Рубцовский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2- 3794/11
Именем Российской Федерации
19 августа 2011 г. Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Шабалиной Л.П.,
при секретаре Безбародовой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Рубцовск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию «Р» о признании незаконными действий, постановления и понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском, просил признать незаконными действия МУП «Р» (далее -МУП «Р»). по взиманию платы на основании приказа от *** № *** «Об утверждении платы на услуги, оказываемые МУП «Р», обязать МУП «Р» прекратить взимать плату за выдачу соответствующих документов, признать недействительным постановление администрации г. Рубцовска от *** № *** «О возложении на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» «Р» с момента его принятия. В обоснование требований указал, что прокуратурой г.Рубцовска проведена проверка по обращению С о нарушениях в деятельности МУП «Р», в ходе которой установлено, что на основании постановления администрации г.Рубцовска от *** № *** «О возложении на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» «Р» обязанностей по осуществлению сбора документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета» на МУП «Р» возложены обязанности по подготовке документов для отдела УФМС России в г.Рубцовске, а также обязанности по предоставлению информационных услуг о количестве проживающих в многоквартирных домах. На основании приказа от *** № *** «Об утверждении платы на услуги, оказываемые МУП «Р» утвержден прейскурант услуг оказываемых МУП «Р», как то заполнение заявления о регистрации по месту жительства, адресных листков убытия и прибытия и иных документов.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Правительством Российской Федерации, регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Плата за услуги взимаемая МУП «Р» на основании приказа от *** № *** «Об утверждении платы на услуги, оказываемые МУП «Р»» является незаконной.
Основными целями МУП «Р» в соответствии с Уставом является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработка и внедрение программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи. Жилищный фонд МУП «Р» на каком-либо предусмотренном законодательством праве не принадлежит. Должностные лица данного предприятия не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями муниципального жилищного фонда.
МУП «Р» не является жилищно-эксплуатационной организацией, в связи, с чем работники данного предприятия не могут являться лицами, ответственными за оформление и предоставление соответствующих документов, а также их ведение и хранение. Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин предоставляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в п. 9,16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные, которые в дальнейшем являются основанием, в частности, для начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги и предоставления соответствующих льгот.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных законом. Деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен. В данном случае выполнение функций по обеспечению регистрационного учета граждан, в том числе функций по сбору, обработке и хранению информации о регистрации граждан по месту жительства и по меты пребывания, возложено на МУП «Р», которое такие функции осуществлять не может ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
В судебном заседании прокурор требования уточнил в части номера и даты приказа, просил признать незаконными действия МУП «Р» по взиманию платы на основании приказа от *** № *** «Об утверждении платы на услуги, оказываемые МУП «Р», в отношении ранее заявленного приказа не поддержал, так как он в настоящее время не действует, остальные требования и доводы иска поддержал.
Представитель Администрации г. Рубцовска Алтайского края в судебном заседании иск не признал, пояснил, что постановлением на основании действующего законодательства правомерно возложена обязанность на работников МУП «Р» по регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин.
Представитель МУП «Р» в судебном заседании иск не признал, пояснил, что МУП «Р» не взимает плату за сбор документов на регистрацию, а лишь берет плату за приобретение бланков и их заполнение. Затраты на приобретение адресных листов прибытия (убытия), поквартирных карточек, заявлений граждан МУП «Р» не компенсируются. Финансирование вышеперечисленных документов осуществляется из собственных средств МУП «Р», т.к. их возмещение не предусмотрено ни местным бюджетом, ни содержанием тарифа по оплате коммунальных услуг. Также указала, что основания для признания недействительным постановления администрации города о возложении на МУП «Р» обязанностей по осуществлению сбора документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета отсутствуют, так как эти обязанности осуществляются правомерно с получением всех необходимых документов, допусков, с обеспечение конфиденциальности обрабатываемых данных.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковые требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также из содержания части 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ следует, что судебной защите подлежат только нарушенные либо оспоренные права, свободы или законные интересы.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с п.4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 в государственных и муниципальных жилищных фондах лицами, ответственными за регистрацию являются должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда.
Приказом ФМС от 20.09.2007 № 208 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, являются:
должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда;
собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;
уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищностроительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых.
помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Судом установлено, основными целями МУП «Р» в соответствии с Уставом является оказание программно-технических и информационных услуг по решению расчетных и статистических бухгалтерско-экономических задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработка и внедрение программного обеспечения, прогрессивных информационных систем и технологий на основе применения вычислительной техники и средств связи и не является жилищно-эксплуатационной организацией. При этом, МУП «Р» учреждено на основании решения Рубцовского городского Совета депутатов от *** № *** и в соответствии с установленным штатом, является предприятием выполняющим функции управления и осуществляющим задачи по совершенствованию системы оплаты и сбору платежей населения за жилое помещение и коммунальные услуги для органов и организаций, имеющих перед гражданами договорные обязательства по предоставлению жилищно - коммунальных услуг. Данная деятельность не противоречит Уставу МУП «Р» и осуществляется на основании договоров поручительства с органами управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях. Выполнение выше указанных функций не требует лицензионного разрешения исходя из Письма Министерства промышленности и энергетики от 17.09.2004 №10-681 «О работе ИРКЦ, ИВЦ».
Вместе с тем, согласно письма Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству «Об организации паспортно - учетной работы» от 22.09.2004 №ЮТ-4712/03, и письма Министерства промышленности и энергетики от 17.09.2004 №10-681 «О работе ИРКЦ, ИВЦ» решением органа местного самоуправления на договорной основе, в соответствии с договором поручения функции организации паспортно -- учетной работы и функции по начислению и сбору платежей населения (потребителей жилищно - коммунальных услуг) переданы МУП «Р».
Учредителем МУП «Р» является Администрация г. Рубцовска. Согласно ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (редакции от 27.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения. Суд полагает, что возложение на МУП «Р» оспариваемых прокурором функций не противоречить действующему законодательству при соблюдении его определенных положений, о чем будет указано ниже и постановление администрации г. Рубцовска от *** № *** «О возложении на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» «Р» обязанности осуществлять сбор документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета принято в пределах полномочий и на законном основании, принимая во внимание то обстоятельство, что регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации производится отделом УФМС по Алтайскому края в городе Рубцовске.
Согласно ч.1 ст. 23 и ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Для регистрации по месту пребывания или по месту жительства гражданин предоставляет должностным лицам, ответственным за регистрацию, в числе других документов, указанных в п. 9,16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 документ, удостоверяющий личность и раскрывающий его персональные данные, которые в дальнейшем являются основанием, в частности, для начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги и предоставления соответствующих льгот.
Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188. Согласно п.1 Перечня к таким сведениям, в частности, относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Случаи, не требующие наличия согласия субъекта персональных данных для их обработки, определены ч. 2 ст. 6 ФЗ «О персональных данных», в частности, обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора. Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Суд согласен с доводами прокурора, что деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен.
При этом, согласно Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных» МУП «Р» поставлено на учет в Роскомнадзоре *** года за регистрационным номером *** приказ № *** от ***.
МУП «Р» попадает под действие ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и имеет согласованные в установленном законом порядке Правила внутреннего контроля в целях противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от *** г. .
В соответствии со ст.10 ФЗ от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных допускается в случае, если: обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму. МУП «Р» выполнены работы по созданию режима защиты персональных данных в информационной системе, используемой при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги. *** г. . был заключен договор № *** подряда на выполнение работ по созданию режима защиты персональных данных. Данная работа проводилась в пять этапов, то есть требует значительного промежутка времени и Аттестат соответствия МУП «Р» утвержден *** г. Все названные документы имеются в материалах дела.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания незаконным постановления администрации г. Рубцовска от *** № *** «О возложении на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городского округа «Город Рубцовск» «Р» обязанности осуществлять сбор документов для регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства и снятия граждан с регистрационного учета.
Судом установлено, что директором МУП «Р» *** г. . издан приказ № *** «Об утверждении платы на услуги, оказываемые МУП « Р», в котором указано, что в целях возмещения при выдаче справок и оказания услуг, утвердить с *** г. . плату за бланки и услуги по их заполнению согласно приложению к приказу. Из содержания данного приказа следует, что оплате подлежат бланки и услуги по их заполнению, если, как пояснил представитель МУП «Р», они не заполняются самими гражданами по имеющимся образцам и, если бланки не берутся (изготавливаются) гражданами самостоятельно из интернета.
В судебном заседании нашли подтверждение доводы МУП «Р», что затраты на приобретение адресных листов прибытия (убытия), поквартирных карточек, заявлений граждан - не компенсируются. Финансирование вышеперечисленных документов осуществляется из собственных средств МУП «Р», т.к. иное не предусмотрено ни местным бюджетом, ни содержанием тарифа по оплате коммунальных услуг. В связи с чем, исходя из экономического расчета финансово - хозяйственной деятельности, в том числе с целью возмещения затрат при выдаче справок определена плата за выше названные услуги, оказываемые МУП «Р» в соответствующих размерах.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации - производится бесплатно отделом УФМС по Алтайскому края в городе Рубцовске.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в отношении МУП «Р».
Также следует указать, что предъявляя иск к ответчикам, прокурор г. Рубцовска не предоставил суду доказательств, подтверждающих, что действиями МУП «Р» или изданным Администрацией г. Рубцовска постановлением нарушаются либо неотвратимо влекутнарушение конституционных прав граждан.
Таким образом, суд считает, что доводы прокурора являются бездоказательными и опровергаются вышеназванными материалами дела, поэтому не имеется оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Рубцовска в интересах неопределенного круга лиц отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней с даты вынесения в окончательной форме через Рубцовский городской суд.
Судья Л.П. Шабалина