Дело № 2-378/2022
УИД 44RS0014-01-2022-000498-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 года п.Судиславль
Островский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Затынина С.Е.,
при секретаре Григорьевой Э.А.,
с участием помощника прокурора Судиславского района Чепасова Д.А.,
представителя ответчика Администрации Судиславского муниципального района Костромской Быстровой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судиславского района в интересах Апушкиной Н.А. к Администрации Судиславского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил::
Прокурор Судиславского района Костромской области (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в интересах Апушкиной Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Судиславского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, при этом указав в обоснование иска, что по заявлению Апушкиной Н.А. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Установлено, что мать Апушкиной Н.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Апушкина Ю.В.ДД.ММ.ГГГГ г.р. умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ), отец Апушкин А.Г.ДД.ММ.ГГГГ г.р. лишен родительских прав решением Островского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, а в последствии умер ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ). Приказом межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 06.07.2012 №-ОП Апушкина Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории.
Апушкина Н.А. собственником, нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, что подтверждается сведениями из ФГБУ ФКП «Росреестра».
Местом постоянного проживания Апушкиной Н.А. является Судиславский муниципальный район.
Поскольку у Апушкиной Н.А., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует на праве социального найма, собственности жилое помещение, благоустроенное и пригодное для постоянного проживания - она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного фонда Судиславского муниципального района.
Обязанность по предоставлению Апушкиной Н.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области возложена на администрацию Судиславского муниципального района.
Просит обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области предоставить Апушкиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: , на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Судиславского района Чепасов Д.А. исковые требования поддержал, уточнил, просит установить срок исполнения возложенной обязанности до 01.08.2023 года.
Апушкина Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Судиславского муниципального района Костромской области Быстрова А.А. по доверенности, уточненные исковые требования признала, пояснила, что как денежные средства будут выделены, состоятся торги, жилье будет приобретено и выделено в соответствии с требованиями законодательства.
Представитель третьего лица Департамента финансов Костромской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, а также пояснения, согласно которым, в соответствии п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены названным лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при этом в список включаются лица, достигшие возраста 14 лет.
Законом Костромской области от 29 декабря 2014 года № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее - Закон Костромской области № 620-5-ЗКО) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Костромской области наделены отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии со ст. 3 Закона Костромской области № 620-5-ЗКО, включают в себя, в том числе:
-формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе приобретение жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к стандартному жилью, у юридических лиц, заключивших в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности договор о комплексном развитии территории, предусматривающий строительство стандартного жилья для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Приложением № 16 к Закону Костромской области от 21.12.2021 года №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов в 2022 году на осуществление органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в том числе Судиславскому муниципальному району (выписка из Закона Костромской области № 166-7-ЗКО прилагается).
Учитывая, что истец просит предоставить жилое помещение на территории Судиславского муниципального района, орган местного самоуправления администрация Судиславского муниципального района является надлежащим ответчиком по данному делу.
Вместе с тем, требования прокурора обязать администрацию Судиславского муниципального района обеспечить Апушкину Н.А. жильем в первоочередном порядке, т.е. вне зависимости от очередности, ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Представитель по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, причина неявки суду не известна.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно подпунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 155.3. СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.В силу пп. 14.2. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 указанного закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Костромской области от 23.12.2014 № 620-5-ЗКО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - государственные полномочия).
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, включают в себя: 1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) принятие решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет….
Закон Костромской области от 21.12.2021 №166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено выделение субвенций органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, что Апушкина Н.А., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Апушкина Ю.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Апушкин А.Г. на основании решения Островского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, лишен родительских прав в отношении Апушкиной Н.А., и ДД.ММ.ГГГГ умер.
Приказом №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства Апушкина Н.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения (л.д.22).
Согласно уведомлению Управления Росреестра от 23.05.2022 г. сведения в ЕГРН о праве собственности на Апушкину Н.А. отсутствуют. (л.д.24).
Из справки администрации Воронского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области следует, что квартира, находящаяся по адресу: , принадлежит СПК «Исаевский».
Из анализа приведенных выше положений закона следует, что поскольку у Апушкиной Н.А., являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует на праве социального найма, собственности жилое помещение, благоустроенное и пригодное для постоянного проживания - она имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма из специализированного фонда Судиславского муниципального района.
Таким образом, право на предоставление жилого помещения у Апушкиной Н.А. возникло, вместе с тем, государственные органы до настоящего времени не обеспечили его реализацию.
С учетом изложенного, исковые требования прокурора, заявленные в интересах Апушкиной Н.А., суд находит подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснению, содержащемуся в ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Судиславского района в интересах Апушкиной Н.А. к Администрации Судиславского муниципального района о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области предоставить Апушкиной Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: , на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Судиславского района Костромской области, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Судиславского муниципального района Костромской области, в срок до 01 августа 2023 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий С.Е. Затынин