ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/2018 от 20.02.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-378/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2018 г. г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Костюченко С.А.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО3 действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Крук В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении определенных обязанностей,

у с т а н о в и л:

истец Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении определенных обязанностей, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при обустройстве и обеспечении деятельности воздушного пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации Хабаровск (Новый) расположенного по адресу: ул. <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение п. 15 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно карантинного контроля в воздушном пункте пропуска Государственную границу Российской Федерации, утвержденных во исполнение п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, приказом Минздравсоцразвития от 09.12.2008 № 701 н к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно карантинного контроля в воздушном пункте пропуска Государственную границу Российской Федерации (далее - Типовые требования) в пункте пропуска отсутствуют: санитарная площадка, склад для временного хранения химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека; специальная площадка для герметизации грузов с поврежденной упаковкой с последующей дегазацией, дезинфекцией, дезактивации грузовых единиц с признаками утечки содержимого, оборудованной специализированной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов, оборудованная ограждением, исключающим доступ посторонних лиц; площадка для ремонта и зачистки тары и перетаривания опасных грузов, оборудованной специальной системой сбора и удаления образующихся отходов, оборудованная ограждением, исключающим доступ посторонних лиц. Вопреки п. 17 Типовых требований отсутствует площадка для временного хранения опасных грузов, перевозимых в контейнерах, оснащенная ливневой канализацией, системой аварийной канализации изолированного типа также отсутствует. Установлено, что в нарушение п. 16 указанных Типовых требований МВПП Хабаровск (Новый) не оборудован устройством (устройствами), полностью или максимально исключающих выделение пыли (паров) и газов в атмосферу, механизмами, полностью исключающими ручные операции на перегрузочных комплексах, площадках, грузовых участках, предназначенных для перегрузки жидких опасных грузов, а также сжиженных токсических газов лучевой досмотровой установкой для досмотра опасных грузов. Кроме того, вопреки п. 20 Типовых требований, в пункте пропуска отсутствуют: специальная площадка и склад для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий в пункте пропуска, специальное помещение для безопасного хранения продуктов питания и продовольственного сырья, оборудованное холодильными приборами, санитарная площадка для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов, изделий; источник электроснабжения для подключения рефконтейнеров и авторефрижераторов к электросети в местах, где предусматриваются досмотр, перегрузка, временное задержание. В нарушения п. 7 Типовых требований, оборудование для дистанционного измерения температуры тела в МВПП Хабаровск (Новый) не функционирует, тепловизоры находятся в неработоспособном состоянии. Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения порядка проведения поверки средств измерений, используемых при проведении государственного контроля. следующее. ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее - ФГКУ Росгранстрой), является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, для обустройства мест пересечения Государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. В соответствии с и. 48 Перечня средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 № 250, обязательной поверке подлежат средства измерений, применяемые при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с актом приема-передачи , утвержденным директором Хабаровского филиала ФГКУ «Росгранстрой» ФИО5 и руководителем Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю ФИО4, в пользование Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю переданы, среди прочих газоанализаторы <данные изъяты> в количестве 2 шт. (инвентарные номера №,), а также дозиметр-радиометр <данные изъяты> в количестве 2 шт. (инвентарные номера №, ). Однако, в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений», указанные технические средства процедуру обязательной поверки уполномоченной организацией, не прошли. ФГКУ Росгранстрой, направленные на обеспечение осуществления надлежащего санитарного карантинного контроля в МВПП Хабаровск (Новый) до настоящего времени не приняты. Просит суд с учетом уточнений обязать ФГКУ Росгранстрой устранить допущенные, пунктов 15, 16, 17, 20 Типовых требований к обустройству и техническому оснащению, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарного карантинного контроля в воздушном пункте пропуска Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 09.12.2008 № 701н, обеспечив наличие в воздушном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Хабаровск (Новый): санитарной площадки, склада для хранения химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, оборудованных в соответствии с требованиями п. 17 Типовых требований, системой ливневой канализации и системой аварийной канализации изолированного типа; специальной площадки для герметизации грузов с поврежденной упаковкой с последующей дегазацией, дезинфекцией, дезактивацией грузовых единиц с признаками утечки содержимого, оборудованной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов; устройством, полностью или максимально исключающим выделение пыли (газов) в атмосферу; специальной площадкой и складом для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий и специальное помещение для безопасного хранения продуктов питания и продовольственного сырья, оборудованного холодильным прибором; санитарной площадкой для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий. Обязать ФГКУ Росгранстрой устранить нарушения ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» путем проведения обязательной поверки средств технического контроля - газоанализатора <данные изъяты> в количестве (инвентарные номера №, ), а также дозиметра-радиометра №, ).

В судебном заседании представитель истца ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений, подтвердила изложенное в исковом заявлении и уточнениях к нему.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в отзыве.

В судебном заседании представитель третьего лица ФИО3 пояснил, что полностью поддерживает доводы прокурора, просит уточненные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерство транспорта РФ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, учитывая мнение представителей сторон, третьего лица, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.

Выслушав пояснения представителей сторон, третьего лица изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общие полномочия прокурора по участию в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ. Согласно указанной норме прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» целью участия прокурора в гражданском процессе является защита государственных и общественных интересов, прав и охраняемых законом интересов граждан.

Исходя из предмета и характера заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что прокурор обратился за защитой неопределенного круга лиц, индивидуализировать которых невозможно.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу.

В силу ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из содержания ст. 23 ФКЗ РФ «О Правительстве Российской Федерации», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России.

Согласно п. 1 Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 г. № СА-78-Р, учредителем ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Дирекции осуществляет Минтранс России.

Согласно Уставу ответчика (п. 1.2) Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства места пересечения государственной границы РФ, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении дирекции, согласно п. 1.6 Устава, осуществляет Минтранс России.

Пункт 3.1 Устава ФГКУ Росгранстрой, целями и предметом деятельности являются организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, мест пересечения государственной границы РФ, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

В целях реализации предмета деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета следующие виды деятельности: обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении Дирекции (п. 3.2.4); организация проведения работ по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, а также работ по их восстановительному и капитальному ремонту, реконструкции и техническому перевооружению (п. 3.2.5); обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе РФ, в местах ее пересечения (п. 3.2.6).

В целях реализации постановления Правительства РФ от 25.12.2007 г. № 930 Приказом Минсельхоза РФ от 23.06.2008 г. № 270, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 г. N 701н утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 г. № 482 утверждены Правила, регламентирующие порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что воздушный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации МВПП Хабаровск (Новый), расположенный по адресу: <адрес> открыт в соответствии с приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы России от 09.07.2012 г. № 110-ОД был открыт после реконструкции и является действующим пунктом пропуска.

В соответствии с п. 47 приложения к постановлению Правительства РФ от 07.07.2011 г. № 557 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» МВПП Хабаровск (Новый) включен в перечень указанных пунктов пропуска и является действующим.

В соответствии с п. 72 приложения № 1 к постановлению Правительства от 3.06.2011 г. № 442 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, п. 99 приложения № 2 указанного Постановления, МВПП Хабаровск (Новый) включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

Судом, на основании представленных в материалы дела документов, установлено, что МВПП Хабаровск (Новый) является международным воздушным пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, открыт для международного грузового и пассажирского сообщения (в период навигации сообщение судами, в период ледостава - автомобилями) в соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27.01.1994 г. и является действующим (п. 8, п. 10 Соглашения).

Исходя из пояснений сторон и представленных материалов усматривается, что недвижимое имущество МВПП Хабаровск (Новый) является собственностью РФ и находится в оперативном управлении ФГУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 г. № 701н утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, обходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пуска через государственную границу Российской Федерации.

Общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930, из которых также усматривается, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 г. № 930 содержит требования не только к строительству и реконструкции, но и к оборудованию функционирующих зданий, помещений и сооружений, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля без исключения.

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росграницей утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.

Выявленные в ДД.ММ.ГГГГ г. Хабаровской транспортной прокуратурой в ходе проверки указанного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации нарушения Типовых требований Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 г. N 701н установлены судом на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта осмотра имущества ВПП Хабаровск (Новый), письма Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ с предложением по обустройству санитарно-карантийных пунктов, от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки оборудования, от ДД.ММ.ГГГГ об оснащении санитарно-карантийных пунктов, ДД.ММ.ГГГГ, о проверке смешанных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

Таким образом, пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации не соответствует Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 701н.

В нарушение раздела 5 Типовых требований № 701н отсутствует наличие в воздушном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Хабаровск (Новый): санитарной площадки, склада для хранения химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, оборудованных в соответствии с требованиями п. 17 Типовых требований, системой ливневой канализации и системой аварийной канализации изолированного типа; специальной площадки для герметизации грузов с поврежденной упаковкой с последующей дегазацией, дезинфекцией, дезактивацией грузовых единиц с признаками утечки содержимого, оборудованной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов; устройством, полностью или максимально исключающим выделение пыли (газов) в атмосферу; специальной площадкой и складом для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий и специальное помещение для безопасного хранения продуктов питания и продовольственного сырья, оборудованного холодильным прибором; санитарной площадкой для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий. Кроме того, не осуществлена в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений поверка средств технического контроля - газоанализатора <данные изъяты> в количестве (инвентарные номера №, ), а также дозиметра-радиометра №, ).

Согласно п.п 4.5.5., 5.6.5.. 5.8. и 5.11.1 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 г. № 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружении, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 г. № 734 на Росграницу возложены полномочия по обустройству государственной границы: создание, развитие, обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; реализация функции государственного заказчика: выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 г. № 40 Министерство транспорта РФ является правопреемником упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Положением о Министерстве транспорта РФ, утверждённым Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 № 395, закреплены полномочия, аналогичные указанным выше полномочиям Росграницы (п.п.1, 5.2.54 (10), 5.2.54(11). 5.5 (24). 5.5(25). 5.5(27)7,5.1 1(7).

Таким образом, по результатам проверки выявлен ряд нарушений, свидетельствующих о неисполнении ФГКУ Росгранстрой возложенных на него функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 г. № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и отнесено к ведению Росграницы.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.6 Устава, Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции. Финансовое обеспечение ФГКУ Росгранстрой осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы (П. 5.1 Устава).

Таким образом, Минтранс России, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.1 Устава определено, что Дирекция является юридическим лицом, наделяется обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет лицевые счета, имеет самостоятельный баланс. Для достижения целей своей деятельности Дирекция от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством.

Таким образом, Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с бюджетными полномочиями, представленными ему, как главному распорядителю бюджетных средств, в том числе установленными ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой, вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика об отсутствии у ФГКУ Росгранстрой полномочий по оборудованию сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, ветеринарного и санитарно-карантинного видов в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации являются не обоснованными.

Так, исходя из анализа совокупности положений нормативно-правовых актов, предусматривающих определенные требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, и целей, функций, прав и обязанностей ФГКУ Росгранстрой, регламентированных п. 3.1, 3.2., 4.4 Устава, следует, что непосредственной целью создания ФГКУ Росгранстрой является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации технического оснащения зданий, помещений сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, для чего наделен рядом полномочий и самостоятельным балансом.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом изложенных сторонами доводов, суд считает необходимым установить срок для выполнения вышеуказанных действий в течение двух лет с момента вступления судебного акта в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Хабаровского транспортного прокурора к ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» о возложении определенных обязанностей удовлетворить.

Обязать ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в течение 2 лет с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения требований пунктов 15, 16, 17, 20 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимыми для организации санитарно-карантинного контроля в воздушных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, являющихся приложением 4 к приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.12.2008 № 701н, обеспечив наличие в воздушном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации Хабаровск (Новый):

- санитарной площадки, склада для хранения химических, биологических, радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, оборудованных в соответствии с требованиями пункта 17 вышеуказанных Типовых требований системой ливневой канализации и системой аварийной канализации изолированного типа;

- специальной площадки для герметизации грузов с поврежденной упаковкой с последующей дегазацией, дезинфекцией, дезактивацией грузовых единиц с признаками утечки содержимого, оборудованной специализированной системной сбора и удаления образующихся опасных отходов;

- устройством, полностью или максимально исключающим выделение пыли (газов) в атмосферу;

- специальной площадкой и складом для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий и специальное помещение для безопасного хранения продуктов питания и продовольственного сырья, оборудованного холодильным прибором;

- санитарной площадкой для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий.

- обязать ФГКУ «Росгранстрой» устранить нарушения требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» путем проведения обязательной поверки средств технического контроля - газоанализатора <данные изъяты> (инвентарные номера №, ), а также дозиметра-радиометра <данные изъяты> (инвентарные номера №№ ,).

Взыскать с ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в бюджет муниципального образования городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.

Срок изготовления решения в окончательной форме 26.02.2018 г.

председательствующий: С.А. Костюченко

Копия верна: председательствующий С.А. Костюченко