Дело № 2-378/2022
УИД 60RS0001-01-2021-014019-25
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой Л.В.,
при секретаре Пискуновой С.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3.,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по социальной защите населения Псковской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, включении в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российский Федерации» в 2022 году, обязании вручить государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Комитету по социальной защите населения Псковской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, включении в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российский Федерации» в 2022 году, обязании вручить государственный жилищный сертификат.
В обоснование требований указано, что истец является федеральным льготником и в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на компенсации и льготы, в том числе право на улучшение жилищных условий в случае признания его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении.
Распоряжением Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р истец признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления (рапорта) истца о выдаче сертификата Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области он был включен в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно- коммунальных услуг» госпрограммы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердив своё участие в указанной целевой программе и в 2021 году.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил письмо из Комитета, из которого следовало, что в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц Администрации Псковского района при постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствием оснований в признании нуждающимся в жилом помещении, Комитетом принято решение об отказе в предоставлении истцу государственного жилищного сертификата, ввиду отсутствия законных оснований.
Не соглашаясь с указанным решением, истец обратился в суд и просит признать незаконным решение Комитета по социальной защите населения Псковской области об отказе в предоставлении истцу Государственного жилищного сертификата от ДД.ММ.ГГГГ № C3-10-4134, включить истца в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в 2022 году, обязать Комитет по социальной защите населения Псковской области вручить истцу государственный жилищный сертификат.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2 уточненные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Указав, что на основании заявления (рапорта) истца о выдаче сертификата от ДД.ММ.ГГГГ, Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области истец включен в Сводный список граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Федерации», подтвердивших свое участие в указанной целевой программе в 2021 году. В связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц Администрации Псковского района при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствием оснований в признании нуждающимся в жилом помещении, Комитетом принято решение отказе в предоставлении истцу государственного жилищного сертификата, ввиду отсутствия законных оснований.
Представитель третьего лица Администрации Псковского района ФИО4 в судебном заседании поддержала заявленные истцом требования. Представила в суд письменные возражения, в которых указала, что при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО1 было предоставлено свидетельство о государственной регистрации права, согласно которому общая площадь жилого дома по адресу: <адрес>, составляет 51,6 кв. метров.
Учетная норма общей площади жилого помещения в Псковском районе на одного члена семьи установлена в размере 10,0 кв. метров общей площади жилого помещения в соответствии с решением Собрания депутатов Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ№.
С учетом представленных заявителем документов площадь на каждого члена семьи истца составляет 10,32 кв. метров.
По результатам рассмотрения заявления ФИО1 о принятии на учет и иных представленных и полученных по межведомственным запросам документов жилищной комиссией Псковского района было принято решение о принятии ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, превышение учетной нормы общей площади жилого помещения на каждого члена семьи на 3,2% от установленной, является несущественным и не позволяется считать граждан в этом случае обеспеченными площадью занимаемого жилого помещения в достаточной мере. На основании решения жилищной комиссии Псковского района Администрацией Псковского района ФИО1 и члены его семьи были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что подтверждается распоряжением Администрации псковского района от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О принятии ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с положениями п. 7 статья 17 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3 - 12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 имеет право на компенсации и льготы в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Правительством Российской Федерации издано постановление от 21 марта 2006 г. N 153 "Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Приложением N 2 к названным правилам установлена форма сводного списка граждан - участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не установлены порядок и условия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.
Такой порядок определен Жилищным кодексом Российской Федерации, а также законодательством субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 52 ЖК РФ предусмотрено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ).
Судом установлено, что на основании распоряжения Администрации Псковского района от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением на имя Главы Псковского района о включении в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по избранному месту жительства Псковская область.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и включении в Сводный список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", подтвердивших свое участие в основном мероприятии в 2020 году.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 представил заявление на имя Главы Псковского района о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по социальной защите Псковской области направил в адрес ФИО1 уведомление № № об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата ввиду выявления неправомерных действий должностных лиц Администрации Псковского района при постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отсутствием оснований в признании нуждающимся в жилом помещении.
Как следует из указанного выше уведомления, оспариваемого истцом, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленная в Псковском районе, составляет не менее 10 кв.м на одного человека, на каждого члена семьи ФИО1 приходится более учетной нормы.
Разрешая заявленный спор и приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Собственником жилого дома является мать ФИО1 – ФИО1
Из справки Администрации сельского поселения «Тямшанская волость» следует, что в указанном жилом доме зарегистрированы: ФИО1, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Собрания депутатов Псковского района от 05.12.2007 N 39 "Об определении органа местного самоуправления, осуществляющего признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, малоимущими, принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде" принято решение о наделении Администрации Псковского района полномочиями по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде.
Постановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172 "Об установлении учетной нормы площади для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" остановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172 "Об установлении учетной нормы площади для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и на основании п.п. 2, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ Собрание депутатов Псковского района постановило установить учетную норму площади жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере не более 10-ти квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества с КН №, расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом имеет площадь 51,6 кв.м.
Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 10,3 кв.м., что более учетной нормы, установленной Постановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172 "Об установлении учетной нормы площади для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма". остановлением Собрания депутатов Псковского района от 19.10.2005 N 172 "Об установлении учетной нормы площади для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".
Утверждения истца и представителя Администрации Псковского района о том, что превышение учетной нормы является незначительным, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку нормы действующего законодательства не содержат такого понятия как значительное или незначительное превышение учетной нормы. Закон четко и конкретно определяет пределы учетной нормы площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
Также суд отмечает, что превышение учетной площади жилого помещения установлено как по декларированной площади жилого помещения 51,6 кв.м., так и по фактической, которая отражена в техническом паспорте жилого дома по адресу: <адрес>, и составляет 73,3 кв.м., что нельзя признать незначительным.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что отказ Комитета по социальной защите населения Псковской области в предоставлении истцу государственного жилищного сертификата основан на законе, поскольку ФИО1 не может быть отнесен к лицам, нуждающимся в жилых помещениях в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
При таких данных исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Комитету по социальной защите населения Псковской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №№ об отказе в предоставлении государственного жилищного сертификата, включении в Сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российский Федерации» в 2022 году, обязании вручить государственный жилищный сертификат, отказать.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья: подпись Л.В. Лукьянова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>