Дело 2-3790/2022Санкт-Петербург |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе
председательствующего судьи Малаховой Н.А.
при секретаре Жуковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску А.А.Т. к ООО "Деловые линии" и ПАО «Группа Ренессанс Стахование» о возмещении причиненного ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов,
установил:
А.А.Т. обратился в суд с указанным иском к ООО "Деловые линии" и ПАО «Группа Ренессанс Страхование» о возмещении ущерба за повреждение груза. В обоснование иска указал, 16 октября 2021 года истцом и ООО «Деловые линии» был договор транспортной экспедиции, согласно которому ООО «Деловые линии» приняло на себя обязательства по оказанию услуги организации доставки груза, а именно бильярдного стола, который состоял « из стола Персей 12 ft (Пирамида) Пирамида, натуральный сланец, 2 кия, машинка в сборе, покрывало Милано, светильник Evolution дерево, сосна, киевница настенная Византия, треугольник Палермо, Махровка, чехол, NienMaster Blue, шары) из г. Москвы в г. Астрахань, услуги по жесткой упаковке груза, услуги по организации доставки (экспедированию) груза по г. Астрахань, информированию о статусе и местонахождению груза, въезд на терминал по подразделению Москва, страхованию груза и срока, что подтверждается накладной экспедиторской распиской № от 16 октября 2021 года. Заявленная ценность груза составила 300 000 руб. За услугу грузоперевозки истец оплатил ответчику вознаграждение в размере 289170 рублей.
18.10.2021 г. груз был доставлен и получен истцом. При распаковке и проверке состояния груза было обнаружено, что произошла порча груза: а именно, сломана плита, являющаяся составной частью бильярдного стола, о чем был составлен акт от 18.10.2021 года, подписанный водителем ООО «Деловые линии», который осуществлял доставку товара.
19 октября 2021 года мною была подана претензия в ООО «Деловые линии», с приложением акта об ущербе, отчета об оценке рыночной стоимости ущерба № от 15 ноября 2021 года.
Однако требования истца в добровольном порядке не удовлетворены, в связи с чем истец обратился в суд и просил взыскать с ООО "Деловые линии" убытков в размере 197 643,09 руб., провозной платы в размере 34 427, 49 руб., 15 000 руб. компенсации морального вреда, 199 863,30 руб. неустойки, судебных расходов 5 000 руб., 50% штрафа от удовлетворенных требований по ЗПП.
Протокольным определением от 04.04.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО "Группа Ренессанс Страхование" (том 2 л.д. 64-65).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что страховщиком было выплачено частично страховое возмещение в размере 133 245,81 рублей, из которых 119 776,66 рублей выплачено в счет возмещения ущерба. При этом стоимость восстановительного ремонта поврежденного изделия составляет 187 643 рублей, таким образом, сумма недоплаченного страхового возмещения составляет 77 866, 34 рублей, указанную сумму истец просит взыскать с ПАО «Группа Ренессанс Страхование», а также убытки в размере 77 866,34 рублей и провозную плату 34 427, 49 рублей. С ответчика ООО «Деловые линии» в пользу истца взыскать компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей, неустойку в размере 32 265 рублей и штраф (том 2 л.д. 67-68)
Истец и представитель истца в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика ООО "Деловые линии" действующая на основании доверенности № от 26.08.2020 сроком по 12.09.2023 г. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях (том 1 л.д. 220-225).
Представитель ответчика АО "Группа Ренессанс Страхование" действующая на основании доверенности № от 16.11.2021 сроком по 15.11.2024 г., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д. 187-189)
Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 56, 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а так же неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Таким образом, сторона, требующая взыскания убытков, должна доказать факт нарушения ее права, наличия причиненных ей убытков и их размер, а также наличие причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранение которых от него не зависело.
В соответствии с пунктом 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Правоотношения по организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозок грузов регулируются нормами главы 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2006 года N 554.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: 1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; 2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.
Таким образом, для возмещения убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт передачи грузоперевозчику груза определенного рода (вида) и его стоимость, факт нарушения его права, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков.
В силу требований п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» в тех случаях, когда отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами. Таким образом, к договору транспортной - экспедиции применяется Закон «О защите прав потребителей» в части неурегулированной специальным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Из материалов дела усматривается, что ООО "Деловые линии" приняло на себя обязательство выполнить услуги по организации доставки груза по накладной № принятого от грузоотправителя Для транспортировки в адрес истца был принят «сборный груз» с объявленной ценностью 300 000 руб., в количестве 23 места, общим весом 1 289 кг.
Груз был принят с отметкой о деформации упаковки, о чем имеется отметка в графе: состояние упаковки.
Дополнительно истцу были оказаны услуги по жесткой упаковке груза. (том 1 л.д. 89).
Таким образом, грузоотправителем был передан груз для перевозки ООО "Деловые линии" по количеству, весу и объему без осуществления досмотра содержимого груза, о чем свидетельствует накладная №. То есть груз был принят по количественным, а не по качественным характеристикам, сведения о том, что грузоотправителем был передан именно бильярдный стол, состоящий из перечисленных в иске предметов, накладная № не содержит.
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ № 87-ФЗ от 30.06.2003 г. «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - № 87-ФЗ) экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.
Текст договора транспортной экспедиции размещен на официальном сайте Экспедитора в сети Интернет по адресу www.dellin.ru в условиях общего доступа, и является в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса РФ публичной офертой.
Договор считается заключенным с момента его акцепта, который может осуществляться Клиентом, как путем подписания непосредственно его текста, так и путем присоединения Клиента к его условиям, в том числе путем подписания Клиентом экспедиторских документов, а также путем совершения Клиентом конклюдентных действий, выражающихся с его стороны в запросе оказываемой услуги.
В соответствии с п. 3.1.1 договора (аналогичные положения продублированы в приемной накладной) приём груза экспедитором производится по количеству грузомест, объему и весу, без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет работоспособности, внутренней комплектации, количества, качества, наличия явных или скрытых дефектов, чувствительности к температурному и механическому воздействию.
Указанным пунктом договора также предусмотрено, что по соглашению сторон экспедитор и клиент могут предусмотреть иной порядок приема груза, в том числе с досмотром внутреннего содержимого принимаемого к перевозке груза.
В этом случае стороны заключают дополнительное соглашение, в котором отражают обязательства сторон при приеме груза с досмотром внутреннего содержимого и порядок оплаты услуг экспедитора.
В данном случае какого-либо дополнительного соглашения относительно осмотра груза между сторонами заключено не было, таким образом, при приеме груза ООО «Деловые линии» обязано было определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было сделано.
При отправке груза отправителем какие-либо сопроводительные документы на груз не представлялись, что подтверждается отсутствием в накладной соответствующей отметки экспедитора.
В соответствии с п.п. 79-83 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановлением Правительства РФ 15.04.2011 № 272 при утрате или недостаче груза, повреждения (порчи) груза составляется акт. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования. Акт содержит дату и место составления акта; фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта. При этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя (иного уполномоченного представителя транспортной компании).
18.10.2021 составлен коммерческий акт передачи с указанием на повреждение 1 грузового места из 23 мест. Проставлена отметка, что деформации, целостности упаковки– прочерк, то есть не имеется, жесткая обрешетка не повреждена, осмотр греза не производился таким образом, повреждение упаковки экспедитора не зафиксировано. При выдаче, досмотр груза не производился, о чем свидетельствует отметка в коммерческом акте выдачи: осмотр груза – нет (л.д. 82 том 1),
Таким образом, истцом не доказана передача на экспедирование заявленного груза и повреждение груза в ходе экспедирования по приемной накладной №.
Более того, как указано в коммерческом акте, груз доставлен в надлежащем состоянии упаковки, при этом в приемной накладной указано, что груз был принят с отметкой о деформации упаковки, о чем имеется отметка в графе: состояние упаковки.
В коммерческом акте не приведено описание груза, позволяющего идентифицировать его с бильярдным столом, несмотря на то, что истец присутствовал при составлении указанного акта. Вместе с тем, в акте отражено и не оспорено истцом отсутствие повреждения упаковки экспедитора.
Согласно пункту 10 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав) выдача перевозчиком груза в таре или упаковке с проверкой массы, состояния груза осуществляется только в случае повреждения тары или упаковки.
При обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденных таре или упаковке.
Из изложенного следует, что законодатель исключает обязанность перевозчика/экспедитора по доказыванию отсутствия своей вины в повреждении груза, доставленного в надлежащем состоянии упаковки.
При этом, истцом не представлено каких-либо достоверных и достаточных доказательств повреждения груза именно в процессе перевозки, осуществляемой ответчиком.
Поскольку судом не установлен факт повреждения груза именно в ходе экспедирования, исковые требования в части возмещения ущерба с ООО «Деловые Линии» удовлетворению не подлежат.
Кроме того, ответственность экспедитора ограничена объявленной стоимостью груза пропорционально количеству поврежденных грузовых мест.
По смыслу пункта 1 статьи 7 Закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
В силу пункта 3 статьи 7 вышеназванного Закона за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» грузоотправитель при предъявлении груза для перевозки имеет право объявить его ценность. Прием для перевозки груза с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок грузов. При этом пунктом 12 правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272, установлено, что объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что ущерб подлежит исчислению исходя из объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорционально поврежденной части груза.
Из материалов дела известно, что на экспедирование было принято 23 места сборного груза с общей объявленной стоимостью 300 000 руб.
Коммерческим актом зафиксировано повреждение одного грузового места.
Соответственно, ответственность экспедитора за повреждение одного грузового места ограничена суммой 300 000 + 23 = 13 043,48.
Груз был застрахован ООО «Группа Ренессанс Страхование» (реорганизованный впоследствии в АО «Группа Ренессанс Страхование», ПАО «Группа Ренессанс Страхование») на основании договора страхования грузов № от 01.02.2018 г. (далее - Договор страхования) на условиях страхования, определенных в Правилах комплексного страхования грузов, утверждённых приказом генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование» № от 30.10.2017 г., являющихся неотъемлемой частью Генерального договора страхования.
Условия страхования определены в Правилах комплексного страхования грузов, утверждённых приказом генерального директора ООО «Группа Ренессанс Страхование» № от 30.10.2017 г., являющихся неотъемлемой частью Генерального договора страхования.
В соответствии с п. 10.1 Договора страхования выплата страхового возмещения осуществляется Страховщиком на основании представленных Страхователем (Выгодоприобретателем) документов, удостоверяющих факт, причины и обстоятельства наступления страхового случая, размера ущерба и имущественные права Выгодоприобретателя на застрахованный груз.
При этом страховщик АО «Группа Ренессанс Страхование» уже произвел выплату в размере, превышающем ответственность экспедитора.
АО «Группа Ренессанс Страхование» признало заявленное событие страховым случаем, произвело выплату страхового возмещения в размере 133 245, 81 руб., из которых: 119 776,66 руб. - в счет возмещения ущерба, а 11 977,67 руб.- в счет возмещения ожидаемой прибыли/дохода, 1491,48 руб. - в счет возмещения стоимости фрахта (том 1 л.д.103-104).
Таким образом, из материалов дела следует, что страховщик уже произвел выплату страхового возмещения в сумме 133 245, 81 руб., взыскание ущерба в большем размере противоречит приведенным выше положениям закона и договору, заключенному между сторонами.
Оснований для взыскания с ответчика суммы оплаченной провозной платы в размере 10472,00 рубля, суд не усматривает, поскольку груз по указанной накладной был доставлен до места назначения и получен истцом, следовательно ООО "Деловые линии" надлежаще исполнило обязательства по доставке груза по накладной № от 25.01.2021 г. в пункт назначения.
Оснований для взыскания с ответчика суммы оплаченной провозной платы в размере 34 427,49 руб., суд также не усматривает, поскольку груз по указанной накладной был доставлен до места назначения и получен истцом, следовательно ООО "Деловые линии" надлежаще исполнило обязательства по доставке груза в пункт назначения.
Согласно п. 4. ст. 453 ГК РФ, стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Согласно п. 3 ст.7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного)груза.
В соответствии с пунктом 6.10 договора транспортной экспедиции стоимость услуг (вознаграждение экспедитора) не подлежит возмещению Клиенту, если убытки Клиент возникли по иным причинам, не связанным с нарушением срока исполнения обязательства по договору.
Возврат экспедитором ранее уплаченного вознаграждения в случае утраты или повреждения груза предусмотрен пунктом 3 статьи 7 Закона № 87-ФЗ лишь тогда, когда такая обязанность установлена в договоре транспортной экспедиции. В договоре транспортной экспедиции (приемных накладных не предусмотрено обязательство экспедитора по возвращению уплаченного вознаграждения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 15, 393, 401, 420, 801, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 8 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" суд исходит из недоказанности наличия совокупности обстоятельств, необходимых для возложения на ответчиков ООО "Деловые линии" и АО «Группа Ренессанс Страхование» ответственности в виде возмещения убытков, а также не имеется оснований для удовлетворения производных требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований А.А.Т. к ООО "Деловые линии" и ПАО «Группа Ренессанс Страхование» о возмещении причиненного ущерба, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов –– отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Малахова