ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-378/2022 от 04.03.2022 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0***-33 Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 марта 2022 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Бойко А.В.,

с участием прокурора Ващеуловой Е.П.,

представителя Главного управления МЧС России по Республике Хакасия Файзулина Р.М.,

представителя Комитета по управлению имуществом г. Черногорска Рудько А.А.,

представителя ответчика Захаровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва о возложении обязанности по включению защитного сооружения в реестр федерального имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее – МТУ Росимущества) о возложении обязанности в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие), расположенное по адресу: ***.

Исковые требования мотивированы тем, что при проведении проверки законодательства о защитных сооружениях прокуратурой города установлено наличие на территории г. Черногорска вышеуказанного защитного сооружения, которое в соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования убежища от 01.10.2018 принято в эксплуатацию в 1988 году и находится на балансе МТУ Росимущества. Вместе с тем, в реестре федерального имущества данное сооружение не учитывается и относится к собственности муниципального образования г. Черногорск. Согласно паспорту убежища № 38-19 объект принадлежит Комитету по управлению имуществом г. Черногорска. Однако по информации Администрации г. Черногорска данное защитное сооружение ранее принадлежало ОАО «Черногорсклес», после ликвидации указанного предприятия в муниципальную собственность передано не было, в реестре муниципального имущества не значится. Таким образом, установить правообладателя спорного имущества не представилось возможным. Доказательств утраты спорным помещением статуса защитного сооружения гражданской обороны в ходе проверки не установлено. Ссылаясь на положения ст.ст. 150, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственным и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284), п.п. 2, 4 Положения о совершенствовании учета федерального имущества (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447), прокурор г. Черногорска полагает, что МТУ Росимущества обязано обеспечить учет сооружения инв. № 38-19, относящегося к защитным сооружениям гражданской обороны, и как следствие, к объектам федеральной собственности.

В судебном заседании помощник прокурора г. Черногорска Ващеулова Е.П. требования поддержала по вышеизложенным основаниям.

Представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее – ГУ МЧС России по РХ) Файзулин Р.М. требования прокурора г. Черногорска полагал законными и обоснованными.

Представитель Комитета по управлению имуществом г. Черногорска Рудько А.А. просила требования прокурора удовлетворить, представила письменный отзыв на исковое заявление, пояснила, что в реестре муниципальной собственности спорный объект не значится.

Представитель МТУ Росимущества Захарова Ю.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, в своих устных объяснениях и письменном отзыве на иск ссылаясь на то, что в соответствии с перечнями защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Правительством Республики Хакасия 17.05.2018, согласованными ГУ МЧС России по РХ, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, спорный объект указан под номером 11 в перечне объектов, потребность в которых отсутствует, где в качестве организации – балансодержателя указан Комитет по управлению имуществом г. Черногорска. Аналогичные сведения содержатся в материалах дела в Паспорте убежища № 38-19. Поскольку в перечень объектов, в отношении которых должно быть зарегистрировано право собственности Российской Федерации с целью использования для федеральных нужд, спорный объект не вошел, оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель Администрации г. Черногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации г. Черногорска.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой г. Черногорска проверки на территории ***, установлено защитное сооружение (убежище) инв. ***, принятое в эксплуатацию в 1986 г. (1988 г.), которое длительное время (более 20-ти лет) не используется по назначению, находится в заброшенном состоянии.

Ранее вышеуказанное сооружение находилось на балансе ликвидированного предприятия ОАО «Черногорсклес», в настоящее время сведения о собственнике отсутствуют, в реестре федерального имущества, реестре государственного имущества Республики Хакасия, реестре муниципального имущества муниципального образования г. Черногорск спорный объект не значится.

Приведенные выше обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела Актом инвентаризации, оценки содержания и использования убежища от 01.10.2018 ***, Актом проверки содержания использования защитного сооружения ГО ИНВ *** от 20.10.2008, Паспортом убежища (противорадиационного укрытия) ***, объяснениями начальника отдела по делам ГО, ЧС и ПБ Администрации г. Черногорска от 11.12.2020, письмами Администрации г. Черногорска от 22.11.2019, 16.12.2019, 18.05.2021, письмами МТУ Росимущества от 02.12.2019, 24.11.2020, 18.12.2020, 21.01.2021, 22.01.2021, 11.05.2021, письмами Комитета по управлению имуществом г. Черногорска от 19.02.2008, 17.03.2008, 22.04.2013, 26.11.2021.

Возражая против удовлетворения иска, представитель МТУ Росимущества указывает, что в соответствии с Паспортом убежища *** и Перечнями защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Правительством Республики Хакасия 17.05.2018 и согласованными ГУ МЧС России по РХ и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, балансодержателем спорного объекта является Комитет по управлению имуществом г. Черногорска.

Вместе с тем, данные доводы не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению по следующим мотивам.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 2.5 Правил № 583 защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) подлежат снятию с учета в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.

Пунктом 2.6 Правил № 583 установлено, что в целях подготовки документации для снятия с учета ЗС ГО (изменения типа ЗС ГО) создается комиссия решением соответствующего должностного лица:

руководителем федерального органа исполнительной власти или государственного учреждения, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которого они находятся, - в отношении ЗС ГО, находящихся в федеральной собственности, за исключением ЗС ГО, закрепленных за организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, закрепленных за данными организациями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, за исключением ЗС ГО, переданных в пользование организациям;

руководителем организации - в отношении ЗС ГО, находящихся в собственности этой организации.

Комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета ЗС ГО (изменению типа ЗС ГО), оценивает готовность ЗС ГО к использованию по назначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета ЗС ГО (приложение N 20 к настоящим Правилам) или акт об изменении типа ЗС ГО (приложение N 23 к настоящим Правилам), или принимает решение об отказе в снятии с учета данного ЗС ГО (изменении типа данного ЗС ГО) (пункт 2.8 Правил № 583).

В приложениях №№ 1-3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны прямо не поименованы.

В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях №№ 1-3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 № 2980-1 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, в пункте 2.2.2 которой объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения отнесены к объектам и предприятиям, приватизация которых осуществляется только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств республик в составе Российской Федерации (в зависимости от вида государственной собственности).

Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, в силу пункта 2.1.37 которой защитные сооружения гражданской обороны, относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Таким образом, защитные сооружения гражданской обороны (убежища) представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях №№ 1-3 к Постановлению № 3020-1 не указаны, в связи с чем защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в силу пункта 2.1.37 Государственной программы № 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение № 2 к настоящему Положению).

В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование (пункт 5).

Таким образом, для объектов гражданской обороны установлен особый порядок приватизации, в соответствии с которым приватизация таких объектов могла быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации.

В настоящее время частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплен общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому при наличии волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованности действий соответствующих уполномоченных органов. Такая передача осуществляется на основании решения уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1995 № 3020-1 осуществляет Правительство Российской Федерации.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, которым являться ответчик.

Из материалов дела следует, что спорное защитное сооружение введено в эксплуатацию в 1986-1988 гг., то есть до принятия Постановления № 3020-1, в установленном законом порядке из федерального имущества в государственную собственность Республики Хакасия либо собственность муниципального образования г. Черногорск не передавались.

При таких обстоятельствах с учетом приведенных выше положений ранее действовавшего и действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации спорный объект относится к объектам федеральной собственности независимо от того, кто указан в качестве его балансодержателя в техническом паспорте (Комитет по управлению имуществом г. Черногорска), Перечне сооружений гражданской обороны от 17.05.2018 (Комитет по управлению имуществом г. Черногорска) и (или) в акте инвентаризации от 05.10.2018 (МТУ Росимущества).

Поскольку судом установлены основания для отнесения спорного объекта к федеральной собственности, при этом для дальнейшей реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 2.5 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, необходимо определить собственника объекта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Черногорска.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны – убежище (противорадиационное укрытие), расположенное по адресу: ***.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Мотивированное решение составлено 14.03.2022.