ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3792/19 от 26.07.2019 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

59RS0007-01-2019-002736-84

Дело № 2-3792/2019

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

26 июля 2019 года город Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Князевой О.Г.,

при секретаре Бакановой А.В.,

с участием:

истца Шишкиной Н.А.,

представителя ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю, - ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Шишкиной Н. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю об оспаривании Заключения служебной проверки,

У С Т А Н О В И Л :

Шишкина Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю об оспаривании Заключения служебной проверки.

В обосновании исковых требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в должности <данные изъяты> УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю. В УГИБДД ДД.ММ.ГГГГ поступил запрос о предоставлении объяснений с сотрудников по проведению Служебной проверки по факту значительных расхождений с данными бюджетного учета в части расчетов по доходам от административных штрафов ГИБДД по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, назначенной начальником ГУ МВД России по Пермскому краю. С Заключением по результатам служебной проверки не согласна, поскольку проверка проведена некачественно, не в полном объеме и без соблюдения норм. Полагает, что приведенные в Заключении ссылки на нарушение п. п. 7.12, 7.13 её Должностной инструкции несостоятельны, поскольку из их содержания не усматривается совершение дисциплинарного проступка, а вывод непонятен и безоснователен. Инвентаризационная комиссия выявила расхождения с данными бюджетного учета, которые произошли из-за отсутствия начального сальдо только в бухгалтерском учете, задолженности на начало периода ДД.ММ.ГГГГ при реорганизации штатного расписания ГУ МВД России по Пермскому краю. Остаток дебиторской задолженности за ДД.ММ.ГГГГ отсутствует в бухгалтерском учете, а денежные средства, поступающие за предыдущие периоды за счет УФК по Пермскому краю, в бухгалтерском учете отражаются по кредиту. Расхождения согласно Порядку выявляются и регистрируются в бюджетном учете при инвентаризации в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

На основании изложенного, просит суд признать незаконными п. 2, п. 4 Заключения служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и исключить их из резолютивной части Заключения.

В судебном заседании истец на иске настаивала; доводы, изложенные в заявлении, поддержала.

Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю исковые требования Шишкиной Н.А. не признала, представив письменный отзыв на иск.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, показания допрошенных свидетелей, исследовав письменные документы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

Результаты служебной проверки представляются уполномоченному руководителю, принявшему решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается не позднее чем через пять дней со дня его представления. В заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания.

Порядок организации и проведения служебных проверок в органах, организациях подразделениям Министерства внутренних дел Российской Федерации установлен Приказом МВД России от 26.03.2013 г. N 161.

В соответствии с п. 13 основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

Из пояснений сторон, письменных документов дела, судом установлено, что Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю л/с от ДД.ММ.ГГГГШишкина Н.А. назначена на должность <данные изъяты> УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.

В связи с поступившим Рапортом начальника Центра финансового обеспечения ГУ МВД РФ о наличии значительных расхождений с данными бюджетного учета, выявленных в результате проведенной в УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю инвентаризации расчетов по доходам от административных штрафов ГИБДД, начальником ГУ МВД России по Пермскому краю в отношении <данные изъяты> УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО4, <данные изъяты>Шишкиной Н.А., <данные изъяты>ФИО6 было назначено проведение служебной проверки.

По результату служебной проверки установлен факт нарушения служебной дисциплины, в частности, Шишкиной Н.А.

Не согласившись с выводами служебной проверки, Шишкина Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Исследовав обстоятельства по делу и представленные по нему доказательства, суд не находит оснований для признания пунктов 2 и 4 обжалуемого Заключения, исходя из следующего.

В ходе служебной проверки установлено, что фактическая сверка остатка дебиторской задолженности по поступлениям за административные правонарушения с данными бухгалтерского учета проведена УГИБДД, как структурным подразделением администратора доходов, только в конце 2018 года, а именно по итогам инвентаризации.

Шишкиной Н.А., как сотрудником, ответственным за работу по администрированию штрафов в области безопасности дорожного движения, не принимались меры к установлению реальных показателей по начисленным суммам штрафов. При этом в 2017 году ею неоднократно представлялись в ЦФО справки для сторнирования сумм начисленных доходов по прекращению задолженности по административным штрафам. Однако данные справки возвращались в УГИБДД по причине того, что в бюджетном учете данные суммы не числились.

В объяснениях, данных в рамках проводимой проверки, а также в судебном заседании Шишкина Н.А. пояснила, что в должности <данные изъяты> УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю служит с ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что значительные расхождения с данными бюджетного учета произошли из-за отсутствия начального сальдо в бухгалтерском учете, задолженности на начало периода 2012 года при реорганизации штатного расписания ГУ МВД России по <адрес>. Это подтверждается представленными оборотными ведомостями ЦФО ГУ МВД России по <адрес>. Информация была запрошена для сторнирования задолженности предыдущих периодов. Остаток дебиторской задолженности за ДД.ММ.ГГГГ отсутствует в бухгалтерском учете, а денежные средства, поступающие за предыдущие периоды УФК по <адрес>, в бухгалтерском учете отражаются по кредиту. Также с ДД.ММ.ГГГГ., согласно предыдущих приказов ГУ МВД России по <адрес>, подавались единой суммой, без расшифровки закрепленных видов доходов, по некоторым КБК в бухгалтерском учете начисления распределялись по факту поступления денежных средств; инвентаризация счета 205.45 бухгалтерского учета в части остатка задолженности взыскателю по административным правонарушениям по линии ГИБДД в ДД.ММ.ГГГГ проведена в первый раз за 6 лет.

Указанная позиция, по мнению суда, опровергаются собранными по делу доказательствами.

В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона о службе, сотрудник ОВД обязан знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение, знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников).

В соответствии с пунктами 7.12, 7.13 Должностного регламента инспектора группы по администрированию Шишкина Н.А. обязана участвовать в предоставлении в финансово-бухгалтерские подразделения достоверных сведений о прекращении задолженности, а также сведений о списании по задолженности, невостребованной кредиторами по администрируемым доходам бюджетов бюджетной системы России; обязана соблюдать порядок осуществления бюджетных полномочий администратора доходов бюджетной системы России – ГУ МВД России по Пермскому краю, территориальными органами МВД России Пермского края на районном уровне, подразделениями и организациями, созданными для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю.

С указанным Должностным регламентом Шишкина Н.А. ознакомлена под личную подпись.

При этом доказательств того, что Шишкиной Н.А., как сотрудником, ответственным за работу по администрированию штрафов в области безопасности дорожного движения, принимались меры к установлению реальных показателей по начисленным суммам штрафов, материалы дела не содержат.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ истцом представлялись в ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю справки для сторнирования сумм начисленных доходов по прекращению (окончанию) задолженности по административным штрафам. Данные справки были возвращены в УГИБДД по причине того, что в бюджетном учете указанные суммы не числились, то есть не были переданы к учету в ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю. Истица возражений в данной части не имела.

По причине выявленных расхождений в данных бухгалтерского учета с данными, представляемыми по начисленным суммам штрафов из УГИБДД, ГУ МВД России по Пермскому краю было издано Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении и отражении учетных данных по администрируемым доходам в бюджетном учете».

Согласно данному документу, УГИБДД необходимо было до ДД.ММ.ГГГГ организовать представление в ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю откорректированных данных по начисленным суммам и прекращению (окончанию) задолженности по административным штрафам в разрезе КБК доходов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако данное Распоряжение было исполнено не в полной мере. В результате полученных данных от УГИБДД по корректировке начислений за прошлые периоды начисления УГИБДД были увеличены на <данные изъяты> руб. (исх. УГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ. исполнитель Шишкина Н.А.).

Порядок осуществления бюджетных полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ГУ МВД России по Пермскому краю, территориальными органами МВД России Пермского края на районном уровне, подразделениями и организациями, созданными для реализации задач и обеспечения деятельности ГУ МВД России по Пермскому краю утвержден Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.72 данного Порядка УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> при выполнении функций администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляет ведение персонифицированного учета начисленных и поступивших сумм по закрепленным кодам доходов ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным; представляет в электронном и бумажном виде в ЦФО сведения по начисленным суммам в разрезе кодов доходов, заверенные подписями ответственных должностных лиц УГИБДД по установленной форме; ежеквартально проводит сверку с ЦФО по закрепленным видам доходов.

Расхождения по остаткам задолженности на сумму <данные изъяты> руб. были выявлены в УГИБДД только по результатам инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении инвентаризации всех статей баланса».

При этом в нарушение п.2.2., подп. «в» п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ, инвентаризация фактического наличия задолженности по административным штрафам по линии ГИБДД по счету 205.45 с ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, рабочая инвентаризационная комиссии для инвентаризации задолженности на счетах в УГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю не создавалась.

Инвентаризация расчетов в соответствии с вышеобозначенными Методическими указаниями заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. На счете 205.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» задолженность формируется в результате разницы между суммой начисленных штрафов, предоставляемой ежемесячно УГИБДД в ЦФО в установленные сроки в виде справки в разрезе кодов бюджетной классификации, и суммой поступивших денежных средств в уплату штрафов на счет администратора доходов ГУ МВД России по Пермскому краю на основании справки территориального органа федерального казначейства.

Основаниями для подтверждения сумм задолженности в инвентаризационной описи являются Акт сверки по начисленным суммам доходов по административным правонарушениям, подписанный УГИБДД и справка УФК по Пермскому краю о перечислениях поступлений в бюджеты. На основании данных документов инвентаризация считается достоверной и обоснованной.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проведена инвентаризация по счету 205.00 «Расчеты по доходам» в полном объеме, подтверждена вышеуказанными документами. Акты сверок по начисленным суммам на ДД.ММ.ГГГГ подписаны УГИБДД, поступления денежных средств отражены в бухгалтерском учете на основании справки УФК по Пермскому краю.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ УГИБДД проведена инвентаризация в части поступлений за административные правонарушения с расхождениями фактического остатка дебиторской задолженности с данными бухгалтерского учета.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей заместитель главного бухгалтера ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО5 и начальник отделения по администрированию доходов ФЭО ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю ФИО6 указанные обстоятельства подтвердили. Одновременно пояснили, что именно Шишкина Н.А. обязана была увидеть расхождения между начисленными и поступившими денежными средствами, доложить об этом руководству в виде рапорта, который бы в последующем инициировал проведение инвентаризации денежных средств.

Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение факт того, что Шишкина Н.А., как сотрудник, <данные изъяты>, не принимала должных мер к установлению и отражению реальных показателей по начисленным суммам штрафов.

Данный факт Шишкиной Н.А. в судебном заседании допустимыми доказательствами не опровергнут.

Исходя из указанного, суд находит выводы проводимой в отношении Шишкиной Н.А. служебной проверки обоснованными. Истцом были нарушены требования служебной дисциплины, предусмотренные п.п. 7.12, 7.13 Должностного регламента, выразившиеся в непринятии мер к установлению задолженности по административным правонарушениям перед взыскателем и передаче ее в ЦФО ГУ МВД России по Пермскому краю для постановки на бухгалтерский учет. Соответственно, оснований для признания п. 2 и п. 4 Служебной проверки незаконным и их исключения у суда не имеется. Более того, исследуемое Заключение каким-либо образом прав сотрудника не нарушает, поскольку к дисциплинарной ответственности истица не привлекалась.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шишкиной Н. А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю об оспаривании Заключения служебной проверки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивировочной части решения через Свердловский районный суд г. Перми.

Мотивированное решение изготовлено 06.08.2019 г.

Судья: О.Г. Князева.