УИД- 02RS0004-01-2021-000957-53
Дело № 2-378/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Онгудай 16 августа 2021 года
Онгудайский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Тогочоевой К.А.,
при секретаре Тоновой У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Республики Алтай к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере 244 695 рублей, мотивировав требования тем, что 07 июня 2016 года между Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и ФИО1 заключено соглашение №СФ-30 «О предоставлении гранта в рамках государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2021 года №242» по мероприятию развитие в Республике Алтай семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», по условиям которого ФИО1 предоставлен гранд из федерального бюджета на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, в соответствии с планом расходов в размере 771 800 рублей. Согласно акту проверки от 31.10.2018 года выявлено нарушение ФИО1 условий заключенного соглашения, взятые по соглашению обязательства, ответчиком исполнены не в полном объеме. Требование о возврате бюджетных средств направленное 14.12.2018 года Министерством ответчику до настоящего времени не исполнено.
В судебное заседание Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя не направило, в заявлении просили исковые требования удовлетворить, дело рассмотреть в их отсутствии.
ФИО1, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указал, что полученные денежные средства реализовал в полном объеме, закупив сельхозтехнику и сельскохозяйственных животных. В связи с тяжелым материальным положением не имеет возможности погасить задолженность по соглашению.
Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление Министерства сельского хозяйства Республики подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 года №165 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» в целях реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 года №242, 03.07.2012 года Постановлением Правительства Республики Алтай №171 утвержден порядок предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета с целью развития в Республике Алтай семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских хозяйств).
Пунктом 13 названного Порядка предоставления средств установлено, что в случае неиспользования средств гранта в течение 24 месяцев со дня поступления на счет грантополучателя, средства гранта подлежат возврату в доход республиканского бюджета Республики Алтай в течение 1 последующего месяца.
Как следует из материалов дела, 07.06.2016 года между Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 заключено соглашение №СФ-30 о предоставлении из республиканского бюджета гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 772 800 рублей.
В соответствии с пунктом 4.2 Соглашения ответчик обязан использовать средства гранта в течение 24 месяцев со дня их поступления на счет.
В соответствии с пунктом 4.11 названного соглашения получатель гранта ФИО1 обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет с момента получения гранта.
Пунктом 4.15 Соглашения установлено, что в случае невозможности выполнить календарный план работ, получить ожидаемые результаты или нецелесообразности продолжения работ по проекту, ответчик незамедлительно обязан информировать истца в письменной форме и в течение 10 банковских дней после уведомления Министерства осуществить возврат суммы неиспользованных денежных средств и отчитаться за неиспользованные денежные средства.
Во исполнение Соглашения Министерством 10 июня 2016 года в адрес предпринимателя перечислен грант на сумму 772 800 рублей, что следует из платежного поручения №133990. Из содержания информационного письма Министерства сельского хозяйства Республики Алтай от 09.08.2021 года следует, что сумма, предоставленная в качестве гранта на развитие крестьянского фермерского хозяйства, состоит из средств федерального бюджета.
В соответствии со сметой расходов ответчиком должна быть приобретена новая сельскохозяйственная техника: грабли ГВВ-6.0, пресс-подборщик рулонный ПРФ-145 и сельскохозяйственные животные: племенные КРС казахской белоголовой породы (1 голова телки ДД.ММ.ГГГГ г.р., 1 голова бычка ДД.ММ.ГГГГ г.р.) а также продуктивный скот (5 голов бычков местной породы ДД.ММ.ГГГГ г.р., 2 головы телок ДД.ММ.ГГГГ г.р. и 10 голов телок ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
В результате выездной плановой проверки на предмет освоения денежных средств за период 2016-2018 годы Министерством установлено, что в 2018 году индивидуальный предприниматель ФИО1 не выполнил условие предоставления гранта для развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, в части приобретения продуктивного сельскохозяйственного скота в количестве 7 голов телок и 1 головы бычка, что следует из акта проверки от 31.10.2018 года. Остаток неиспользованных денежных средств составляет 244 695 рублей.
Требование о возврате бюджетных средств, направленное Министерством 14.12.2018 года ответчику, не исполнено.
15 марта 2019 года запись о прекращении ФИО1 деятельности КФХ внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в суд с соответствующими требованиями.
Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая положения Государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утверждённого Постановлением Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 года №242, Порядка предоставления средств из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета с целью развития в Республике Алтай семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденного 03.07.2012 года Постановлением Правительства Республики Алтай №171, и установив факт нарушения ответчиком условий предоставлений субсидии, неисполнения им обязательств, установленных Соглашением №СФ-30 от 07.06.2016 года, включая необеспечение целевого использования гранта в соответствии с планом расходов, фактическое прекращение ответчиком деятельности КФХ до истечения установленного срока, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы об отсутствии вины ответчика в не достижении целевых показателей, ссылка на его добросовестное поведение, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению ответчиком принятых на себя обязательств.
Доводы ответчика о тяжелом материальном положении, судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не освобождают ФИО1 от обязанности по возврату денежных средств, предоставленных в виде гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
По смыслу положений пункта 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Учитывая, что исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Алтай к ответчику удовлетворены в полном объеме, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5646 рублей 95 копеек в доход бюджета МО «Онгудайский район».
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства сельского хозяйства Республики Алтай удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Республики Алтай средства федерального бюджета, предоставленные в виде гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 244 695 рублей.
Взыскать с ФИО1 в бюджет МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 5646 рублей 95 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онгудайский районный суд Республики Алтай.
Судья К.А. Тогочоева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.