Дело № 2-378/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 11 февраля 2016 года дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инта», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о признании права на получение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», выдать удостоверение «Ветеран труда», взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам о признании права на получение звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда», выдаче удостоверения «Ветеран труда», возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. В обоснование заявленных требований указала, что __.__.__ обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения, предоставив необходимые документы. __.__.__ получила отказ в присвоении данного звания. Отказ считает не правомерным. Полагает, что ответчиком не обоснованно сделано заключение о том, что почётная грамота Федеральной службы судебных приставов не является ведомственной наградой.
В судебном заседании истец не присутствовала, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ответчики Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инта», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми своих представителей в судебное заседание не направили, представили отзыв на иск, указав, что заявленные требования не признают. Поясняют, что в соответствии с Положением о федеральной службе судебных приставов, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России. Согласно пункту 2 Положения о министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России. Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» утверждена структура федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ (с починенными этим министерствам федеральными службами и агентствами), федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляется Правительство РФ. Федеральные органы (министерства), осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию имеют в своем ведении федеральные службы и агентства, на которые возложены функции правоприменителей, и территориальные органы которых расположены на территориях субъектов РФ. Статус федеральных министерств отличается от статуса органа входящего в его структуру в качестве правоприменителя, соответственно, и поощрения (награды), выданные от имени министерства, имеют высший статус. В связи с чем, только награждение медалями от имени Министерства юстиции РФ может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Суд считает возможным рассмотрение дела без участия истца, представителей ответчиков.
Исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО1 работает ведущим специалистом-экспертом отдела судебных приставов по городу Инте, является государственным служащим Управления Федеральной службы судебных приставов по РК, подведомственного Министерству юстиции РФ.
Приказом Федеральной службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2015 № 1819-к ФИО1 награждена Почётной грамотой Федеральной службы судебных приставов за безупречную службу, усердие, отличие при исполнении должностных обязанностей, высокие достижения в служебной деятельности и в связи с Днем судебного пристава (л.д. 7-9).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Коми от 11.11.2015 № 2319 ФИО1 отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в виду отсутствия оснований, предусмотренных пп.2 п.11 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 «Об утверждении положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми» (Почётная грамота Федеральной службы судебных приставов) (л.д. 22).
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", которым регулируется правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7) и предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
Вместе с тем, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. Граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона "О ветеранах". Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иных оснований для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Из положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и Постановления Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" следует, что звание "Ветеран труда" присваивается после установления (назначения) в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения трудовой деятельности лицам, в том числе, награжденным ведомственными знаками отличия в труде, имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.
Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков.
Приложением № 2 к Положению о порядке присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, установлен перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Приложение № 2 признано не соответствующим Конституции Республики Коми Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 года, в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", и ведущий к необоснованному ограничению прав граждан, удостоенных знаков отличия в труде, учрежденных правовыми актами ведомств СССР, РСФСР и Российской Федерации, но не нашедших отражения в настоящем Приложении.
Доводы ответчика о том, что знаки отличия в труде Федеральной службы судебных приставов России, которыми награждена истица не могут быть отнесены к ведомственным знакам отличия в труде, поскольку не предусмотрены Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, указанных в Приложении № 2 к Положению, являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемых наград.
Согласно Положению "О Федеральной службе судебных приставов", утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 года N 1316, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.
Согласно Положению о почетной грамоте Федеральной службы судебных приставов Почетная грамота является ведомственной наградой ФССП России.
Почетной грамотой ФССП награждаются в целях поощрения работников Федеральной службы судебных приставов за высокие достижения в служебной деятельности, а также лиц, оказывающих содействие в решении задач, возложенных на ФССП России.
С учетом изложенного, грамота, которой награждена истица, исходя из характера отмечаемых заслуг, являются ведомственными знаками отличия в труде.
Доводы ответчика о том, что награждение медалями только от имени Министерства юстиции Российской Федерации является основанием для присвоения звания "Ветеран труда" несостоятельны, поскольку Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти.
На основании вышеизложенного истец имела право на присвоение звания «Ветеран труда» уже в момент первоначального обращения, т.е. __.__.__.
В силу п. 11 Положения от 19.12.2007 № 302 Министерство рассматривает представленные центрами по предоставлению государственных услуг документы и в течение 10 рабочих дней со дня их поступления в Министерство и принимает решение о присвоении звания "Ветеран труда" (об отказе в присвоении звания "Ветеран труда"), которое оформляется приказом Министерства о присвоении звания "Ветеран труда" и выдаче удостоверения "Удостоверение ветерана" или приказом Министерства об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", издаваемым в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Министерства. Решение об отказе истцу в присвоении звания «Ветеран труда» принято Министерством труда и социальной защиты Республики Коми 11.11.2015 (л.д. 22), в связи с чем, именно с этой даты суд возлагает на ответчика обязанность присвоить истцу указанное звание.
При подаче искового заявления истица оплатила государственную пошлину в размере 300 руб. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, поскольку именно данным ответчиком принято решение об отказе истице в присвоении звания «Ветеран труда», а второй ответчик - ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инта» прав истицы не нарушал, в установленном порядке принял у истицы заявление на присвоения звания «Ветеран труда» и приложенные к нему документы и направил пакет документов для принятия решения в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, а в последующем известил истицу о принятом министерством решении. Доводы ответчика о невозможности взыскания с него государственной пошлины на основании п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ являются несостоятельными. Ответчики, являющиеся государственными органами, освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствующий бюджет, но не освобождены от возвещения расходов по оплате государственной пошлины, понесенных истцом при предъявлении иска. На основании изложенного с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу истца подлежит взысканию сумма судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за ФИО1 право на получение звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда» с __.__.__ и выдать удостоверение «Ветеран труда»
Взыскать с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в пользу ФИО1 возмещение расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца сод дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16.02.2016.
Судья Л.В.Махнева