ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3796/2021 от 11.10.2021 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №...

52RS0№...-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2021 года Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Дьяченко И.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием истца ФИО3, представителя ответчика ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказания по Нижегородской области по вопросу постановки на учет на получение единовременной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области о признании отказа незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.

В обоснование исковых требований указав, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы. 23 марта 2021 года обратилась к директору ФСИН России генерал - полковнику внутренней службы ФИО7 и к Уполномоченному по правам человека в РФ ФИО8 по вопросу перемещения её в очереди на получение единовременной социальной выплаты на дату наступления её права для постановки на учет, а именно, дату обшей продолжительности её службы 10 лет в календарном исчислении. В перемещении в очереди было отказано. Истец считает отказ незаконным. Она проходила службу в УИС с 1 сентября 2004 года на различных должностях. Первоначально была принята на вольнонаемную должность психолога психологической лаборатории ФБУ «Ардатовская воспитательная колония» ГУИН МЮ Российской Федерации по Нижегородской области. 3 декабря 2007 года была переведена на аттестованную должность старшего психолога психологической лаборатории с присвоением специального звания - старший лейтенант внутренней службы. В 2009 году ФИО3 с супругом переехали жить из р.п. Ардатов Нижегородской области в г. Нижний Новгород. Новым местом службы в УИС стало ФКУ «Исправительная колония №№...» ГУФСИН России по Нижегородской области. С супругом истица проживала в съёмной однокомнатной квартире Советского района г. Нижнего Новгорода. С июня 2009 года получали компенсацию за наем жилого помещения в связи с отсутствием собственного жилья. 30 декабря 2012 года Президент России ФИО2 подписал Федеральный закон № 283 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором сотрудникам УИС предусмотрено право на предоставление ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения. Порядок и условия предоставления ЕСВ определяются Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 г. №369. в нем утверждены Правила предоставления ЕСВ.

Приказом ФСИН России от 29.08.2013 № 496 был утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, ЕCB для приобретения или строительства жилого помещения.

В ноябре 2013 года за разъяснениями данных нормативных актов истец обратилась к секретарю жилищной комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО9 На заданный вопрос о сроке наступления её права на постановку на очередь для получения ЕСВ, секретарь пояснила, что встать на учет на получение ЕСВ имеют право только те сотрудники, у которых срок службы «в пагонах» не менее 10 лет в календарном исчислении. Было рекомендовано обратиться для постановки на учет для получения ЕСВ в декабре 2017 года. Исходя из сложившейся ситуации, с учетом разъяснений данных секретарем жилищной комиссии, на ноябрь 2013 года у истца не может быть письменного подтверждения заявительного характера обращения на постановку на очередь получения ЕСВ, кроме как показаний свидетелей из числа сослуживцев.

Будучи уверенной в том, что у истца действительно не хватает выслуги лет она, следуя рекомендации секретаря жилищной комиссии, в декабре 2017 обратилась повторно со всеми необходимыми документами, согласно п. 5 Правил, для рассмотрения вопроса о принятии на учет для получения ЕСВ. Решением территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области была поставлена на учет для получения ЕСВ с 21 декабря 2017 года.

При увольнении ФИО3 из УИС сотрудники отдела кадров ГУФСИН России по Нижегородской области рассчитали ей выслугу лет совершенно по-иному, а именно были включены следующие периоды: обучение в Государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара; работа педагогом-организатором в Ардатовском профессиональном училище №№... (оформлена переводом в УИС); работа на вольнонаемной должности психолога в Ардатовской воспитательной колонии; два отпуска по уходу за детьми.

Таким образом, на момент увольнения из УИС, а именно па 7 апреля 2020 года, общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 18 лет 02 дня (согласно приказа ГУФСИН России по Нижегородской области №№... от 02.04.2020г.). Истец считает, что в период с ноября 2013 года, с момента первого обращения её по вопросу постановки на учет для получения ЕСВ, и по настоящее время, сотрудники ГУФСИН России по Нижегородской области вводят её в заблуждение, обманывают, допускают неоднократное нарушение ее законных прав, интересов и социальных гарантий. В 2013 году нарушено законное право на получение достоверной информации по вопросу постановки на учет для получения ЕСВ.

Согласно Постановлению Правительства РФ №303 от 6 апреля 2013г., на ноябрь 2013 года, первого обращения истца к секретарю жилищной комиссии ГУФСИН России по Нижегородской области, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляла более 11 лет, а именно: обучение в высшем учебном заведении - 2 года 6 месяцев; работа в УИС -3 года; служба в УИС- 4 года; отпуск по уходу за ребенком - 2 года.

В соответствии с ч.II приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. №5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС», сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, осознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях, обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС.

Основное требование территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области для постановки на учет для получения ЕСВ - «не менее 10 лет службы в календарном исчислении» подтверждается указанием начальника ГУФСИН России по Нижегородской области, генерал-майора внутренней службы ФИО11 от 24 октября 2013 года №53/ТО/52-13670 «О создании Территориальной подкомиссии». Данное указание обязывало начальников подведомственных учреждений довести информацию о новой социальной выплате, перечне необходимых документов для ее получения, месте и времени приема документов до сотрудников, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.

Следующим фактом нарушения законных прав и интересов со стороны сотрудников ГУФСИН России по Нижегородской области стала выдача истцу справки об общей продолжительности службы в учреждениях и органах (согласно Постановлению Правительства РФ №303 от 6 апреля 2013г.) содержащая ложную информацию. Но, как следствие, подтверждающая основное требование территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области для постановки на учет для получения ЕСВ - «не менее 10 лет службы в календарном исчислении». Так, в данной справке указывается, что общий стаж службы в календарном исчислении составляет 10 лет 00 месяцев 17 дней. Данная справка составлена не в соответствии с Постановлением Правительства №303 от 6 апреля 2013г. На декабрь 2017 года выслуга лет составляла более 15 лет, а именно: обучение в высшем учебном заведении - 2 года 6 месяцев; работа в УИС -3 года; служба в УИС 7 года; отпуск по уходу за ребенком - 3 года.

Согласно п.7.1 Приказа ФСИН России от 16 октября 2014 г. №550 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях, и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», территориальные подкомиссии осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления; принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.

При рассмотрении поданных документов для поставки на учет получения ЕСВ у членов территориальной подкомиссии ГУФСИН России Нижегородской области не возникло никаких вопросов.

Халатное отношение сотрудников, входящих в состав территориально подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области, к выполнению своих должностных обязанностей подтверждается содержанием ответов на обращения истца, направленные 07.1.2.2020 и 17.12.2020. В каждом из них указывается разная информация. В ответе на обращение от 07.12.2020 сказано, что истица поставлена на учет для получения ЕСВ 25.12.2017 года составом семьи три человека. В на обращение от 17.12.2020 - поставлена на учет для получения ЕСВ в составе семьи три человека с 21.12,2017 года. Тем не менее, в справке, выданной 2017 году секретарем жилищной комиссии, поставлена на учет для получения ЕСВ 21 декабря 2017 года составом семьи четыре человека.

Истец считает, что нарушается её конституционное право на жилье. Она с 2009 года и все годы службы получала денежную компенсацию за наем жилого помещения. На текущий момент жилищное положение её семьи не изменилось. Истец, её супруг и две несовершеннолетие дочери проживают в г. Нижний Новгород в съемной однокомнатной квартире площадью 30 м2, в собственности жилья не имеют, в приватизациях участия не принимали. Финансовые возможности семьи не позволяют снять двухкомнатную квартиру или взять ипотеку на приобретение жилья.

На основании изложенного, истец просит:

1. Обязать членов территориальной подкомиссии ГУФСИН России по Нижегородской области рассмотреть учетное дело ФИО3 для постановки на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения с даты наступления её права для постановки на учет, а именно, с даты общей продолжительности службы 10 лет в календарном исчислении;

2. Обязать комиссию ФСИН России включить ФИО3 и членов её семьи в Книгу учета сотрудников принятых на учёт для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, указав дату регистрации в Книге учета заявлений дату наступления её права для постановки на учет, а именно, дату общей продолжительности службы 10 лет в календарном исчислении.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО12 (по доверенности) исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявление, просила в иске отказать.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепляет условие предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории государственных служащих в случае совершения ими (членами их семей) действий, повлекших ухудшение жилищных условий, - такие служащие принимаются на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Данное требование, основанное на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, распространяется на соответствующую категорию государственных служащих, независимо от времени отчуждения ими жилого помещения. Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ).

Согласно ч. 8 статьи 4 Федеральный закон № 283-ФЗ, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), не совершеннолетних детей
сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с не выполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей. Перечень не является исчерпывающим.

Пунктом 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата)№..., в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.

Из совокупности изложенных правовых норм следует, что сотрудник принимается на учет для получения единовременной социальной выплаты при наличии условий, предусмотренных законом, определяющих нуждаемость сотрудника в жилом помещении и его право на получение единовременной социальной выплаты.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам

учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550, вступившим в действие 14.12.2014, предусмотрено: п. 6 Порядка, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии:

- комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам УИС. проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

- комиссии территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, а также сотрудникам УИС, проходящим службу в учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в соответствующем субъекте Российской Федерации, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Как следует из материалов дела, 21.12.2017г. истец ФИО3 обратилась с рапортом в территориальную комиссию ГУ ФСИН России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам ГУ ФСИН России по Нижегородской области и подведомственных ему учреждений, а также сотрудникам учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России и дислоцирующихся в Нижегородской области, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты (далее – ЕСВ), для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии (выписка из протокола № №... от 19.03.2018г.) ФИО3 составом семьи 4 человека поставлена на учет для получения ЕСВ с 21.12.2017г. (л.д. №...-жилищного дела ФИО3).

С 07.04.2020г. ФИО3 уволена из уголовно-исполнительной системы приказом ГУ ФСИН России по Нижегородской области от 02.04.2020 № №..., по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (л.д.№...).

В исковом заявлении ФИО3 ссылается на обращение в жилищную комиссию в 2013 году за разъяснениями о праве постановки на учет, где ей было разъяснено, что 10 календарных лет выслуги наступает в 2017 году.

Однако, на дату увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 18 лет 02 дня, в льготном исчислении - 22 года 07 дней. При увольнении к льготному стажу засчитывается: учеба и работа в качестве служащего, в соответствии со ст. 38 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а именно: стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

Таким образом, льготный стаж для назначения пенсии по выслуге лет у ФИО13 составил 22 года 07 дней.

В соответствии со ст. 4 гл. 2 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, принятие сотрудника на учет для ЕСВ осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из совокупности представленных в материалы дела документов следует, что выслуга 10 лет в календарном исчислении у ФИО3 приходилась на дату 03.12.2017г., после которой у ФИО3 возникло право подачи документов на ЕСВ. Так, истец ФИО3 правомерно обратилась в комиссию 21.12.2017г. с рапортом в течение 18 дней с момента выслуги 10 календарных лет, а именно после момента наступления данного права.

На основании вышеизложенного, комиссия ФСИН России правомерно поставила на учет для предоставления ЕСВ ФИО3 вместе с членами её семьи 21.12.2017г., ранее право на предоставление ЕСВ у ФИО3 отсутствовало.

Кроме того, согласно ответам на обращения ФИО3 в ФСИН России, ей были даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством (л.д. №...).

На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО3 удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области по вопросу постановки на учет на получение единовременной выплаты отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд города Нижнего Новгорода.

Судья И.В.Дьяченко

Решение в окончательной форме принято (дата).