ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3790/2023 от 28.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2-3790/2023

73RS0001-01-2023-003722-68

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2023 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Сизова И.А.,

при секретаре Лысовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Хабардовой Любови Владимировне о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок,

установил:

прокурор обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее – министерство), Хабардовой Любови Владимировне о признании бездействия незаконным, возложении обязанности разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок.

В обоснование требований указывается, что 20.01.2011 между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области и ООО «Строительно-монтажное управление трест-13» заключен договор аренды лесного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для использования лесов в целях рекреационной деятельности.

На основании договора уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019 права и обязанности по договору аренды лесного участка от 20.01.2011 переданы Хабардовой Л.В.

В договоре аренды лесного участка указано, что арендатор обязан разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы.

Ответчиком Хабардовой Л.В. до настоящего времени не разработан проект освоения лесов.

Просил суд:

-признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение Хабардовой Любови Владимировны, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка от 20.01.2011 и договору уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019 к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>.

-обязать Хабардову Любовь Владимировну, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка от 20.01.2011 и договору уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

В судебном заседании прокурор поддержал требования.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области в судебном заседании указал, что министерством приняты исчерпывающие меры по обязанию Хабардовой Л.В. разработать проект освоения лесов: направлялись письма, подано в суд исковое заявление о расторжении договора.

В судебном заседании ответчик Хабардова Л.В. участия не принимала, извещалась.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (ч.1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещёнными законом способами (ч.2).

Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.

Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.

Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В силу части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды

Частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса

Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка

Из материалов дела следует, то между Министерством лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области (арендодатель) и ООО «Строительно-монтажное управление трест-13» (арендатор) 20.01.2011 заключен договор аренды № (л.д.9) лесного участка площадью 0,11 га, зарегистрированного в государственном лесном реестре под условным номером 792-2010-08 местоположение: <адрес>

Согласно п.11 договор аренды арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.

По договору уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019 права арендатора перешли к ответчику Хабардовой Л.В. (л.д.15).

До настоящего времени Хабардовой Л.В. обязанность по разработке и представлению проекта освоения лесов не исполнена, следовательно, требование прокурора в данной части суд находит подлежащим удовлетворению.

При этом месячный срок для исполнения такой обязанности суд находит разумным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 № 16/299-П «Об утверждении Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области» Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 06.07.2018 N 16/299-П "О Министерстве природных ресурсов и экологии Ульяновской области" министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области (далее - Министерство) является возглавляемым Правительством Ульяновской области исполнительным органом Ульяновской области, осуществляющим государственное управление в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Министерство осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану.

Материалами дела установлено, что с даты перехода к Хабардовой Л.В. права аренды земельного участка министерством направлены письма о необходимости разработки и предоставления проекта освоения лесов, датированные 01.04.2021, 09.09.2022.

Также 04.07.2023 министерством в суд подано исковое заявление о расторжении договора аренды с Хабардовой Л.В.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о наличии в действиях министерства незаконного бездействия, выраженного в непринятии своевременных и достаточных мер, направленных на понуждение Хабардовой Л.В. разработать проект освоения лесов.

Так исковое заявление о расторжении договора аренды подано в суд после возбуждения производства по настоящему делу; в 2020 г. никаких мер к понуждению Хабардовой Л.В. не предпринималось; в 2021 и 2022 ограничились лишь написанием двух писем.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области, выразившееся в непринятии достаточных мер, направленных на понуждение Хабардовой Любови Владимировны, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от 20.01.2011 и договору уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019 к разработке проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Обязать Хабардову Любовь Владимировну, как арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка № от 20.01.2011 и договору уступки права аренды лесного участка от 23.09.2019, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов и подать документы на проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов на лесной участок, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Срок принятия решения суда в окончательной форме 04.09.2023

Судья Сизов И.А.