07RS0001-02-2022-003113-84
Дело № 2-3795/22
Решение
Именем Российской Федерации
4 июля 2022 года гор. Нальчик
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием представителя истца – по доверенности от 23 мая 2022 года Абазова А.З., представителя ответчика – по доверенности от 6 апреля 2022 года Башиева Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хаджиевой ФИО7 к Генеральной прокуратуре РФ, о восстановлении жилищных прав
установил:
Истец Хаджиева Ф.Д. обратилась в суд с настоящим иском к Генеральной прокуратуре РФ, в котором просит:
признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании Хаджиевой Ф.Д. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и в выходе с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления в собственность занимаемого ею служебного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 квадратных метров, кадастровый номер №
признать факт постановки Хаджиевой Ф.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики, с даты подачи ею заявления - 28 октября 2004 года;
признать Хаджиеву Ф.Д. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, общей площадью 49,6 квадратных метров, кадастровый ном №, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать в собственность Хаджиевой Ф. Д. жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 квадратных метров, кадастровый №.
В обоснование своих требований истец указала, что в 1 ноября 2004 года она как сотрудник органов прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики была поставлена на ведомственный учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, 5 октября 2010 года ей предоставлено жилое помещение в виде служебной двухкомнатной квартиры, общей площадью 49,6 кв. м, расположенной по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>, в последующем с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не снималась, с 2018 года неоднократно обращаясь в жилищную комиссию по вопросу передачи жилого помещения в собственность, освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры 2 апреля 2018 года по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, а решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года отказано в предоставлении занимаемого служебного жилого помещения в собственность.
Истец Хаджиева Ф.Д. просила рассмотреть дело без своего участия, а её представитель Абазов А.З. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Генеральной прокуратуры Российской Федерации и третьего лица прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики - Башиев Р.А. в судебном заседании, исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам письменных возражений.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике в судебное заседание не явился.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы лиц явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Хаджиева Ф.Д. работала в органах прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики с 1980 года по 2018 год.
Приказом прокурора Кабардино-Балкарской Республики от 1 февраля 2018 года № 14/к она освобождена от занимаемой должности и уволена из органов прокуратуры 2 апреля 2018 года по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
20 октября 2004 года ею было подано заявление о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилых помещениях (л.д.32).
Протокольным решением совместного заседания администрации и профсоюзного комитета прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 1 ноября 2004 года она поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики ( л.д.35).
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в рамках Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), как до, так и после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 188-ФЗ.
В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре до 2005 г. обязанность по обеспечению прокуроров и следователей, назначенных на должность, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагалась на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, согласно которым с 2005 г. прокуроры и следователи, проходящие службу в органах прокуратуры Российской Федерации, обеспечивались отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемые на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2005 N 737 (впоследствии постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 г." и от 21.03.2008 N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями"), приобретение жилых помещений осуществлялось с последующим их отнесением к специализированному жилищному фонду.
Таким образом, приобретенные органами прокуратуры жилые помещения предоставлялись прокурорам исключительно по договорам найма служебного жилого помещения на период прохождения службы. Иного жилищного обеспечения прокуроров законом ранее не предусматривалось.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 4 октября 2010 года истцу на основании типового договора найма от 5 октября 2010 № 1 предоставлено служебное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 49,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации, и находится в оперативном управлении прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 июля 2010 года ( л.д. 43).
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики №1 от 29.06.2015 года, Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино-Балкарской Республике от 27.11.2014 года №196-р «Об отнесении к специализированному жилищному фонду жилых помещений, закрепленных в оперативном управлении за прокуратурой КБР», руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурором Кабардино-Балкарской Республики был издан приказ № 311 от 2 июля 2015 года, которым на отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта прокуратуры КБР возложена обязанность провести процедуры расторжения договоров найма служебных помещений, в том числе, №1 от 05.10.2010 года, в соответствии с действующим законодательством в срок до 31.07.2015 г. и с 01.08.2015 г. закрепить жилые помещения прокуратуры республики за сотрудниками, в том числе: жилое помещение (квартира) по адресу: <адрес> за Хаджиевой Ф.Д. и провести процедуры заключения договоров найма служебных помещений с сотрудниками прокуратуры республики, указанными в пункте 2 настоящего приказа в соответствии с действующим законодательством в срок до 05.08.2015 года (л.д. 44-45).
Во исполнение данного приказа, стороны дополнительным соглашением от 31 июля 2015 года расторгли договор найма служебного помещения № 1 от 5 мая 2010 года и заключили новый договор найма служебного жилого помещения № 1 от 5 августа 2015 года ( л.д. 46).
В силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, согласно которым с 2005 г. прокуроры и следователи, проходящие службу в органах прокуратуры Российской Федерации, обеспечивались отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемые на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что при определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" были внесены изменения в п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре, согласно которым обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществлялось путем предоставления служебного жилого помещения и жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
В целях реализации установленных норм приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 N 616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений.
В соответствии с п. 13 Временного положения прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в нем.
При наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию (далее - граждане), проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета (п. 14 Временного положения).
В п. 15 Временного положения были определены нормы предоставления площади жилого помещения в собственность прокурору (гражданину).
1 февраля 2018 года Хаджиева Ф.Д. обратилась в жилищную комиссию прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о внесении предложения Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления занимаемого ей служебного жилого помещения в собственность в соответствии с пунктом 13 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.11.2014 года. ( л.д. 58).
Данное заявление жилищной комиссией не было рассмотрено и принятие по нему решения было отложено до правового урегулирования вопроса передачи в собственность жилого помещения, превышающего установленные пунктом 15 Временного положения нормы предоставления прокурору жилого помещения в собственность ( л.д. 59, 65-67).
02.07.2021 года Хаджиева Ф.Д. повторно направила в жилищную комиссию заявление о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность, согласии на оплату превышающей размер общей площади жилого помещения площади, а также документы, предусмотренные приложением 2 к Положению о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность)", утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
По результатам рассмотрения повторного заявления Хаджиевой Ф.Д., на заседании жилищной комиссии прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики было принято постановление о наличии оснований для внесения предложения прокурору Кабардино-Балкарской Республики о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалов для признания пенсионера прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики старшего советника юстиции Хаджиеву Ф.Д. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты на основании подпункта «а» пункта 2.2 Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 № 624, принятия ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставления ей занимаемого служебного жилого помещения, неположенного по адресу: <адрес>, в собственность.
18 февраля 2022 года жилищной комиссией Генеральной прокуроры Российской Федерации (протокол № 1) решено отказать Хаджиевой Ф.Д. в признании ее нуждающейся в жилых помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку на дату подачи ею заявления по данным вопросам она была уволена из органов прокуратуры.
Кроме того, указано, что Хаджиевой Ф.Д. совершены намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий прокурора (подпункт «д» пункта 15 статьи 441 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») - прекращение права собственности на жилое помещение общей площадью 83,9 кв. м по адресу: <адрес>
В связи с этим и в соответствии с подпунктом «а» пункта 17 статьи 441 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не выходить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления Хаджиевой Ф.Д. занимаемого служебного жилого помещения общей площадью 49,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность, так как право на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы.
Прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики рекомендовано провести мероприятия по освобождению Хаджиевой Ф.Д. служебного жилого помещения общей площадью 49,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 05.08.2015 № 1, для последующего распределения между состоящими на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях, и о результатах проведенных мероприятий проинформировать жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Истец полагает данные решения незаконными, в связи с чем, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 429-ФЗ "О внесении изменений в Закон о прокуратуре" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" п. 4 ст. 44 Закона о прокуратуре признан утратившим силу, введена статья 44.1.
В соответствии с п. 25 указанной статьи приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2018 N 624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" утверждено положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п. 17 той же статьи единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность) (далее - Положение).
В соответствии с п. 3.12 Приказа Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624 (ред. от 20.01.2022) "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями" (вместе с "Положением о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов", "Положением о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность, решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения, а также устанавливается обязанность по предоставлению в Главное управление обеспечения деятельности органов и организаций прокуратуры Генеральной прокуратуры Российской Федерации документов, подтверждающих факт регистрации права собственности на это жилое помещение, для прокуроров (граждан) центрального аппарата и органов прокуратуры - в отношении прокуроров (граждан) соответствующих органов прокуратуры.
Передача занимаемых жилых помещений в собственность прокурорам и гражданам возможна при наличии условий и оснований, предусмотренных в названной статье, в том числе нуждаемости в жилых помещениях, которая определяется исходя из положений п. 4 - 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре (п. 3, 17 ст. 44.1 Закона о прокуратуре).
При определении уровня обеспеченности прокуроров (граждан) общей площадью жилого помещения под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в ЖК РФ, а при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого в собственность - лица, указанные в абз. 2 п. 6 ст. 44.1 Закона о прокуратуре. При этом с целью определения нуждаемости в жилом помещении подлежит учету суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых прокурором (гражданином) и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и принадлежащих им на праве собственности. При этом определение нуждаемости в жилом помещении и размера общей площади жилого помещения, подлежащей передаче в собственность прокурору (гражданину), осуществляется с учетом его жилищного обеспечения и состава семьи на текущий момент.
В целях реализации п. 10 ст. 44.1 Закона о прокуратуре постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2018 N 850 утверждены Правила оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании п. 7 - 9 статьи 44.1 Закона о прокуратуре.
Поскольку п. 10 распространялся исключительно на прокуроров, одним из обязательных условий для передачи занимаемого жилого помещения в собственность граждан являлось отсутствие превышения размера общей площади жилого помещения, определенного на основании п. 7 - 9 ст. 44.1 Закона о прокуратуре.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 516-ФЗ "О внесении изменений в Закон о прокуратуре и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" внесены изменения в п. 10 и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 470 - в Правила, согласно которым могут быть предоставлены в собственность граждан занимаемые ими жилые помещения с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного на основании п. 7 - 9 ст. 44.1 Закона о прокуратуре, при условии оплаты за счет собственных средств превышения.
Право на дополнительную площадь жилого помещения, при предоставлении жилого помещения в собственность - в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения, предусмотренное абзацем первым пункта 8 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ранее было закреплено в абзаце первом пункта 4 его статьи 44 (этот пункт утратил силу согласно Федеральному закону от 31 декабря 2017 года N 492-ФЗ).
Данное право, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса; при этом прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу. Таким образом, право на дополнительную общую площадь жилого помещения подлежит реализации исключительно при предоставлении жилого помещения или жилищной субсидии и согласно правовым основаниям, существующим на момент предоставления жилого помещения или жилищной субсидии (определения от 19 июля 2016 года N 1543-О, от 29 сентября 2016 года N 2097-О, от 26 октября 2017 года N 2409-О и др.).
Проверка нуждаемости прокуроров (граждан), рассмотрение вопросов о принятии их на учет нуждающихся в жилых помещениях относится к исключительной компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Жилищные комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации такими полномочиями не наделены.
В то же время согласно п. 5 Положения о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03 марта 2015 года N 12-10 для выполнения возложенных задач и функций Комиссия имеет право принимать в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и настоящим Положением мотивированные решения по вынесенным на рассмотрение вопросам; отложить принятие решения до следующего заседания Комиссии для предоставления требуемых документов либо для дополнительного изучения вопроса.
Согласно п. 2.1 указанного Положения к задачам комиссии относится своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение, в том числе, вопроса о предоставлении жилых помещений в собственность нуждающимся в жилых помещениях прокурорам органов прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, указанным положением не была предусмотрена возможность отложения принятия решения до правового урегулирования какого-либо вопроса, в то время как решение по вопросу предоставления занимаемого ею служебного помещения в собственность принято комиссией не было.
Нельзя считать и своевременным рассмотрение вопроса Хаджиевой Ф.Д, по истечении 4 лет после подачи в жилищную комиссию заявления о предоставлении ей спорного жилого помещения в собственность.
В то же время следует отметить, что исходя из действующего на тот момент законодательства, Хаджиевой Ф.Д. не могло быть отказано в предоставлении спорного помещения в собственность по мотиву превышения площади передаваемого истцу жилого помещения. При этом из последующих действий Хаджиевой Ф.Д., следует, что она готова была подписать соглашение и оплатить излишек площади, но на основании расчета, предусматривающего ее право на дополнительную площадь.
Как указано, Хаджиева Ф.Д. 28 октября 2004 года была поставлена на ведомственный учет в период службы в органах прокуратуры, и была признана нуждающейся в жилищных помещениях.
На основании статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Решение о снятии Хаджиевой Ф.Д. с учета, в установленном законом порядке, не принималось.
Следовательно, повторно поданные 2 июля 2021 года заявления, подлежали рассмотрению комиссией с учетом даты первоначального обращения Хаджиевой Ф.Д. - 1 февраля 2018 года, когда она, будучи сотрудником прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, выразила намерение реализовать свое право на предоставление занимаемого служебного жилого помещения в собственность с учетом права на дополнительную площадь, гарантированное указанной выше нормой Закона.
Поэтому суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения жилищной комиссии об отказе Хаджиевой Ф.Д. в признании ее нуждающейся в жилых помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, мотивированный тем, что на дату подачи ею заявления по данным вопросам она была уволена из органов прокуратуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Эльбрусского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2019 года признан состоявшимся и действительным договор купли-продажи квартиры <адрес> заключенный между Хаджиевой Ф.Д. и Хаджиевым Б.Д. в 2005 году, и на основании указанного решения суда за Хаджиевым Б.Д. зарегистрировано право собственности на квартиру, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 июля 2019 года (л.д.78-86). Продажа принадлежащей ей квартиры была связана с переводом на работу и, соответственно, с необходимостью переезда в гор. Нальчик.
Поэтому ее действия нельзя расценить как недобросовестные и направленные на намеренное ухудшение жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что у жилищной комиссии не было оснований для отказа в удовлетворении заявления Хаджиевой Ф.Д. о признании за ней права на предоставление занимаемого служебного жилого помещения в собственность, с учетом права на дополнительную площадь в размере 20 кв. м, поскольку на момент обращения истца и рассмотрении данного вопроса жилищной комиссией Хаджиевой Ф.Д. не могло быть отказано в предоставлении спорного помещения в собственность по мотиву превышения площади передаваемого истцу жилого помещения, в том числе и в связи с отсутствием правового регулирования вопроса передачи в собственность жилого помещения, превышающего нормы предоставления прокурору жилого помещения в собственность (правила оплаты), однако решение по данному вопросу без каких-либо законных оснований жилищной комиссией принято не было, что лишило истца возможности реализовать свое право на получение служебного жилого помещения в собственность, с учетом права на дополнительную площадь до момента увольнения в связи с уходом на пенсию.
Данное право в силу пп. 1 п. 14 Временного положения, и в соответствии с пунктом 17 статья 44.1 Закона, сохраняется за Хаджиевой Ф.Д. и после увольнения из органов прокуратуры с правом на пенсию по основаниям, в соответствии с названными выше правовыми нормами.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Исковые требования Хаджиевой ФИО7 удовлетворить:
признать незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 18 февраля 2022 года об отказе в признании Хаджиевой ФИО7 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и в выходе с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о наличии оснований для предоставления в собственность занимаемого ею служебного жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 квадратных метров, кадастровый номер №;
признать факт постановки Хаджиевой ФИО7 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в прокуратуре Кабардино-Балкарской Республики с даты подачи ею заявления - 28 октября 2004 года;
признать Хаджиеву ФИО7 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, с правом вместо единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, получения в собственность жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 49,6 квадратных метров, кадастровый ном №, в соответствии с пунктом 2 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации передать в собственность Хаджиевой ФИО7 жилое помещение в виде квартиры расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 49,6 квадратных метров кадастровый номер №
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КБР, через Нальчикский городской суд, в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Дата составления мотивированного решения 11 июля 2022 года.
Судья Безроков Б.Т.