Дело № 2-378/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Алдан 23 июня 2020 года
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Капраловой М.И., при секретаре судебного заседания Воробьевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Алданский район» к ФИО1 о взыскании суммы субсидий,
установил:
Администрация муниципального образования «Алданский район» обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании бюджетных средств, предоставленных в виде субсидии в размере 176 273 рубля. В обоснование иска указали, что между сторонами заключен договор от 16 июля 2015 года о предоставлении субсидии на возмещение части на реализацию бизнес-проекта в сфере предпринимательской деятельности столярных и плотничных работ. Ответчиком не исполнены обязательные условия в части обеспечения выполнения показателей социально-экономической эффективности, предусмотренные п.2.1 договоров. Предпринимательская деятельность ФИО1 прекращена 06 августа 2019 года, возврат субсидии в добровольном порядке не осуществлен.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, на требовании настаивал, ссылаясь на обстоятельства изложенные в исковом заявлении. Пояснил, что неисполнение ФИО1 условий договора и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчику был предоставлен грант, в части достижения экономических показателей является основанием для взыскания суммы субсидии.
В судебное заседание ответчик ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом о времени месте судебного заседания, об уважительности неявки суду не сообщил.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, не согласился с требованиями истца, полагал отказать, поскольку администрацией предоставлена сумма субсидии в размере 176 273 руб., хотя ответчиком была заявлена сумма в 300 000 руб. и данных денежных средств, не хватило ФИО1 реализовать свой бизнес план в полном объеме. Также сведения о результатах проведения мониторинга ФИО1 не доводились и с результатами мониторинга не было возможности ознакомиться, и представить сведения или какие либо корректировки для соответствующих внесений в бизнес план.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив, огласив материалы дела, приходит к следующему.
Порядок и условия предоставления из муниципального бюджета субсидий установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно положениям статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Несмотря на безвозвратность предоставления субсидий, пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу требований статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требований закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Алданский район» от 06.11.2014 №1186п утвержден порядок и условия оказания муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 8.4.1. п. 8.4. Порядка положительное решение Комиссии о предоставлении субсидии является основанием для заключения договора о предоставлении субсидии далее – (Договор), согласно приложению № 5 к постановлению.
Договор, предусматривает условия, сроки предоставления субсидии, права, обязанности и ответственность сторон, а также условия и сроки представления отчетности.
В силу п. 2.1 Договора ФИО1 обязался ежегодно в течение 3 лет со дня выдачи субсидии в срок до 1 апреля, следующего за отчетным, предоставлять копии бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах хозяйственной деятельности, заверенные налоговыми органами за отчётный год, копию формы «Сведения о среднесписочной численности работников за год» с отметкой налогового органа о принятии формы; сведения о средне численности внешних совместителей, лиц, выполнивших работы по договорам гражданско-правового характера, сведения о средней месячной заработной плате работников, копии документов, подтверждающих сумму фактически уплаченных налогов за отчетный год в бюджеты уровней.
Согласно п. 2.2.3 указанного Договора, если субъектом не выполняются условия соглашения субсидия (грант) подлежит возврату.
На основании протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора на субсидирование понесенных затрат субъектам малого и среднего предпринимательства от 14 июля 2015 года № 2 конкурсной комиссией принято решение о предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства, в числе ИП ФИО1
По условиям Договора ответчик принял на себя обязательства, в том числе: обеспечивать выполнение показателей социально-экономической эффективности в установленные сроки предусмотренные бизнес-проектом.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ответчиком не исполнены обязательные условия в части обеспечения выполнения показателей социально-экономической эффективности, предусмотренные п.2.1 договора.
Также в нарушение условий договора не предоставлен отчет, подтверждающий эффективность бизнес-проекта за 2017 год.
03 октября 2019 года истцом предложено ФИО1 в добровольном порядке возвратить полученные субсидии в течение 10 календарных дней со дня получения данных уведомлений, однако указанное требование ответчиком не исполнено.
По смыслу положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Договора от 16 июля 2015 года, на основании которого ИП ФИО1 были получены денежные средства, предоставление субсидии имеет целевой характер, в связи, с чем индивидуальный предприниматель должен был соблюдать условия, установленные истцом при предоставлении субсидии, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения установленных условий.
Суд полагает не состоятельными доводы представителя ответчика, о том, что администрацией не в полном объеме удовлетворена сумма субсидии, чем заявлена ответчиком, и данных денежных средств не хватило для реализации бизнес - плана в полном объеме, поскольку ИП ФИО1, разрабатывая бизнес-план и включая в него условия достижения определенных показателей, тем самым принял на себя обязательства перед администрацией муниципального образования «Алданский район» при получении субсидии, которые должен был выполнить в соответствии с требованиями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушение условий предоставления субсидии, указанных в договоре № 4 от 16 июля 2015 г., а именно не достижение показателей по созданию рабочих мест и налоговых отчислений, свидетельствует тем самым о неисполнении ИП ФИО1 принятых на себя обязательств, что является основанием для возврата полученной субсидии.
Учитывая, что в ходе разбирательства ответчиком не представлено доказательств того что им не нарушены условия договора, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ФИО1 условий договора и бизнес-плана (проекта), на основании которых ответчику был предоставлен грант, в части достижения экономических показателей, создания необходимого количества рабочих мест, возврата гранта в виде налогов в бюджет, расцениваются судом как нарушение условий договоров и признаются в качестве оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Кроме того, суд полагает что составляющей частью государственной программы по предоставлению субсидий является реализация экономической политики государства, состоящей в расширении налогооблагаемой базы, то есть в создании предприятий, уплачивающих налоги в бюджетную систему Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Алданский район» ФИО1 о взыскании суммы субсидий, - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального бюджета Алданского района сумму субсидий в размере 176 273 рубля.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4725, 46 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца.
Судья Алданского
районного суда РС (Я) Капралова М.И.
Мотивированное решение составлено 26.06.2020