№ 2-378/2024
36RS0005-01-2023-004742-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2024 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Нефедова А.С.,
при секретаре Буряковой К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Якушевой Ксении Вадимовны к обществу с ограниченной ответственностью «Купперсберг-Импорт» о защите прав потребителей,
установил:
Якушева К.В. обратилась в суд с иском к ООО «Купперсберг-Импорт» о защите прав потребителей, указав, что 07.09.2023 года на маркетплейсе <данные изъяты> был оформлен интернет-заказ в целях приобретения посудомоечной машины <данные изъяты> стоимостью 39 773 рубля 00 копеек, духовой шкаф <данные изъяты> стоимостью 73431 рубль. Общая стоимость товаров 113201 рубля. Оплачен товар был в день оформления интернет-заказа. Распаковав товар после получения, она увидела, что в посудомоечной машине отсутствует нижняя корзина, так же в духовом шкафе отсутствует универсальный противень, что не позволяет использовать товары по назначению. При оформлении и оплате покупки данные приборы были указаны в комплектации товаров. Она обратилась к ответчику с претензией, в которой просила в течение 10 календарных дней с момента получения претензии доукомплектовать товар путем передачи ей нижней корзины для посудомоечной машины, а так же универсальный противень для духового шкафа, либо принять от нее отказ от дистанционного договора купли-продажи товаров и вернуть ей денежные средства, уплаченные за товар. Ее требования удовлетворены не были. Так как на досудебную претензию ответчик не ответил, полностью проигнорировав ее требования, считает, что требование о взыскании неустойки законно и обоснованно. Таким образом, пеня за нарушение сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы составляет: 1132,04 (1% от стоимости товара) х 41 (количество дней с 04.11.2023 года по 15.12.2023 года) = 46 413 рублей 64 копейки. Ей также был причинен и моральный вред. Принимая во внимание и учитывая все обстоятельства произошедшего, а именно, длительность игнорирования ее просьб, невозможность пользоваться купленным товаром, обращение к ответчику до суда, отказ ответчика от урегулирования спора в мирном досудебном порядке, считает, что возмещению подлежит моральный вред в размере 15000 рублей.
Просит взыскать с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «Купперсберг- Импорт» в пользу Якушевой Ксении Вадимовны денежные средства в размере 113 204 рубля 00 копеек в качестве возврата денежной суммы, уплаченной по договору дистанционной купли-продажи посудомоечной машины <данные изъяты>, духовой шкаф <данные изъяты> в виду отказа потребителя от договора; денежные средства в размере 46 413 рублей 64 копейки в качестве неустойки за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя за период с 04.11.2023 года по 15.12.2023 года, далее взыскание неустойки производить из 1132 рубля 04 копейки в день с 16.12.2023 года по день возврата стоимости товара в размере 113 204 рубля 00 копеек; денежные средства в размере 15000 рублей в качестве компенсации морального вреда; денежные средства в качестве штрафа, равного половине от взысканной в пользу Якушевой К.В.. суммы за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Истец Якушева К.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно требованиям статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон о защите прав потребителей) договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 - 24 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Согласно преамбуле Закона о защите прав потребителей недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Согласно пп. 3 и 4 ст. 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица. Если иное не предусмотрено законом, до передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения данного договора при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
В ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей (пп. 4 и 5) установлено правовое регулирование на случай отказа потребителя от приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества, а также содержится отсылка на подлежащие применению правовые нормы в случае необходимости защиты прав потребителя при продаже ему товара ненадлежащего качества.
По общему правилу, при условии сохранности товарного вида и потребительских свойств приобретенного дистанционным способом товара надлежащего качества потребитель вправе отказаться от такого товара в течение 7 дней после его передачи, а продавец должен в течение 10 дней со дня предъявления потребителем такого требования возвратить уплаченную по договору денежную сумму за вычетом своих расходов на доставку возвращенного от потребителя товара.
Из содержания названных выше положений вытекает определенная последовательность действий покупателя при отказе от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, согласно которой он должен своевременно заявить о своем отказе от товара, обеспечить продавцу возможность проверить возвращаемый товар на предмет сохранности его товарного вида, потребительских свойств, в том числе его количества (объема), а также совершить действия по передаче данного товара продавцу. В противном случае продавец может быть лишен права на заявление обоснованных возражений против возврата товара надлежащего качества со ссылкой на то, что возвращаемый товар не соответствует требованиям, предусмотренным абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.09.2023 года истцом на маркетплейсе <данные изъяты> был оформлен интернет-заказ посудомоечной машины <данные изъяты><данные изъяты>, стоимостью 39773 рубля, и духового шкафа <данные изъяты>, стоимостью 73431 рубль, что подтверждается счетом на оплату <данные изъяты> от 02.09.2023 года, выставленным ООО «Куперсберг-Импорт» (л.д.10).
Указанный счет был оплачен истцом 07.09.2023 года, что подтверждается чеком по операции мобильного приложения Сбербанк Онлайн от 07.09.2023 года (л.д.9). Товар был получен истцом у поставщика ООО «Купперсберг-Импорт».
В счете на оплату <данные изъяты> от 02.09.2023 года изложены условия оплаты и поставки товара.
Так согласно п.4 указанных Условий отгрузка осуществляется путем выборки товара Покупателем от поставщика (самовывоз или доставка силами поставщика) при наличии оригинала доверенности или паспорта.
При получении товара Покупатель обязан осмотреть товар, проверить его количество, ассортимент и целостность. В случае отсутствие претензии к товару уполномоченный представитель покупателя подписывает товарную накладную (п.7).
В данном случае из искового заявления, а также материалов дела следует, что посудомоечная машина и духовой шкаф были получены истцом и по настоящее время находятся у него.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что распаковав товар после получения, она увидела, что в посудомоечной машине отсутствует нижняя корзина, так же в духовом шкафе отсутствует универсальный противень, что не позволяет использовать товар по назначению. При оформлении и оплате покупки данные приборы были указаны в комплектации товаров. Она обратилась к ответчику с претензией.
В подтверждение своих доводов истцом к исковому заявлению приложена претензия, датированная 18.09.2023 года, в которой она просила в течение 10 календарных дней с момента получения претензии доукомплектовать товар путем передачи ей нижней корзины для посудомоечной машины, а так же универсальный противень для духового шкафа, либо принять от нее отказ от дистанционного договора купли-продажи товаров и вернуть ей денежные средства, уплаченные за товар (л.д. 8).
При этом доказательства направления указанной претензии в адрес ответчика суду не предоставлено.
Суд предлагал истцу предоставить доказательства направления претензии от 18.09.2023 года (л.д.49). Таких доказательств суду предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что претензия от 18.09.2023 года в адрес ответчика не направлялась.
Якушевой К.В. суду было предоставлено требование от 12.12.2023 года (л.д.46), в котором истец ссылалась на то, что ответчик проигнорировал ее претензию, в связи с чем, требовала прислать курьера на ее адрес для оформления возврата в течение 3 дней с момента получения обращения.
Указанное требование было направлено в адрес ответчика 12.12.2023 года, что подтверждается почтовой квитанцией (л.д.45).
Согласно заключению специалиста № от 20.09.2023 года, составленного по заказу истца БРОО ЗПИПИА "Грифон": «Дефектом (пороком, изъяном) согласно определению, данному в словаре основных терминов является: каждое - отдельное несоответствие конструкций обследуемого объекта какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом. Методом измерительного контроля, анализа фактического состояния конструкций, методом визуального контроля, установлено, что проявившиеся в процессе эксплуатации недостаток является дефектом. Также выявленный недостаток привел к потере части потребительских свойств, имеющих приоритетное значение для исследуемого объекта, а именно эстетичности и функциональности. Дефекты - это отсутствие одной или несколько характеристик качества товара. Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения наносимого вреда, между обнаружения. В комплекте товара в посудомоечной машине отсутствует нижняя корзина, в духовом шкафе отсутствует универсальный противень, указанный в характеристиках товара, что является дефектом, не позволяющим эксплуатировать товары по назначению. Нарушений правил эксплуатации, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы на исследуемый товар не установлено.» (л.д.14-16).
В соответствии со статьей 479 Гражданского кодекса Российской Федерации если договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца передать покупателю определенный набор товаров в комплекте (комплект товаров), обязательство считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект, одновременно.
Согласно статье 480 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае передачи некомплектного товара (статья 478) покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены; доукомплектования товара в разумный срок.
Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору: потребовать замены некомплектного товара на комплектный; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Последствия, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются и в случае нарушения продавцом обязанности передать покупателю комплект товаров (статья 479), если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.
В данном случае истцом, не представлено суду достоверных доказательств бесспорно свидетельствующих о некомплектности переданного истцу товара. Заключение специалиста БРОО ЗПИПИА "Грифон", подготовленное по инициативе истца, не подтверждает факт наличия или отсутствия в комплекте посудомоечной машины нижней корзины, а в духовом шкафе универсального противня на момент получения истцом товара, так как специалист указал на наличие данных недостатков уже исходя из представленного ему товара после вскрытия упаковки истцом.
Приобретенный истцом товар относится к технически сложным. Якушева К.В. приобрела товар дистанционно и никаким образом не зафиксировала факт получения товара в неполной комплектации.
При отсутствии каких-либо комплектующих изделий, истец была вправе обратиться к продавцу с требованиями о доукомплектовании товара, уменьшении его цены, однако претензия с такими требованиями, как установлено в судебном заседании в адрес ответчика не направлялась.
В требовании от 12.12.2023 года, направленного ответчику спустя три месяца после приобретения товара, истец требовала прислать курьера на ее адрес для оформления возврата в течение 3 дней с момента получения обращения, о некомплектности товара не сообщала, в иске заявляет этот факт как недостаток, при том, что доказательств отсутствия комплектующих изделий в товаре на момент приемки товара в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком продан истцу товар надлежащего качества.
Истец не выполнила все юридически значимые действия, связанные с отказом от товара, приобретенного дистанционным способом, а именно в предусмотренный срок в соответствии с положениями статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" не отказалась от товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, направив по адресу продавца соответствующее заявление, и соответственно ответчик не уклонялся от процедуры возврата товара и денежных средств.
С учетом изложенного, суд считает, что требования истца о взыскании денежных средств за товар в размере 113204 рубля не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования о взыскании неустойки, штрафа и компенсации морального вреда производны от требования о взыскании денежных средств уплаченных за товар, суд также не находит оснований для их удовлетворения.
Более того, в связи с тем, что возникшие между сторонами правоотношения по возврату товара надлежащего качества урегулированы абзацем 5 пункт 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение срока, установленного данной нормой, начисление неустойки не предусмотрено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Якушевой Ксении Вадимовны (паспорт №) к обществу с ограниченной ответственностью «Купперсберг-Импорт» (ИНН №) о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Советский районный суд г.Воронежа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Нефедов
Мотивированное решение составлено 21.02.2024 года