ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3794/2023 от 04.07.2023 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

04.07.2023.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Волошиной Л.Е.,

с участием истца Петранина А.В..,

представителя ответчика администрации г.Сочи Рогонян А.А.,

представителя управления по вопросам семьи и детства Даниловой Е.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Петранина А. В. к администрации г.Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

установил:

Истец просит суд

признать за ним, Петраниным А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края,

включить его, Петранина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относившегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование требований указывает, что Петранин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г.Сочи, Краснодарский край, зарегистрированный и проживающий по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его одинокая мать Петранина И. Г., умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ выдано отделом ЗАГС <адрес> города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края Российской Федерации).

На основании приказа управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от 05.04.2016 № 42,8 Петранин А.В. передан под опеку Петраниной С. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Не включался в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее -список), в связи с наличием в собственности 1/7 доли, жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Статьей 4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" определены обстоятельства, препятствующие проживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абз.1 п.1 настоящей статьи.

На основании постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 14.07.2022 № 2184 установлен факт невозможности проживания Петраниным А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, на основании пп."в" п.1 ч.1 ст.4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".

Петранин А.В.ДД.ММ.ГГГГ обратился в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-жс Петранину А.В. было отказано во включении в список в связи с тем, что достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

Полагаю, что он имеет право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Краснодарского края.

Администрацией г.Сочи представлен отзыв на иск, согласно которому просит в иске отказать.

В обоснование возражений указывает, что нормативным правовым актом, регламентирующим осуществление дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот в виде обеспечения последних жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет. На основании ч.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями сохранено за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ жилые помещения для указанной категории граждан предоставляются в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.

На территории Краснодарского края данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленным уполномоченным органом местного самоуправления.

Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Включение граждан в список носит заявительный характер.

Заявление о включении в список подается гражданином или его законным представителем в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых установлен ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ. Для лиц, достигших возраста 23 лет, к заявлению о включении в список прилагается, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением

Порядок и сроки предоставления специализированных жилых помещений установлены приказом министерства от 02.11.2016 № 1394 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений".

Согласно абз.4 п.3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Петранин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые обратился в департамент городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлением о включении его в список ДД.ММ.ГГГГ (на дату подачи заявления Петранину А.В. полных лет - 24).

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 03.11.2022 № 1924-жс Петранину А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, так как Петранин А.В. не относится к категории граждан, указанных в ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (на дату подачи заявления о включении в список он достиг возраста 23 лет); непредставлением документов, указанных в подразделе 2.6 Административного регламента предоставления государственной услуги по включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям, утв. Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 02.11.2016 № 1393 (не представлено вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением).

Конституционный Суд РФ в определениях от 25.05.2017 № 1135-О, от 28.09.2017 № 1945-О, от 25.01.2018 № 92-О, от 27.02.2018 № 466-О, от 29.05.2018 № 1229-О, от 29.01.2019 № 185-О указывает, что положения пунктов 1и 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ подлежат применению с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 (далее - Обзор).

Согласно Обзору до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.

Согласно Обзору, несмотря на то, что с 01.01.2013 установлен новый порядок предоставления детям-сиротам жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, остаются прежними.

Также, в соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения предоставляются только тем, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Петранин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, Адлерский внутригородской район, <адрес>. Собственником указанной квартиры являются 1/7 доли Петранин А. В., 6/7 доли Горшинская С. В..

Постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 14.07.2022 № 2184 установлен факт невозможности проживания Петранина А.В. в квартире <адрес> г. Сочи на основании пп."в" п.1 ч.1 ст.4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ.

Более того, принятие решения о признании права на обеспечение жилым помещением за лицом, достигшим возраста 23 лет, обуславливает необходимость анализа не только наличия оснований, необходимых для предоставления органами местного самоуправления жилого помещения (категория лиц, отсутствие права собственности (пользования по договору социального найма), наличие факта признания невозможности проживания в жилом помещении, собственниками (нанимателями) которого является установленная законодательством категория лиц), но и причин, по которым лицо, у которого имеются законные основания для предоставления ему жилого помещения, своевременно не обратилось для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имелись ли какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие постановке на такой учет до достижения 23 лет.

Однако, в исковом заявлении Петранина А.В. не указаны причины несвоевременного обращения в уполномоченный орган в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением.

Также истец не обозначает в исковом заявлении, обращался ли он до достижения 23 лет в уполномоченные органы за оказанием правовой помощи по вопросам обеспечения его жилым помещением, а также получен ли им результат рассмотрения соответствующих заявлений, предпринимались ли истцом меры к обжалованию действий уполномоченных органов.

В силу ст.21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Министерством труда и социального развития Краснодарского края представлен отзыв на иск, согласно которого просит оценить представленные истцом доводы и принять решение по требованию искового заявления Петранина А.В. в части признании права на обеспечение жилым помещением, по требованиям искового заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями отказать.

В обоснование возражений указывает, что базовым нормативным правовым актом, регламентирующим осуществление дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в виде обеспечения последних жилыми помещениями является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

На территории Краснодарского края данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в соответствии с которым детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение) по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленным уполномоченным органом местного самоуправления.

Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства утверждены постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 (далее - Правила) (далее - дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет).

Петранин А.В.ДД.ММ.ГГГГ (в 24 года) обратился в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список).

Приказом министерства от 03.11.2022 № 1924-жс ему отказано во включении в список в связи с тем, что он достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в законную силу решение суда о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.

Истец не оспаривает законность вышеназванного приказа.

Конституционный Суд РФ в определениях от 25.05.2017 № 1135-О, от 28.09.2017 № 1945-О, от 25.01.2018 № 92-О, от 27.02.2018 № 466-О, от 29.05.2018 № 1229-О, от 29.01.2019 № 185-О указывает, что положения пунктов 1 и 9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ подлежат применению с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 (далее - Обзор).

Согласно Обзору до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодательством условий получения такой социальной поддержки.

Согласно Обзору, несмотря на то, что с 01.01.2013 установлен новый порядок предоставления детям-сиротам жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, остаются прежними.

Более того, как указано в Обзоре, принятие решения о признании права на обеспечение жилым помещением за лицом, достигшим возраста 23 лет, обуславливает необходимость анализа не только наличия оснований, необходимых для предоставления органами местного самоуправления жилого помещения (категория лиц, отсутствие права собственности (пользования по договору социального найма), наличие факта признания невозможности проживания в жилом помещении, собственниками (нанимателями) которого является установленная законодательством категория лиц), но и причин, по которым лицо, у которого имеются законные основания для предоставления ему жилого помещения, своевременно не обратилось для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имелись ли какие-либо объективные обстоятельства, препятствующие постановке на такой учет до достижения 23 лет.

На основании вышеизложенного по требованию искового заявления о признании права на обеспечение Петранина А.В. жилым помещением министерство просит суд оценить представленные истцом доводы и принять законное и обоснованное решение.

По требованию искового заявления, о включении Петранина А.В. список необходимо пояснить следующие.

В соответствии с действующим законодательством РФ и Краснодарского края включение в список носит заявительный характер.

Пунктом 21 ч.4 ст.7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ установлено, что к заявлению о включении в список для лиц, достигших 23 лет прилагается не только копия решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением но и ряд других документов, которые Петраниным А.В. не представлены.

Вместе с тем, в соответствии с приказом министерства от 02.11.2016 № 1393 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений" на основании поданных документов органы местного самоуправления формируют учетное дело лица.

Министерство в свою очередь совместно с оператором государственной информационной системы в течение 20 рабочих дней со дня поступления заключения и копии учетного дела проверяет поступившие документы и готовит заключение о включении либо отказе во включении в список гражданину, в отношении которого решается вопрос о включении лица в список, либо принимает решение о направлении копии учетного дела на доработку в уполномоченный орган местного самоуправления.

Следовательно, решение о включении лица в список принимается при изучении и проверки целого ряда документов, подтверждающих право на данную меру социальной поддержки.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации г.Сочи ссылался на обоснование возражений.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель управления по вопросам семьи и детства пояснил, что согласно личного дела истца разъяснения о возможной реализации права на обеспечение жилым помещением отсутствуют.

Изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что законодателем в качестве безусловного требования установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по их месту жительства.

В п.9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, указано, что обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта РФ формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства.

В соответствии с Правилами формирования списка дети-сироты, лица из числа детей-сирот включаются в список по своему месту жительства.

Как установлено судом, следует из материалов дела, Петранин А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г.Сочи, Краснодарский край, зарегистрированный и проживающий по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его одинокая мать Петранина И. Г., умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ IV-АГ выдано отделом ЗАГС <адрес> города-курорта Сочи управления ЗАГС Краснодарского края Российской Федерации).

На основании приказа управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ,8 Петранин А.В. передан под опеку Петраниной С. Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Не включался в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в связи с наличием в собственности 1/7 доли, жилого помещения, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>.

На основании постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 14.07.2022 № 2184 установлен факт невозможности проживания Петраниным А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилом помещении, расположенном по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, <адрес>, на основании пп."в" п.1 ч.1 ст.4 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае".

Петранин А.В.ДД.ММ.ГГГГ обратился в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 03.11.2022 № 1924-жс Петранину А.В. было отказано во включении в список в связи с тем, что достиг возраста 23 лет и не предоставил вступившее в силу решение суда о признании права на обеспечение жилым помещением.

В силу положений ст.34 ГК РФ полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

В соответствии со ст.34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Аналогичная норма содержится в ст.24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в ст.34 ГК РФ, ст.8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ, правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел несовершеннолетних подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

Частью 3 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного Кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке де гей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п.9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз.1 п.1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявлению о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Согласно п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства", формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления). В список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, отказ Петранину А.В. во включении в список лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории г.Сочи означает, что он лишен возможности реализовать безусловное право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Фактически Петранин А.В. не смог реализовать свое право на получение жилого помещения в связи с бездействием органа опеки и попечительства, обязанного в силу возложенных на него полномочий осуществлять контроль за условиями жизни опекаемого.

После достижения Петраниным А.В. возраста 23 лет, орган местного самоуправления признал его жилое помещение непригодным для проживания, отказ во включении в список обоснован достижением возраста 23 лет, то есть на отказ Петранина А.В. от реализации своих прав как лица, указанного в п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Учитывая, что Петранин А.В. не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, является собственником жилого помещения, не пригодного для проживания, не имеет закрепленного за ним жилья, поскольку он своевременно не реализовала свое право включение в Список, в том числе по вине органов опеки и попечительства, он имеет право на однократное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже нормы представления.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать за Петраниным А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относившимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, право на обеспечение жилым помещением специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края,

Включить Петранина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относившегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 11.07.2023.

Председательствующий