Дело № 2-378/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Алексеевой К.В.,
при секретаре Грачевой Л.А.,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика – Администрации г.о. Кохма – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа Кохма, Комитету по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказом администрации г.о. Кохма о признании в части недействительным соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, прекращении права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать недействительным соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену в части нахождения 41/100 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в собственности муниципального образования г.о. Кохма, прекратив право собственности последнего на указанную долю в праве и признав право собственности на нее за ним.
Требования мотивированы тем, что истцу принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 23,1 кв.м. Многоквартирный дом, в котором находилась названная квартира, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Между истцом и КУМИ ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. По условиям указанного соглашения, КУМИ взамен изымаемого жилого помещения передает ФИО1 59/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, при этом 41/100 долей в праве на нее находятся в муниципальной собственности г.о. Кохма (п. 10 соглашения).
Истец считает, что предоставление ему в собственность взамен изымаемого жилья не жилого помещения в целом, а лишь доли в праве общей долевой собственности на него, ущемляет его права, как собственника жилого помещения, поскольку он лишен возможности распорядится им в полном объеме. Указывает, что обеспечение жилищных прав собственников жилого помещения, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственники жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеют право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ).
При этом собственники имеют право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав. Указанная правовая позиция изложена в обзоре судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ от 26.12.2012 года (вопрос 2), а также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом ВС РФ от 29.04.2014 года, раздел 2 «Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания».
Учитывая вышеизложенное, ссылаясь в качестве правового обоснования заявленных требований на положения п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 32 ЖК РФ, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Кохма – ФИО3, возражала против удовлетворения требований истца, указав, что по смыслу ч. 8 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях, в том числе, и на праве общей долевой собственности.
Таким образом, предоставление собственнику с его согласия другого жилого помещения на праве общей долевой собственности соответствует законодательству РФ, так как, заключая соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 согласился на предоставление ему жилого помещения на праве общей долевой собственности. Администрация считает, что если истец желает приобрести в собственность долю в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся в споре, то он не лишен возможности выплатить разницу между стоимостью предоставляемого жилого помещения и изъятого жилого помещения. При этом просила учесть, что источниками финансирования программы являются средства федерального бюджета, бюджета Ивановской области, бюджета г.о. Кохма. Оплата расселяемой площади производится из вышеуказанных источников. Разница же между предоставляемой и расселяемой площадью оплачивается из дополнительных средств бюджета г.о. Кохма.
Ответчик – КУМИ г.о. Кохма, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении корреспонденции адресату от ДД.ММ.ГГГГ, для участия в судебном заседании своего представителя не направил по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
Третье лицо УФСГРКиК по Ивановской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке главы 10 ГПК РФ посредством почтовой, для участия в судебном заседании своего представителя не направило, ранее представило отзыв, в котором просило разрешить спора в его отсутствие.
В отзыве указало, что в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение, при этом истцу принадлежит 59/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру на основании соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену от 28.12.2016 года, заключенного с КУМИ администрации г.о. Кохма, действующим от имени муниципального образования г.о. Кохма, а названному муниципальному образованию 41/100 доли в праве общей долевой собственности на основании вышеуказанного соглашения.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением № 312 от 02.04.2013 года администрации г.о. Кохма Ивановской области «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории г.о. Кохма на 2013-2017 годы» решено утвердить муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории г.о. Кохма на 2013-2017 годы».
Суду представлен текст названной программы, согласно которой ее заказчиком является Администрация г.о. Кохма, главным администратором КУМИ. Целями программы являются организационное и финансовое обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории г.о. Кохма на 2013-2017 годы». Задачами названной программы являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории г.о. Кохма; поэтапное переселение граждан, выселяемых из жилых, находящихся в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, в благоустроенные жилые помещения; переселение граждан из аварийного и подлежащего сносу жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства; поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Сроки реализации программы определены равными с 2013 года по 2017 годы.
Исполнителями программы являются Управление строительства и архитектуры администрации г.о. Кохма, Управление реформирования жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и связи администрации г.о. Кохма, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Кохма. При этом контроль за реализацией программы осуществляет названная администрация.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении квартир в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> по соглашениям о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости другого жилого помещения» принято решение о предоставлении по соглашениям с собственниками изымаемых жилых помещений, в том числе в аварийном многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, с зачетом их стоимости в выкупную цену, иных жилых помещений в соответствии со списком, являющимся приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с приложением к названному постановлению в список собственников для заключения соглашений о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения с зачетом в стоимость стоимости другого жилого помещения, включен истец (порядковый № в списке), которому подлежит предоставлению в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, общей площадью 39,2 кв.м., взамен изымаемого ветхого (аварийного) жилья, обладателями которого он являлся, общей площадью 23,1 кв.м.
Во исполнение условий названной программы между истцом и Комитетом по управлению имуществом и муниципальным заказом администрации г.о. Кохма в лице председателя ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, в соответствии с которым муниципальное образование г.о. Кохма в лице председателя Комитета выкупает у истца квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 23,1 кв.м., принадлежащую ему на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном ДД.ММ.ГГГГ. Размер выкупной цены составляет 318451 рубль (п. 5 соглашения). Взамен выкупаемой квартиры ФИО1 на праве общей долевой собственности предоставляется 59/100 долей в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, площадью 39,2 кв.м., при этом 41/100 долей в праве на нее находятся в муниципальной собственности городского округа Кохма (п. 10 соглашения). Общая стоимость передаваемого истцу жилого помещения составляет 1043 357 рублей, стоимость 1 кв.м. равна 26616,25 рубля, разница между ценой жилого помещения и выкупной ценой составляет 724906 рублей и не подлежит возмещению со стороны КУМИ Администрации г.о. Кохма. (п. 8.1 соглашения). Переданное взамен изъятого жилое помещение, имеет общую площадь 39,2 кв.м., полностью отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для проживания граждан. Настоящее соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области 17.01.2017. Регистрация прав на квартиру в указанном долевом соотношении подтверждается также представленной суду выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, составленной по состоянию на 17.01.2017.
В подтверждение акта передачи жилого помещения истцу суду представлен соответствующий акт, также датированный 28.12.2016.
Таким образом, судом установлено, что квартира, ранее принадлежавшая истцу, включена в вышеуказанную адресную программу ввиду аварийности ее состояния, следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», по смыслу которых собственник такого жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно ч.6 и ч.8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
В рассматриваемом случае ФИО1 в качестве способа обеспечения его жилищных прав выбран вариант предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, он имеет право на предоставление ему в собственность благоустроенного жилого помещения.
Как установлено судом, в соответствии с п. 8 соглашения от 28.12.2016 года в собственность истцу в рамках рассматриваемой программы предоставлено на праве собственности не жилое помещение как объект гражданских прав в целом, а лишь доли в праве общей долевой собственности на него, что противоречит содержанию вышеприведенных правовых норм.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что названное соглашение в части содержания п. 8, согласно которому в собственность истцу ФИО1 подлежит передаче на праве собственности лишь 59/100 доли в праве, при том, что 41/100 доли остается в собственности муниципального образования, в силу содержания ч. 1 ст. 168, 180 ГК РФ должно быть признано недействительным. Приходя к указанному выводу, суд, исходит и из того, что предоставление в собственность истца не жилого помещения в целом, а лишь доли в праве общей долевой собственности на него, приведет к ущемлению его жилищных прав, ухудшению жилищных условий, поскольку регистрация права собственности на долю в праве общей долевой собственности на квартиру за муниципальным образованием исключает возможность самостоятельного осуществления истцом правомочий собственника в отношении жилого помещения в полном объеме, в частности реализации без согласия муниципального образования как сособственника права на отчуждение квартиры, при том, что до участия в вышеуказанной программе ему принадлежало жилое помещение как объект гражданских прав, а не доля в праве на него, которым он мог беспрепятственно распорядиться по взаимному согласию. Кроме того, в качестве причины возникновения подобной ситуации не могут быть рассмотрены действия истца, поскольку предоставленная взамен изъятого жилого помещения квартира, большая по площади, была приобретена в рамках вышеуказанной программы органом местного самоуправления, не лишенным возможности в целях реализации возложенных на него задач приобрести жилое помещение равное по площади жилому помещению, ранее принадлежащему ФИО1 По тем же основаниям не может быть признан состоятельным довод стороны ответчика о том, что приобретение предоставленного семье истца жилого помещения было произведено за счет денежных средств, полученных из различных источников финансирования.
Поскольку соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену от 28.12.2016 года признано недействительным в части, то с учетом вышеуказанных норм права, истцу в собственность должно было быть предоставлено взамен изъятого равнозначное жилое помещение, соответственно, требования истца о прекращении права собственности муниципального образования г.о. Кохма на 41/100 долей в праве общей долевой собственности на спорное жилое помещение и признании за истцом права собственности на нее должно быть удовлетворено.
Прекращая право собственности г.о. Кохма на указанную долю и признавая право на нее за истцом, суд, исходит и из того, что предусмотренных законом оснований для возникновения такого права у муниципального образования на спорную долю не имелось.
При этом судом отклоняется довод ответчика о том, что находящуюся в споре долю в праве общей долевой собственности на квартиру, истец может приобрести путем выкупа, поскольку в соответствии с п. 8.1 соглашения разница между ценой жилого помещения и выкупной ценой не подлежит возмещению ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 88, 94, 98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Кохма, Комитету по управлению муниципальным имуществом и муниципальным заказом администрации г.о. Кохма о признании в части недействительным соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, признании права собственности на долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение, прекращении права муниципальной собственности удовлетворить.
Признать недействительным содержание пункта 10 соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену от ДД.ММ.ГГГГ, в части согласно которой 41/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес><адрес>, с кадастровым номером № находятся в муниципальной собственности городского округа Кохма.
Прекратить право собственности муниципального образования городского округа Кохма на 41/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №
Признать право собственности на 41/100 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, за ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья К.В. Алексеева
Решение суда в окончательной форме составлено 07.03.2017