ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3798/2023 от 10.08.2023 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0014-01-2023-002729-63 10 августа 2023 года

Дело № 2-3798/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи по делу Дейнекиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,

с участием прокурора Здрецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 АлексА.а к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

истец ФИО1 обратился в суд с иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее – министерство) о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что с <Дата>ФИО1 назначен на должность государственной гражданской службы Архангельской области заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами Мезенского обособленного подразделения. Приказом министерства от <Дата> служебный контракт расторгнут. ФИО1 уволен в связи с утратой доверия к гражданскому служащему за непринятие мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, с чем он не согласен, считает расторжение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности, увольнение с государственной гражданской службы А. области незаконными. Нарушен порядок применения дисциплинарного взыскания. Увольнение произведено на основании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в министерстве (далее – комиссия), тогда как взыскание должно быть применено на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии. Доклад о результатах проверки коррупционного правонарушения не составлялся. От ФИО1 не были истребованы письменные объяснения по факту совершенного дисциплинарного проступка. Комиссия в отношении одного и того же коррупционного правонарушения приняла два решения: <Дата> и <Дата> Решением комиссии от <Дата> установлен срок для принятия мер по урегулированию конфликта интересов до <Дата> для представителя нанимателя. Для истца такой рекомендации установлено не было. ФИО1 подготовил ответ на решение комиссии от <Дата> на основании письма главного специалиста-эксперта отдела кадровой работы отдела кадровой работы от <Дата> Принятие решения комиссией от <Дата> по повторному аналогичному уведомлению от <Дата>, которое оформлено истцом по требованию представителей ответчика, является нарушением. Комиссия меняет решение от <Дата> и решением от <Дата> рекомендует представителю нанимателя применить к истцу меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов. Комиссия приняла решение о продлении срока исполнения протокола комиссии от <Дата> до <Дата>, тогда как заседание комиссией не проводилось, вопрос о продлении срока исполнения протокола комиссии от <Дата> не рассматривался, протокол комиссии о продлении срока не составлялся. Мера дисциплинарной ответственности могла быть применена в течение месяца со дня поступления протокола заседания комиссии от <Дата>, то есть до <Дата> По мнению ответчика, основанием возникновения личной заинтересованности является то, что в ГКУ А. области «Мезенское лесничество» принят на работу на должность мастера участка Мосеевского участкового лесничества ФИО2, который является мужем родной сестры истца ФИО3 Но ФИО2 государственным гражданским служащим А. области не является. Между ФИО1 и ФИО2 отсутствует непосредственная подчиненность и подконтрольность одного из них другому. ФИО1 не может влиять на принятие решения ФИО2, на его заработную плату и на получение для себя какой-либо выгоды. ... отнесена к отдаленной и труднодоступной местности. Муниципальное образование «Мезенский район» А. области отнесено к территориям с низкой плотностью населения, поэтому истец уволен с государственной гражданской службы в нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ФИО2 к близким родственникам и свойственникам истца не относится. ФИО1 уведомил работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Совместно с ГКУ А. области «Мезенское лесничество» подготовлены и внесены изменения в должностную инструкцию ФИО2 с целью исключения в дальнейшей работе какого-либо пересечения при исполнении трудовых обязанностей: установлен контроль за работой ФИО2 со стороны иных сотрудников ГКУ А. области «Мезенское лесничество», исключены трудовые обязанности ФИО2, на которые истец может оказать какое-либо влияние. Истцом предложено исключить из состава комиссии по оценке эффективности деятельности работников ГКУ Архангельской области «Мезенское лесничество» сотрудника Мезенского обособленного подразделения и вести в состав данной комиссии сотрудника территориального органа министерства – управление лесничествами, а также возложить на руководителя управления лесничествами дополнительный контроль за исполнением должностных обязанностей истца. Управленческие решения в отношении ФИО2 принимают директор ГКУ А. области «Мезенское лесничество», заместитель директора и участковый лесничий учреждения, а не ФИО1 Просит признать приказы Министерства от <Дата><№>-лс и от <Дата><№>-лс незаконными. Восстановить ФИО1 на государственной гражданской службе Архангельской области в должности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами Мезенского обособленного подразделения с <Дата>, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с <Дата> по <Дата> в сумме 90 342,56 руб., взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Увеличил размер требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, просил взыскать средний заработок за время вынужденного прогула за период с <Дата> по <Дата> в размере 440 419,98 руб.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования с учетом увеличения требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула по основаниям, указанным в исковом заявлении и дополнении к иску.

Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражениях на иск, из которого следует, что после поступления в министерство <Дата> уведомления от ФИО1 о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в связи с поступлением на работу <Дата> в ГКУ «Мезенское лесничество» на должность мастера участка ФИО2, являющегося мужем его родной сестры ФИО6, комиссией в соответствии с протоколом от <Дата> предложено представителю нанимателя установить срок по предотвращению и урегулированию возможного конфликта интересов ФИО1 до <Дата><Дата> в министерство поступил ответ ФИО1, в котором указал о несогласии с решением комиссии, о намерении исключить из должностной инструкции мастера участка ФИО2 тех обязанностей, на которые ФИО1, может оказать влияние. Тем самым ФИО1 подтвердил наличие личной заинтересованности, но мер урегулирования конфликта интересов он не принял. <Дата>ФИО1 направил в министерство второе уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, сообщил об изменении должностной инструкции мастера участка ФИО2, предложил принятие мер по урегулированию конфликта интересов. На заседании комиссии <Дата> установлено, что предложенные меры носят формальный характер, снижают эффективность деятельности организаций, налагают дополнительные обязанности на других сотрудников территориального органа министерства – управления лесничествами или работников ГКУ А. области «Мезенское лесничество» и не решают задачи урегулирования конфликта интересов. Поскольку ФИО1 не были приняты меры по предотвращению конфликта интересов, комиссией принято решение рекомендовать представителю нанимателя применить к истцу меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов. ФИО2 и ФИО1 более 23 лет осуществляли трудовую деятельность в одной организации на одной территории (Мезенский район), уволились в апреле 2021 г., что свидетельствует о наличии между ФИО1 и ФИО2 устойчивых профессиональных связей. К основным обязанностям мастера участка относятся прием и проверка документов граждан на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, подготовка проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, осуществление контроля за исполнением пользователями лесных участков договорных отношений. Договор купли-продажи лесных насаждений пописывает заместитель руководителя территориального органа министерства ФИО1 В состав комиссии по распределению выплат стимулирующего характера, утвержденной приказом ГКУ А. области «Мезенское лесничество» от <Дата>, входит ФИО7 – представитель территориального органа министерства – управление лесничествами Мезенского обособленного подразделения, что предусмотрено Отраслевым положением об оплате труда в государственных казенных учреждениях Архангельской области в сфере лесных отношений, утвержденного постановлением Правительства А. области от <Дата><№>-пп. Требование о введении в состав указанной комиссии представителя территориального органа министерства обусловлено тесной взаимосвязью деятельности между обособленным подразделением и государственным учреждением. Только представитель территориального органа может дать оценку работы специалиста государственного учреждения, поскольку он проводит проверку представленных материалов и документов. ФИО7, находясь в непосредственном подчинении ФИО1, не может представить комиссии объективную информацию о работе ФИО2 Министерством рассмотрены уведомления ФИО1, установлен конфликт интересов, ему предоставлен достаточный срок для принятия мер по урегулированию конфликта интересов. Нарушение срока принятия решения об увольнении отсутствует.

Представитель третьего Администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области ФИО8 в судебном заседании пояснил, что министерство при рассмотрении уведомлений ФИО1 действовало в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от <Дата><№>-у. Обязанность уведомлять о конфликте интересов и принимать меры по урегулированию конфликта интересов возложена законом на государственного гражданского служащего. ФИО1 не принял мер по урегулированию конфликта интересов.

Суд, заслушав истца, представителя истца, представителей ответчика, третьего лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить иск, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами. Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину.

Согласно ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст. 17 Закона Архангельской области от 23.06.2005 №71-4-ОЗ «О государственной гражданской службе Архангельской области» к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются положения Федерального закона от <Дата> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон 79-ФЗ).

Приказом министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области <№>-лс от <Дата>ФИО1 с <Дата> назначен на должность государственной гражданской службы Архангельской области заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Мезенского обособленного подразделения. Между министерством и ФИО1 заключен служебный контракт.

Из ч. 1 ст. 15 Закона 79-ФЗ следует, что гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

<Дата> от ФИО1 в министерство поступило уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором ФИО1 указал, что в ГКУ «Мезенское лесничество» <Дата> принят на работу на должность мастера участка ФИО2, который является мужем его родной сестры ФИО6 С <Дата> взаимодействия с ФИО2 не было, так как он находится в трудовом отпуске с <Дата> по <Дата>. В соответствии с должностным регламентом возможен конфликт интересов при осуществлении лесного, пожарного и охотничьего надзора, подписании договоров купли-продажи древесины для собственных нужд, подписании актов учета древесины, оказании государственных услуг. В качестве мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов ФИО1 предложил рассмотреть данный вопрос в соответствии с действующим законодательством по противодействию коррупции.

Принятие ФИО2 на должность мастера участка Мосеевского участкового лесничества ГКУ Архангельской области «Мезенское лесничество» подтверждается приказом <№> от <Дата>.

В соответствии с п. 26.4 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области и внесении изменений в некоторые указы Губернатора Архангельской области, утвержденным Указом Губернатора Архангельской области от <Дата><№>-у (далее – Положение <№>-у), <Дата> уведомление ФИО1 рассмотрено комиссией по соблюдению требований к служебному поведения государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в министерстве (далее – комиссия).

Комиссией принято решение о признании, что при исполнении ФИО1 должностных обязанностей возможно возникновение личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. Представителю нанимателя рекомендовано установить срок принятия мер по предотвращению или урегулированию возможного конфликта интересов ФИО1 до <Дата>

С выпиской из протокола заседания комиссии ФИО1 ознакомлен <Дата>

<Дата> министерство направило ФИО1 письмо о предоставлении результата принятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

<Дата>ФИО1 направил в министерство ответ, в котором указал, что он не является членом комиссии по оценке эффективности деятельности сотрудников ГКУ А. области «Мезенское лесничество», не может влиять на выплачиваемое денежное вознаграждение ФИО2 за выполненную работу, служебных документов, подготовленных и подписанных ФИО2, к нему на проверку и утверждение не поступает, проверочные мероприятия по служебной деятельности ФИО2 им не проводятся, в ГКУ АО «Мезенское лесничество» с целью исключения в дальнейшей работе какого-либо пересечения при исполнении должностных обязанностей между ним и мастером ФИО2, из инструкции исключены те обязанности, на которое он может оказать влияние. ФИО2 не является его близким родственником или свойственником.

<Дата> министерство направило письмо руководителю территориального органа министерства – управления лесничествами о продлении срока исполнения протокола заседания комиссии министерства до <Дата>

<Дата>ФИО1 повторно направил в министерство уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных (трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в котором ФИО1 указал о принятии на работу <Дата> на должность мастера участка мужа его родной сестры ФИО6 ФИО2 В ГКУ АО «Мезенское лесничество» с целью исключения в работе пересечения при исполнении должностных обязанностей между ним и ФИО2 внесены изменения в должностную инструкцию ФИО2, исключены обязанности, на которые он может оказать влияние. Рабочее место ФИО2 расположено в д. М., тогда как его рабочее место располагается в ... на расстоянии 200 км. Предлагает принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: исключить из состава комиссии по оценке эффективности деятельности работников ГКУ АО «Мезенское лесничество» сотрудника Мезенского обособленного подразделения, ввести в сосав комиссии сотрудника управления лесничествами; не проводить совместные с мастером участка ФИО2 контрольные мероприятия в рамках лесного и пожарного надзора, а также в рамках проверки договорных обязательств; возложить на руководителя управления лесничествами ФИО9 дополнительный контроль за исполнением им должностных обязанностей; довести информацию о сложившейся ситуации между ним и ФИО2 до директора ГКУ АО «Мезенское лесничество» с целью дополнительного контроля и исключения взаимодействия в рабочем процессе; рассмотреть данный вопрос в соответствии с законодательством по противодействию коррупции.

Данное уведомление рассмотрено на заседании комиссии <Дата>, на котором принято решение, что предложенные ФИО1 меры носят формальный характер, снижают эффективность деятельности организаций, предполагают возложение дополнительных обязанностей на других сотрудников территориального органа министерства – управления лесничествами или работников ГКУ АО «Мезенское лесничество» и не решают задачи урегулирования конфликта интересов. Представителю нанимателя рекомендовано применить к ФИО1 меру ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за непринятие мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов.

На основании приказа министерства от <Дата><№>-лс служебный контракт с ФИО1 расторгнут. ФИО1 освобожден от замещаемой должности заместителя руководителя территориального органа министерства – управления лесничествами Мезенского обособленного подразделения и уволен с государственной гражданской службы А. области <Дата> на основании п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона 79-ФЗ в связи с утратой доверия к гражданскому служащему за неприятие мер по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, выплачена денежная компенсация за 20 календарных дней неиспользованного ежегодного отпуска.

Приказом министерства от 17 апреля 2023 г. № 171-лс в приказ от 17 апреля 2023 г. <№> внесены изменения, выплачена денежная компенсация за 28 календарных дней неиспользованного ежегодного отпуска, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь пропорционально числу полных месяцев, отработанных в календарном году.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон 273-ФЗ), под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 данной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона 273-ФЗ).

На государственных и муниципальных служащих возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 3 ст. 10 Закона 273-ФЗ).

Из ч. 1 ст. 10 Закона 273-ФЗ также следует, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 Закона 273-ФЗ, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно п. 4 Положения о министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от <Дата><№>-пп, министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные государственные учреждения Архангельской области.

В соответствии с Типовым положением о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденным Указом Г. А. области от <Дата><№>-у, территориальный орган министерства – управление лесничествами имеет обособленные подразделения, в том числе Мезенское обособленное подразделение.

Согласно п. 2.1 Устава ГКУ А. области «Мезенское лесничество», целью деятельности учреждения является осуществление полномочий в сфере лесных отношений, а также обеспечение деятельности Мезенского структурного обособленного подразделения.

Мастер участка Мосеевского участкового лесничества ГКУ АО «Мезенское лесничество» ФИО2 является мужем родной сестры ФИО1, поэтому он относится к лицам, перечисленным в ч. 2 ст. 10 Закона 273-ФЗ как лицо, связанное близкими отношениями с лицом, состоящим в близком родстве с ФИО1

В уведомлении от <Дата>ФИО1 указал, что конфликт интересов возможен при осуществлении лесного, пожарного, охотничьего надзора, при подписании договоров купли-продажи древесины для собственных нужд, подписании актов учета древесины, оказании государственных услуг.

В должностном регламенте заместителя руководителя Мезенского обособленного подразделения ФИО1 предусмотрено, в частности, подписание (визирование) служебных документов от имени обособленного подразделения, организация взаимодействия с государственным казенным учреждением А. области, осуществляющим деятельность в сфере лесных отношений на территории соответствующего лесничества, обеспечивает предотвращение нарушений лесного законодательства, обеспечивает осуществление контроля учета древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда, проверки и приемки лесных деклараций, организации осмотра арендованных лесных участков для оценки соблюдения арендаторами условий договоров аренды в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством РФ, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с должностной инструкцией мастера участка ГКУ АО «Мезенское лесничество» в должностные обязанности ФИО2 входит принятие и проверка документов граждан на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, обеспечение подготовки проектов договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, осуществление контроля за исполнением пользователями лесных участков договорных условий, проверяет в натуре качество отвода лесосек, проводит осмотр мест рубок, рубок ухода, проверка в натуре качества лесовосстановительных и противопожарных мероприятий с составлением актов, участие в проведении плановых и внеплановых проверок в сфере лесного законодательства, осуществление осмотра арендованных земельных участков для оценки соблюдения арендаторами выполнения условий договора аренды в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством РФ, правилами заготовки древесины, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах.

ГКУ АО «Мезенское лесничество» является подведомственным министерству учреждением, через которое министерство осуществляет свою деятельность в сфере лесных отношений.

ФИО1 является заместителем руководителя территориального органа министерства – управление лесничествами Мезенского обособленного подразделения, и исходя из функций, предусмотренных должностным регламентом ФИО1, и обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией ФИО2, при осуществлении ФИО1 служебных обязанностей возможно возникновение конфликта интересов.

ФИО1 исполнил обязанность по уведомлению о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 15 Закона 79-ФЗ, ч. 2 ст. 11 Закона 273-ФЗ, п. 2.2 служебного контракта, но не исполнил обязанность о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, предусмотренную ч. 1 ст. 15 Закона 79-ФЗ, ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона 273-ФЗ.

Не устраняют конфликт интересов предложенные ФИО1 меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в виде исключения ряда функций из должностной инструкции ФИО2, исключению из состава комиссии по оценке эффективности деятельности работников ГКУ АО «Мезенское лесничество» сотрудника Мезенского обособленного подразделения, введения в состав комиссии сотрудника управления лесничествами, возложении дополнительного контроля на управление лесничествами за исполнением им должностных обязанностей, доведения информации до директора ГКУ АО «Мезенское лесничество» о сложившейся ситуации между ним и ФИО2 с целью дополнительного контроля и исключения их взаимодействия в рабочем процессе.

В протоколе заседания комиссии от <Дата> отражено, что 16 функций по должностной инструкции мастера участка из 25 должностных обязанностей мастера участка предложено осуществлять совместно с участковым лесничим (осмотр мест рубок и т.д.), что влечет увеличение трудовой нагрузки участкового лесничего, лишает мастера участка возможности самостоятельно осуществлять свою трудовую функцию, что снижает эффективность работы всего учреждения. При имеющейся загруженности учреждения исполнение функций вдвоем будет лишь формально отражено в документах. Поэтому изменение должностной инструкции мастера участка является формальным принятием мер по урегулированию конфликта интересов. Включение в состав комиссии, предусмотренной положением об оплате труда работников учреждения, сотрудника территориального органа – управление лесничествами, который осуществляет свою трудовую деятельность за пределами Мезенского района, противоречит целям работы такой комиссии, поскольку такой работник не сможет достоверно оценить качество работы и будет руководствоваться информацией, предоставленной работниками Мезенского обособленного подразделения, которые находятся в подчинении ФИО1

Исходя из характера взаимодействия Мезенского обособленного подразделения и ГКУ АО «Мезенское лесничество», предложенные ФИО1 меры не исключают возможность возникновения конфликта интересов.

В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 11 Закона 273-ФЗ предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Служебное положение ФИО1 в целях урегулирования конфликта интересов не изменил.

Таким образом, меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, как это предусмотрено ч. 1 ст. 11 Закона 273-ФЗ, ФИО1 не приняты.

То обстоятельство, что в протоколе заседания комиссии от <Дата> предложено принять меры по предотвращению или урегулированию возможного конфликта интересов представителю нанимателя, а не ФИО1, не свидетельствует о незаконности увольнения истца, так как обязанность ФИО1 принять меры по предотвращению или урегулированию возможного конфликта интересов предусмотрена законом (ч. 1 ст. 15 Закона 79-ФЗ, ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона 273-ФЗ).

Пунктом 39.2 Положения <№>-у комиссия вправе лишь рекомендовать гражданскому служащему принять меры по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения.

Согласно ч. 6 ст. 11 Закона 273-ФЗ, ч. 3.2 ст. 19 Закона 79-ФЗ, непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Закона 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом 79-ФЗ, Законом 273-ФЗ и другими федеральными законами.

Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона 79-ФЗ).

Поскольку ФИО1 не приняты меры по предотвращению и урегулированию возможного возникновения конфликта интересов, министерство правомерно произвело расторжение служебного контракта, освобождение ФИО1 от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы Архангельской области на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 59.2 Закона 79-ФЗ.

Порядок применения взыскания за коррупционное правонарушение, установленный ст. 59.3 Закона 79-ФЗ, соблюден.

Отделом кадровой работы министерства проведена проверка по уведомлениям ФИО1 Доклад сотрудника отдела кадровой работы заслушан, и результаты проверки рассмотрены на заседании комиссии.

Взыскание применено на основании рекомендации комиссии, не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения.

Такой срок исчисляется с <Дата>, то есть после получения министерством уведомления ФИО1 от <Дата>, на основании которого стало известно о непринятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

При применении взыскания учтены характер правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, а именно в течение длительного периода ФИО1 не приняты меры по урегулированию конфликта интересов.

В приказе о применении взыскания от <Дата> в качестве основания применения взыскания указан пункт 1 части 1 ст. 59.2 Закона 79-ФЗ. С приказом ФИО1 ознакомлен <Дата>

Истребование от гражданского служащего объяснения в письменной форме до применения взыскания положениями ст. 59.3 Закона 79-ФЗ не предусмотрено.

Письмо министерства от <Дата> в адрес руководителя территориального органа министерства – управление лесничествами о продлении срока исполнения протокола заседания комиссии министерства от <Дата> до <Дата> не является нарушением порядка применения взыскания, так как установление срока принятия мер по урегулированию конфликта интересов или по недопущению его возникновения и продление такого срока не запрещены Положением <№>-у.

Основанием для проведения заседания комиссии <Дата> явилось направление ФИО1 уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, от <Дата>, что соответствует требованиям п. 26 Положения <№>-у.

Положения п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона 79-ФЗ, согласно которым гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, за исключением замещения должности гражданской службы в уполномоченных в сфере лесных отношений органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях, в данном случае применению не подлежат, так как ФИО10 по отношению к ФИО1 не относится к перечисленным лицам.

Из указанных положений Закона 79-ФЗ следует, что ФИО1 может находиться на гражданской службе в случае замещения должности гражданской службы, связанной с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью ему ФИО2, в уполномоченных в сфере лесных отношений органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях, к которым относится Б. сельское поселение Мезенского округа Архангельской области, что не исключает выполнение ФИО1 обязанности о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, предусмотренной ч. 1 ст. 15 Закона 79-ФЗ, ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона 273-ФЗ.

По этим же основаниям отвергаются доводы о принятии ФИО1 мер по урегулированию конфликта интересов и отсутствии нарушений п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона 79-ФЗ, изложенные в особом мнении и письменных объяснениях Свидетель №2, входящего в состав комиссии министерства.

Увольнение истца произведено с соблюдением требований ст.ст. 59.2, 59.3 Закона 79-ФЗ, поэтому не имеется оснований для признания приказов министерства от <Дата><№>-лс и <Дата><№>-лс незаконными, восстановлении на государственной гражданской службе Архангельской области в должности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами Мезенского обособленного подразделения с <Дата>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с <Дата> по <Дата> в размере 440 419,98 руб., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. В удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 АлексА.а (ИНН <№>) к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ИНН <***>) о признании приказов министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от <Дата><№>-лс и от <Дата><№>-лс незаконными, восстановлении на государственной гражданской службе Архангельской области в должности заместителя руководителя территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управления лесничествами Мезенского обособленного подразделения с <Дата>, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 440 419 руб. 98 коп., компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Председательствующий Е.Г. Дейнекина