№ 2-705/2021
УИД: 36RS0006-01-2020-005432-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Зенкиной Л.А.,
с участием:
истца ФИО2,
представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО3,
представителя ответчика ООО «ДримЛайн ЦЕНТР» по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «ДримЛайн ЦЕНТР», ИП ФИО5 о взыскании денежных средств, уплаченных за товар, в размере 87046 рубля, неустойки в размере 87046 рубля, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «ДримЛайн ЦЕНТР» о взыскании денежных средств, уплаченных за товар, в размере 65 464 рубля, неустойки в размере 65 464 рубля, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы, ссылаясь на то, что 06.04.2018 он купил у ответчика матрас Dreamline Relax Massage S-2000, размером 160х200, стоимостью 65 464 рубля; согласна данным сайта DreamLine данный матрас был заявлен как мягкий, ортопедический; после двух лет эксплуатации матраса у него появилась усадка более чем на 30 мм, посередине и в изголовье, спать на нем стало неудобно и невозможно; 16.10.2020 истцом была отправлена претензия ответчику с просьбой произвести замену матраса ненадлежащего качества на аналогичный новый либо возвратить уплаченную за товар денежную сумму в размере 65 464 рубля; ответчиком отказано в удовлетворении требований истца (т. 1 л.д. 4-6).
Определением суда от 16.03.3021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Дримлайн Компани» (т. 1 л.д. 50).
Определением суда от 23.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечен ИП ФИО5 (т. 1 л.д. 230).
Определением суда от 04.06.2021, занесенным в протокол судебного заседания к производству суда приняты уточненные исковые требования ФИО2 в соответствии с которыми истец просил суд взыскать денежные средства, уплаченные за товар, в размере 87046 рубля, неустойку в размере 87046 рубля, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф в размере 50% от присужденной судом суммы (т. 2 л.д. 36-40). В обоснование уточненных требований истец указал, что при приобретении матраса на интернет сайте omatras.ru как и на иных сайтах по продаже матрасов Dreamline Relax Massage S-2000 была размещена информации, что он является мягким ортопедическим. В связи с тем, что покупатель не был проинформирован о гарантийном сроке, усадка матраса составила более 3 см, количество пружин в матрасе значительно превышает необходимое для мягких матрасов, просил взыскать стоимость матраса с учетом текущей его стоимости.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель по доверенности ФИО3 заявленные уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «ДримЛайн ЦЕНТР» по доверенности ФИО4 в удовлетворении исковых требований возражал, в материалы дела представлен письменный отзыв (т.1 л.д. 51-53, т. 2 л.д. 33-35).
Ответчик ИП ФИО5 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Третье лицо ООО «Дримлайн Компани» о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив эксперта, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам
В соответствии со ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426). К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Статьей 503 ГК РФ предусмотрено, что покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.
В соответствии со ст. 504 ГК РФ при возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.
Согласно преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года № 2300-1 (далее – закон) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Судом установлено, что 06.04.2018 согласно заказу № ДЦВрж005383 от 03.04.2018 ФИО2 приобрел в интернет-магазине Omatras.ru у официального дилера ИП ФИО5 (т. 1 л.д. 158-168), действующего на основании агентского договора № 113 от 16.01.2016 (т. 1 л.д. 236-240) мягкий пружинный матрас Dreamline Relax Massage S-2000 размером 160х200 см. стоимостью 65 464 рублей (т. 1 л.д. 7-8, т.2 л.д. 41-44).
Согласно передаточному акту от 06.04.2018 гарантийный срок указанного на торцевой этикетке изделия, начинает действовать с момента приобретения продукции. Производственная гарантия распространяется на дефекты изделия, допущенные в процессе производства, а также дефекты используемых тканей и наполнителей; пружины или проволоку, которые ослабли, лопнули или вышли наружу, проткнув поверхностные материалы; впадины на матрасе больше 3 см, если под матрасом использовалось качественное основание, которое соответствует ГОСТу и типу пружинного блока на матрасе. Незначительные углубления по форме тела не являются дефектом и являются нормальной приработкой матраса. Гарантийный срок эксплуатации 18 мес. со дня покупки изделия (т. 1 л.д. 7).
12.10.2020 ФИО2 обратился с претензией в ООО «ДримЛайн Центр» о замене товара, либо возврате денежных средств за аналогичный товар (Т. 1 л.д. 9), указав, что после двух лет эксплуатации матраса, посередине изделия на 35 мм появилась усадка (т. 1 л.д. 9).
20.10.2021 ООО «ДримЛайн ЦЕНТР» направила в адрес ФИО2 ответ на претензию, согласно которого оснований для удовлетворения требований претензии не имеется, поскольку в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Гарантийный срок установленный договором и законом истек (т. 1 л.д. 10).
12.11.2020 истец повторно обратился с претензией в ООО «ДримЛайн Центр» указав, что после двух лет эксплуатации ортопедического матраса, посередине изделия на 35 мм появилась усадка. На матрасе отсутствует маркировка в каком-либо виде с информацией о гарантийном сроке и сроке службы. Матрас не соответствует заявленной информации. Наполнение матраса не соответствует заявленному на сайте, в связи с чем просит устранить безвозмездно указанные недостатки (т.1 л.д. 12). Однако его требования ответчиком удовлетворены не были.
Согласно акту производственной экспертизы от 02.02.2021, выполненной представителями ответчика, в связи с заявлением ФИО2 от 17.11.2020. В отношении матраса Dreamline Relax Massage S-2000 160*200 проведена проверка выполнения требований ГОСТ 19917 (Мебель для сидения и лежания. Общие технические условия), соблюдения технологических процессов при изготовлении продукции, применяемых материалов, заявленных в описательной части и на сайте ДримЛайн. РФ, правил складского хранения, упаковки, логистики и транспортировки на участках производства, склада хранения, доставки до покупателя. Одновременно проверена информационная база (архива отгрузок) по копиям этикеток размещаемых на изделии.
В ходе проверки было установлено, что Матрас Dreamline Relax Massage S-2000 160*200, на этапах производства, изготовления, упаковки, хранения, транспортировки полностью соответствуют требованиям регламентирующих документов и действующих стандартов. Используемые материалы (комплектующие) отвечают условиям и требованиям безопасности. Заключения о Соответствии предъявлены. Копии заключений размещены на сайте Дримлайн.РФ. Изготавливаемое изделие полностью аналогично описательной части и макетному образцу. Предъявленные этикетки и паспорт изделия с гарантийными обязательствами и рекомендациями по уходу являются неотъемлемой частью учета и упаковки изделия. Без их наличия нарушается процесс производственного и складского учета, контроля списания материалов. За период март - май 2018 года отказов, сбоев, программного учета, маркировки не выявлено (т. 1 л.д. 36-37).
19.03.2021 истец обратился к ООО «ДримЛайн ЦЕНТР» с новой претензией, в которой указал, что на приобретенном им матрасе отсутствует маркировка о гарантийном сроке и сроке службы, установленном изготовителем. Матрас приобретался как ортопедический, соответственно, срок его службы должен составлять не менее 5 лет. Наполнение матраса не соответствует заявленному на сайте, количество пружин превышает необходимое по ГОСТу, вместо натурального латекса использован бутадиен-стирольный каучук (т. 1 л.д. 169).
Согласно информации предоставленной третьим лицом – производителем ООО «Дримлайн Компани» по запросу суда, матрас Dreamline Relax Massage S-2000, размером 160x200 (заказ № 5383 от 03.04.2018) не является ортопедическим. ООО «ДримЛайн Компани» не производит ортопедические матрасы. Выпускаемые матрасы изготавливаются на основании ГОСТ 16371-2014 Мебель. Общие технические условия. Все матрасы, изготавливаемые ООО «ДримЛайн Компани», содержат маркировку - самоклеящийся бумажный носитель с логотипом производителя, с указанием заказа, гарантийного срока, даты производства, покупателя, наименование изделия и его физические (габаритные) размеры, имеют вшивную этикетку, вкладыши с гарантийными обязательствами и рекомендациями по эксплуатации. На этих носителях также указан сайт производителя с полной и подробной информацией и с характеристиками приобретаемого изделия, включая нагрузочные величины. Гарантийный срок матраса Dreamline Relax Massage S-2000 составляет 24 месяца. Латекс мебельный (Код ОКП 25 1413) не входит в «Единый перечень продукции, обязательной сертификации» и «Единый перечень продукции, подтверждение которой осуществляется в ходе принятия декларации о соответствии», однако в целях производства качественной продукции, у поставщиков запрашивает и иные сертификаты соответствия используемой натуральной латексной также результаты, произведенной добровольной сертификации.
Если на ярлыке или сертификате указан состав: «Латекс», «Натуральный латекс» это латекс – микс 60/40 % -15/85%, так как по законодательству многих европейских стран, в том числе и России, латекс имеет право называться натуральным. Производимый продукт может являться натуральным, имея в своем составе 15% сока дерева Гевеи. На сайте latex.ru размещена информация о порядке и способах изготовления латексной пены. Описанная технология изготовления и использования материалов, определяет порядок производства продукции из латексной пены (подушек, матрасов и пр.) Таким образом, все изделия, произведенные с использованием натурального латекса, заведомо производятся из смеси коагулированного латекса, стабилизаторов, антибактериальных добавок и синтетического латекса (бутадиен-стирол). Также на данном сайте дана классификация материалов исходя из плотности используемых наполнителей, с обязательными нагрузочными величинами. Если на изделии указано, что использован 100% натуральный латекс, то это латексная продукция, произведенная Ассоциацией стран производителей, в которую входит 11 стран – Камбоджа, Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Папуа - Новая Гвинея, Филиппины, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд и Вьетнам, в которых произрастает растение Гевея. Применение производителем обозначений «Латекс натуральный» является допущенной узаконенной характеристикой производимого матраса Dreamline Relax Massage S-2000 (т. 1 л.д. 67-68). К ответу приложены документы о добровольной сертификации латекса мебельного а также техническое описание на матрасы, в том числе серии Дрим (т. 1 л.д. 69-93, 97-118).
Согласно информации с официального сайта ответчика ДримЛайн.рф приобретенный истцом матрас является мягким анатомическим, то есть не является ортопедическим (т. 1 л.д. 211-213).
В ходе выездного судебного заседания 16.06.2021 судом установлено наличие впадины на матрасе больше 3 см, а также наличие на матрасе маркировки, где указано, что срок гарантии составляет 24 месяца, срок службы 10 лет (т. 2 л.д. 49-51, 55-56).
Согласно ст. 4 Закона продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Как следует из ст. 5 Закона на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 настоящего Закона.
Статьей 18 Закона предусмотрено, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Согласно ст. 19 потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений.
По ходатайству сторон судом 16.06.2021 года была назначена товароведческая экспертиза.
29.07.2021 в суд поступило сообщение ФБУ «Воронежский РСЦЭ Минюста России» о невозможности дачи заключения в связи с непредставлением на осмотр объекта исследования и недостаточностью представленных материалов (т. 2 л.д. 76-79).
По ходатайству стороны истца судом 18.08.2021 вновь была назначена товароведческая экспертиза (т. 2 л.д. 96-97).
Согласно заключению ФБУ «Воронежский РСЦЭ Минюста России» №7896/6-2 от 12.22.2021 представленный на экспертизу матрас с маркировкой «Dreamline» модель «Re1ax Маssage S-2000» имеет следующие дефекты: распространенные загрязнения на чехле; наличие затяжек на чехле; деформация матраса; наличие усадки (вмятин) в изголовье и изножье на одной стороне. Дефекты в виде распространенных загрязнений чехла исследуемого матраса; наличия затяжек на чехле; деформации — являются дефектами эксплуатационного характера, причиной образования которых явился результат эксплуатации. Дефект в виде усадки (вмятин) в изголовье и изножье на одной стороне исследуемого матраса является дефектом эксплуатационного характера, причиной образования которого явилась ненадлежащая эксплуатация изделия (нарушение правил эксплуатации). Поскольку выявленные дефекты у исследуемого матраса с маркировкой «Dreamline» модель «Re1ax Маssage S-2000», указанные выше являются эксплуатационными, т.е. возникшими в результате эксплуатации и нарушения правил эксплуатации, то решение части вопроса относительно влияния на качество и их допустимость теряют логический смысл. Вопрос определения суда выходит за пределы компетенции эксперта-товароведа, т.к. «устранимость» дефектов и стоимость «устранения» подразумевает под собой ремонт изделия, что требует знаний в области технологии изготовления изделия и осуществляется специалистами соответствующих отраслей производства. Внешним осмотром (в местах доступных для осмотра) представленного на экспертизу матраса с маркировкой «Dreamline» модель «Re1ax Маssage S-2000» видимых повреждений его конструкции не выявлено (т.2 л.д. 119-127).
Из исследовательской части следует, что при осмотре матраса установлено, что с внутренней стороны матраса вшит товарный ярлык который содержит следующую информацию: наименование торговой марки с изображением товарного знака; наименование изделия; дата производства изделия; наименование модели изделия; указание размера; изображение штрих-кода; наименование наполнителя, ткани; указание гарантии, срока службы; условия эксплуатации; символы с обозначением знаков качества; символы по уходу за изделием; знак соответствия Техническому регламенту Таможенного союза; наименование стандарта; адрес производителя; телефон; сайт.
Вшивной товарный ярлык (этикетка) зафиксированный с внутренней торцевой стороны чехла исследуемого матраса содержит следующую информацию об условиях эксплуатации «Необходимо переворачивать матрас каждые 3 месяца». Кроме того, на официальном сайте производителя имеется информация, где указаны «Гарантийные обязательства для матрасов».. . «Один раз в три месяца следует переворачивать матрас на противоположную сторону и менять расположение в направлении голова-ноги».
В соответствии с требованиями, изложенными в ГОСТ 19917 - 2014 без учета имеющихся дефектов, было установлено, что при механическом воздействии на матрас мягкие элементы на основании пружинных блоков шума в виде щелчка, скрипа не издают, имеющиеся морщины на чехле матраса разглаживаются рукой, чехол матраса не имеет перекосов, углы расправлены. Швейные нитки подобраны по цвету. Пропусков стежков в шейных строчках не имеется. Застежка-молния исправна. Имеющиеся маркировочные обозначения на вшивном ярлыке представлены в полном объеме.
По центру матраса на расстоянии от края изголовья около 470 мм и по краям слева и право на расстоянии около 600 мм имеется значительная видимая невооруженным глазом деформация в виде вмятины. В изножье имеется незначительная вмятина от края с левой стороны на расстоянии 650 мм и от края с правой стороны на расстоянии около 700 мм. Необходимо отметить, что при прощупывании матраса на указанных выше участках с вмятинами повреждений в виде нарушения целостности слоев латекса, выпирания пружин не имелось и т.д.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что усадка (вмятины) в изголовье и изножье на одной стороне представленного на экспертизу матраса с маркировкой «Dreamline» модель «Relax Massage S-2000» образовалась в результате продолжительной статической нагрузки приложенной на ограниченной площади поверхности спального места. Локализация данных вмятин (только на одной стороне), отсутствие вмятин (усадки) на другой стороне исследуемого матраса свидетельствуют о том, что матрас в процессе эксплуатации не переворачивался, согласно требованиям, предъявляемым к эксплуатации для матраса, что следует отнести к нарушениям правил эксплуатации за изделием.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО1 подтвердила выводы, изложенные в заключении эксперта.
Судом принимается данное экспертное заключение №7896/6-2 от 12.22.2021 в качестве достоверного доказательства, поскольку эксперт был предупрежден об уголовной ответственности, оно произведено экспертом, имеющим высшее товароведческое образование, соответствующую квалификацию, имеющем стаж работы по специальности, значительный стаж экспертной работы.
В удовлетворении ходатайства представителя истца ФИО2 о назначении по делу дополнительной судебной товароведческой экспертизы было отказано, о чем вынесено мотивированное определение от 06.12.2021.
Таким образом, как следует из материалов дела на дату предъявления первоначальной претензии гарантийный срок эксплуатации матраса истек.
Как указывалось выше, в соответствии с ч. 6 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон) в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
По смыслу указанной нормы требование о безвозмездном устранении недостатков может быть предъявлено, только если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Соответственно, бремя доказывания наличия недостатков и времени их возникновения лежит на потребителе.
Как указывалось выше согласно заключению эксперта № 7896/6-2 от 12.11.2021 заявленные истцом дефекты «у исследуемого матраса с маркировкой «Dreamline» модель «Relax Massage S-2000», являются эксплуатационными, т.е. возникшими в результате эксплуатации и нарушения правил эксплуатации. Общий вывод, сделанный экспертом, указывает на отсутствие каких-либо производственных недостатков.
Соответственно, истец по истечении гарантийного срока мог обратиться к ответчику в случае выявления существенных недостатков только с требованием о безвозмездном устранении таких недостатков и в случае невыполнения изготовителем, продавцом данных требований в течение двадцати дней — предъявлять иное требование, в том числе и о замене матраса, или о возврате товара.
С соответствующими требованиями к ответчику истец на дату обращения в суд не обращался.
В ходе рассмотрения дела сторона ответчика предлагала истцу в рамках мирового соглашения добровольно после осмотра сервисной службой устранить недостаток матраса (т. 1 л.д. 181), однако истец от этого отказался, требуя произвести замену матраса на новый (т.1 л.д. 202).
Результаты экспертизы исключают обоснованность требований истца в удовлетворении заявленных требований о замене матраса ненадлежащего качества на аналогичный, либо возврата уплаченной за товар денежной суммы, так как никаких недостатков возникших по вине производителя не обнаружено.
Закон о защите прав потребителей устанавливает специальное правовое регулирование применительно к случаям выявления потребителем существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара. В этом случае потребитель, обращаясь к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), имеет право на последовательное заявление требований, первым из которых является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков.
Право обратиться к изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) с требованием о возврате уплаченной денежной суммы может быть реализовано потребителем только после того, как в течение двадцати дней не будет удовлетворено его требование о безвозмездном устранении недостатков либо будет установлен факт того, что обнаруженный недостаток является неустранимым (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 г. N 17).
Данная позиция также подтверждается Обзором судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 14 октября 2020 г.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
Исходя из приведенных разъяснений, по смыслу абзаца второго пункта 6 ст. 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в данном случае именно на ответчике лежала обязанность доказать, обстоятельство возникновения недостатка товара после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Соответствующие доказательства представлены стороной ответчиков, в том числе в выводах судебной экспертизы.
Суд считает необоснованным утверждение истца о том, что договором продавца не устанавливался гарантийный срок, на матрасе отсутствовала информация о гарантийном сроке и до потребителя была не доведена, поскольку соответствующая этикетка с данной информацией имелась на матрасе, что установлено судом и экспертом при его осмотре.
Кроме того, производитель к каждому матрасу, при его упаковке для транспортировки, вкладывает паспорт на матрас, где указаны условия использования, характеристики, гарантийные обязательства изготовителя. Факт получения товара со всеми прилагаемыми документами, подтверждается подписью истца в универсальном передаточном документе № Врж001139 от 06.04.2019.
Содержанием экспертизы подтверждено, что конструкция матраса и его наполнение соответствует данным, заявленным производителем на официальном сайте производителя, а также приобщенным к материалам дела декларации о соответствии, копии экспертных заключений о качестве наполнителей для матрасов.
В результате проведенной судебной товароведческой экспертизы по делу установлено, что каких-либо недостатков матраса, возникших по вине производителя, не выявлено. Заявленные истцом недостатки имеют эксплуатационный характер, возникший из-за нарушения правил эксплуатации.
В ходе рассмотрения дела истец не оспаривал, что поворачивал матрас на противоположную сторону меньшей периодичностью, чем указано производителем, таким образом, потребитель не исполнял данные указания для надлежащей эксплуатации матраса, обязательные к исполнению.
Экспертом определено, что выявленные дефекты - усадка (вмятины) в изголовье и изножье на одной стороне - являются эксплуатационного характера, возникли в результате продолжительной статической нагрузки, приложенной на ограниченной площади поверхности спального места, в нарушение правил эксплуатации.
Доводы истца о непредставлении производителем должной информации о порядке эксплуатации изделия, в том числе в части необходимости периодически переворачивать матрас, опровергнуты содержанием судебной экспертизы и иными материалами дела, в том числе содержанием передаточного документа полученного истцом, маркировкой на матрасе.
Ссылка истца на предоставление ему недостоверной информации при покупке матраса (на сайте он был указан как ортопедический, а производителем указан как мягкий), как основание для взыскания стоимости товара, судом отклоняется исходя из следующего.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе сведения об основных потребительских свойствах, сроке годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
В соответствии со статей 12 Закона о защите прав потребителей, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
Как разъяснено в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при определении разумного срока, предусмотренного п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей, в течение которого потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п.
Таким образом, потребитель, отсутствие у которого специальных познаний презюмируется законом (пункт 4 статьи 12 Закона о защите прав потребителей), может выявить несоответствие приобретенного товара в ходе его эксплуатации. В этой связи продолжительность срока с даты приобретения товара до предъявления требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей, не может быть строго регламентирована.
Из указанных правовых норм в их системной взаимосвязи и акта их толкования следует, что если потребителю не предоставлена информация о товаре, но им был заключен договор, он вправе в разумный срок отказаться от договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
С учетом того, что требования истца заявлены после окончания гарантийного срока (спустя 2,5 года после покупки и начала использования товара), данное обстоятельство не являлось основанием для возврата стоимости товара при досудебном урегулировании спора, такой срок предъявления претензий к продавцу, основанный на утверждении о предоставлении недостоверной информации о товаре, является явно не разумным.
Таким образом, на основании анализа представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 о взыскании денежных средств, уплаченных за товар, в размере 87046 рубля являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
С учетом отказа в удовлетворении требования о взыскании стоимости товара, также не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании неустойки в размере 87 046 рубля, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы.
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ООО «ДримЛайн ЦЕНТР», ИП ФИО5 о взыскании денежных средств, уплаченных за товар, в размере 87046 рубля, неустойки в размере 87046 рубля, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, штрафа в размере 50% от присужденной судом суммы, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Панин С.А.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 17 декабря 2021 года.