 14 мая 2020 года №39 Люцкан Ю.В. уволена с должности директора муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ониона» в связи с предоставлением неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, дающим основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя, по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Проанализировав с учетом приведенных нормативно-правовых положений, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства, установленные фактические обстоятельства и установив, что причина предоставления директором муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Ониона» Люцкан Ю.В. неполных и недостоверных сведений о доходах в отношении себя и своего супруга признана соответствующей комиссией необъективной и являющейся способом уклонения Люцкан Ю.В. от представления таких сведений, суд приходит к выводу о том, что у ответчика - администрации МО Заокский район Тульской области имелись основания для наложения на Люцкан Ю.В. дисциплинарного взыскания за совершение проступка, дающего основания для утраты к ней доверия со стороны работодателя, в виде увольнения по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Исходя из этого и установив, что порядок, процедура и сроки увольнения истицы по указанному выше основанию с учетом времени проведения проверки и вынесения приказа об увольнении со стороны работодателя были соблюдены и таких нарушений, которые влекли бы незаконность произведенного увольнения, не допущено, суд, принимая во внимание также положения ст. 237 Трудового кодекса РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Люцкан Ю.В.

Доводы истца о том, что сам факт предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не может служить основанием для утраты к ней доверия, а также о том, что дисциплинарное взыскание применено без учета объема и значительности совершенного проступка, наличия смягчающих обстоятельств, увольнение рассматривалось как единственно возможное безальтернативное наказание, суд находит несостоятельными, поскольку данная позиция Люцкан Ю.В. не соответствуют приведенному выше нормативно-правовому регулированию спорных отношений.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Люцкан Юлии Викторовны к администрации МО Заокский район Тульской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Заокский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 июля 2020 года.

Председательствующий